- 5 июня, 2018
- 151
НЕ ХВАТАЕТ ГОРИЗОНТА
По мнению президента АО «АИГ» Романа Тихоненко, предыдущая стратегия развития страхового рынка во многом провалилась, но у новой стратегии есть шанс. Главное — исходить из долгосрочных приоритетов развития страховой отрасли, а не сиюминутных интересов ее игроков.
Современные страховые технологии: Действительно ли в России слабый риск-менеджмент?
Роман Тихоненко: Это действительно проблема, хотя качество его постепенно улучшается. Но о чем нам это говорит? Не только о слабом осознании рисков, но и в целом о том, что руководители не оперируют стратегическими долгосрочными горизонтами. У них нет долгосрочного взгляда на риски, нет оценки рисковой ситуации, нет комплексного взгляда на ответственность, которую они могут понести в результате выпуска некачественной продукции. Кстати, страховой рынок страдает тем же — недостаточный горизонт планирования. Многие российские предприятия начинают лучше сознавать свою ответственность и необходимость ее страхования, когда выходят на зарубежные рынки. Сначала осознание приходит в силу требований зарубежных регуляторов, клиентов, бирж. А уже потом они принимают страхование ответственности как ежедневную практику и начинают применять ее в России.
ССТ: С физическими лицами — такая же картина?
Р. Т.: В целом, да. Наше население тоже в основном не планирует, не оценивает риски и, уж тем более, свою ответственность. Но, безусловно, и отношение клиентов к страхованию и страховым продуктам, и сами продукты, включая дополнительные сервисы, эволюционируют. Так, на мой взгляд, предложения в стиле lifestyle product, довольно популярные на развитых рынках, могут хорошо пойти и у нас. Это тип страховых продуктов, который нацелен на поддержание текущего уровня и комфорта жизни, куда зачастую дополнительно включены сервисы, которые клиент получает вместе со страховой защитой: оплата медикаментов, которые выписал доктор, посещение реабилитационного центра, сеансы массажа, техническая поддержка и т. д. Сочетание защиты от рисков и дополнительных услуг делает такое предложение более комплексным и органичным. Кроме того, программа может предусматривать возврат части страховой премии или получение дополнительных услуг (например, по поддержанию здоровья) в случаях, когда клиент меньше использовал рисковую составляющую, то есть, меньше лечился.
Многие российские предприятияначинают лучше сознавать своюответственность и необходимостьее страхования, когда выходятна зарубежные рынки. Сначалаосознание приходит в силутребований зарубежныхрегуляторов, клиентов, бирж.
ССТ: Как продавать такие продукты?
Р. Т.: Думаю, через банки и диджитал-каналы. Сейчас продажи через интернет составляют 3–4 %, а в скором времени эта доля может подняться до 30 %. Но произойдет это не раньше, чем у людей появится понимание хотя бы базовых продуктов. Тогда они смогут сами, пользуясь инструментами, которые дает интернет, сравнивать продукты, выбирать то, что им нужно по цене/качеству, а не только самое дешевое. Россияне с доходом от чинают сами все больше погружаться в тему, а не полагаться на советы агентов. Кроме того, за 25 лет коммерческого страхования в России население научилось самостоятельно отвечать за свое благополучие, стало воспринимать несколько страховых продуктов как неотъемлемые — ОСАГО, страхование выезжающих за рубеж, каско на машину дороже 1 млн рублей. Граждане уже пытаются анализировать, что из предложения страховщиков им больше подходит. Я это вижу даже просто по звонкам от своих знакомых.