- 5 июня, 2018
- 148
ЧУДЕС НЕ БУДЕТ
Генеральный директор СПАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик не верит в чудеса и не огорчается, что в новой стратегии развития страхового рынка мало масштабного, но много конкретного. По его мнению, рынку шаг за шагом надо идти к либерализации и конкуренции, избавляясь от отравляющих организм токсичных продуктов.
Современные страховые технологии: Российскому страховому рынку 25 лет. В России есть страхование?
Дмитрий Раковщик: Не могу сказать, что за последний десяток лет нам удалось пробудить у населения интерес к страхованию. Когда мы говорим о том, что ОСАГО является локомотивом для продвижения других видов страхования, мы немного лукавим. Оно бы этим локомотивом являлось, если бы в нем не было столько проблем. Самая главная проблема — регулирование рынка, которого быть не должно.
Либерализация неизбежна. Необходимо перестать диктовать условия по тарифам. Самое важное — у страховщика должны появиться возможности применять собственные расчеты для определения конечной цены. Тогда начнется конкуренция, тогда ОСАГО встанет в один ряд с каско и другими страховыми продуктами.
ССТ: А что происходит на рынке корпоративного страхования?
Д. Р.: Корпоративный рынок все больше концентрируется в руках нескольких игроков. Конечно, это плохо, потому что конкуренция должна двигать рынок.
ССТ: Страховщики принимали стратегию развития рынка до 2020 года. Что удалось реализовать?
Д. Р.: Стратегия, которая была принята, сводится к двум позициям — продавай как можно больше, получай прибыль как можно больше. Конечно, слова в ней были сказаны правильные и про долю в ВВП, и про пенетрацию, но… Всегда есть объективные и субъективные причины. Власть не воспринимает страхование как нужный инструмент. Законы в области страхования принимаются по остаточному принципу и в основном направлены на то, чтобы принять какие-то популистские решения или что-то зарегулировать.
Мы рождаем один за другимнекие механизмы, которыепризваны преодолеть проблему,созданную нами же. Но отжесткого регулированиятяжело отказываться. Людидействительно уверены в том,что рынок поведет себя настолькоплохо, насколько плохо онио нем думают.
ССТ: Почему за 25 лет страховщикам не удалось создать мощное лобби, отстроить взаимодействие с министерствами и ведомствами, то есть провести ту работу, которую проводят другие отрасли экономики?
Д. Р.: Давайте посмотрим на акционеров крупнейших страховых компаний. Чаще всего для них страховой бизнес не является основным. Если он неплох, то на этом все успокаиваются.
Вторая причина — ОСАГО, которое дискредитировало идею страхования. Теперь любая идея, инициатива, которая должна бы двигать рынок, воспринимается сквозь призму проблемного ОСАГО. Великий экономист Хайек говорил, что когда государство начинает регулировать рынок, оно попадает в бесконечное количество ловушек, которое само себе расставляет. Мы рождаем один за другим некие механизмы, которые призваны преодолеть проблему, созданную нами же. Но от жесткого регулирования тяжело отказываться. Люди действительно уверены в том, что рынок поведет себя настолько плохо, насколько плохо они о нем думают.