• 5 июня, 2018

СТРАХОВОЙ РЫНОК 2018: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Самиев Павел

исполнительный директор АЦ «Институт страхования»

В 2017 году страхование жизни осталось главным драйвером роста страхового рынка — на этот сегмент пришлось более 25 % всех сборов. В 2018 году страхование жизни по-прежнему будет генерить сборы, однако есть перспективы и у других сегментов рынка. Кроме того, заметно изменится структура каналов продаж — фокус все больше будет смещаться в онлайн.

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ ДОМИНИРУЕТ

В 2017 году страховой рынок России вырос на 8,3 % — до 1,3 трлн рублей (по данным ЦБ). Страхование жизни доминировало и по темпам прироста (+54 %, до 331,5 млрд рублей), и по доле — 25 % всех сборов. По нашим оценкам, рынок без страхования жизни стагнировал — сборы снизились на 2 %. В 2018 году этот тренд не изменится — страхование жизни останется одним из ключевых драйверов роста, прибавит 25–30 % сборов по итогам года. Однако такими темпами сегмент продолжит расти в ближайшие 2–5 лет. Доля рынка страхования жизни также будет увеличиваться, составив в перспективе 2018–2019 гг. треть всех сборов.

В то же время, нельзя не отметить, что для страхования жизни возникли и определенные вызовы. Во-первых, спрос спадает изза того, что развиваются и другие инвестиционные инструменты. Во-вторых, пока не решена проблема мисселинга. В-третьих, банки могут сместить фокус на продажи собственных депозитов или чистых инвестиционных продуктов. Как известно, от банковского канала продаж страховщики жизни зависят более всего. Проблема мисселинга имеет и обратную сторону медали. Она привела к выработке стандартов качества продаж страхования жизни, повышению прозрачности и привлекательности рынка страхования жизни. ВСС разработал стандарты продаж страховых программ (банки тоже должны будут их соблюдать), что, в свою очередь, повысит популярность продукта среди частных инвесторов.

По прогнозам аналитического агентства «БизнесДром», в 2018 году российский страховой рынок без учета сегмента страхования жизни может начать расти. Прирост составит 2–3 % без учета страхования жизни, а совокупные страховые сборы покажут более существенную динамику, прибавят порядка 10 %.

Е-СТРАХОВАНИЕ

Технологии, конечно, продолжают развиваться на страховом рынке — это и телемедицина, и телематика, и онлайн-урегулирование. Компании постепенно пилотируют подобные проекты на выбранных продуктах, чтобы оцифровать уже весь бизнес впоследствии. Однако пока ощутимые результаты дают только онлайн-продажи, и только в ОСАГО. Как мы понимаем, в этом сегменте е-продажи не означают напрямую рост технологичности. Более всего е-полисов продается в токсичных регионах с высокой убыточностью.

По данным РСА, в первом квартале 2018 года число заключенных договоров ОСАГО в электронном виде выросло в 4,5 раза — до 3,4 млн штук по сравнению с аналогичным

периодом 2017-го. За квартал было заключено 745 тыс. договоров в электронном виде (в 2016 году — всего 103 тыс.).

По данным РСА, выплаты страховых компаний по ОСАГО по судебным решениям в 2017 году составили 37,4 млрд руб. Из этих денег 80 % вместо потерпевших получили автоюристы-мошенники (то есть около 30 млрд руб.). Для сравнения: в 2016 году сумма судебных расходов составляла 26,3 млрд руб., в том числе страховые выплаты — 13,1 млрд руб. и накладные расходы — 13,2 млрд руб.

А вот проникновение телематики оставляет желать лучшего — в среднем по рынку «умное» каско занимает 1–3 % в портфелях страховщиков. По нашим прогнозам, это эффект раскачивания, и в ближайшее время такие «умные» продукты будут распространяться быстрее — и в части моторных видов страхования, и в части ДМС, и в части страхования имущества («умный» дом).

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…