- 5 июня, 2018
- 161
СТРАХОВОЙ РЫНОК 2018: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В 2017 году страхование жизни осталось главным драйвером роста страхового рынка — на этот сегмент пришлось более 25 % всех сборов. В 2018 году страхование жизни по-прежнему будет генерить сборы, однако есть перспективы и у других сегментов рынка. Кроме того, заметно изменится структура каналов продаж — фокус все больше будет смещаться в онлайн.
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ ДОМИНИРУЕТ
В 2017 году страховой рынок России вырос на 8,3 % — до 1,3 трлн рублей (по данным ЦБ). Страхование жизни доминировало и по темпам прироста (+54 %, до 331,5 млрд рублей), и по доле — 25 % всех сборов. По нашим оценкам, рынок без страхования жизни стагнировал — сборы снизились на 2 %. В 2018 году этот тренд не изменится — страхование жизни останется одним из ключевых драйверов роста, прибавит 25–30 % сборов по итогам года. Однако такими темпами сегмент продолжит расти в ближайшие 2–5 лет. Доля рынка страхования жизни также будет увеличиваться, составив в перспективе 2018–2019 гг. треть всех сборов.
В то же время, нельзя не отметить, что для страхования жизни возникли и определенные вызовы. Во-первых, спрос спадает изза того, что развиваются и другие инвестиционные инструменты. Во-вторых, пока не решена проблема мисселинга. В-третьих, банки могут сместить фокус на продажи собственных депозитов или чистых инвестиционных продуктов. Как известно, от банковского канала продаж страховщики жизни зависят более всего. Проблема мисселинга имеет и обратную сторону медали. Она привела к выработке стандартов качества продаж страхования жизни, повышению прозрачности и привлекательности рынка страхования жизни. ВСС разработал стандарты продаж страховых программ (банки тоже должны будут их соблюдать), что, в свою очередь, повысит популярность продукта среди частных инвесторов.
По прогнозам аналитического агентства «БизнесДром», в 2018 году российский страховой рынок без учета сегмента страхования жизни может начать расти. Прирост составит 2–3 % без учета страхования жизни, а совокупные страховые сборы покажут более существенную динамику, прибавят порядка 10 %.
Е-СТРАХОВАНИЕ
Технологии, конечно, продолжают развиваться на страховом рынке — это и телемедицина, и телематика, и онлайн-урегулирование. Компании постепенно пилотируют подобные проекты на выбранных продуктах, чтобы оцифровать уже весь бизнес впоследствии. Однако пока ощутимые результаты дают только онлайн-продажи, и только в ОСАГО. Как мы понимаем, в этом сегменте е-продажи не означают напрямую рост технологичности. Более всего е-полисов продается в токсичных регионах с высокой убыточностью.
По данным РСА, в первом квартале 2018 года число заключенных договоров ОСАГО в электронном виде выросло в 4,5 раза — до 3,4 млн штук по сравнению с аналогичным
периодом 2017-го. За квартал было заключено 745 тыс. договоров в электронном виде (в 2016 году — всего 103 тыс.).
По данным РСА, выплаты страховых компаний по ОСАГО по судебным решениям в 2017 году составили 37,4 млрд руб. Из этих денег 80 % вместо потерпевших получили автоюристы-мошенники (то есть около 30 млрд руб.). Для сравнения: в 2016 году сумма судебных расходов составляла 26,3 млрд руб., в том числе страховые выплаты — 13,1 млрд руб. и накладные расходы — 13,2 млрд руб.
А вот проникновение телематики оставляет желать лучшего — в среднем по рынку «умное» каско занимает 1–3 % в портфелях страховщиков. По нашим прогнозам, это эффект раскачивания, и в ближайшее время такие «умные» продукты будут распространяться быстрее — и в части моторных видов страхования, и в части ДМС, и в части страхования имущества («умный» дом).