- 12 сентября, 2019
- 156
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ ОМС
В российской системе обязательного медицинского страхования слабо разработаны меры экономического стимулирования для страховых организаций. И хотя хорошо поощряется увеличение количества застрахованных, для дополнительного улучшения качества медицинских услуг стимулов не хватает.
ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НЕГАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Для развития конкуренции в системе медицинского страхования, в первую очередь необходимо добиться того, чтобы право на свободный выбор страховой организации могло быть реализовано гражданином. Для этого клиенту должен быть представлен выбор из нескольких страховых компаний, как минимум — из двух–трех.
Кроме того, необходимо обеспечить дифференциацию страхового продукта. То есть потребитель должен понимать, чем страховой продукт, предлагаемый в одном месте, отличается от страхового продукта, предлагаемого в другом, и выбирать для себя наиболее подходящий вариант.
Наконец, страховая организация должна увидеть, что она получает большую прибыль, предлагая более качественную услугу.
Конкуренция, однако, может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
Для повышения качества оказания медицинской помощи необходима возможность отбора поставщиков с лучшим качеством услуг. Важным аспектом повышения качества является обучение медицинских специалистов. Страховые компании могут сами напрямую работать с медицинскими организациями, участвовать в подготовке медицинских кадров.
Для повышения качества помощи страховые организации в некоторых странах в дополнение к базовой программе ОМС предлагают услуги сверх определенного законом минимума. Это могут быть как дополнительные услуги к базовой программе ОМС, так и сервисные услуги, например, информационное сопровождение пациентов.
Среди факторов, оказывающих влияние на снижение стоимости ОМС, следует выделить отбор поставщиков с лучшим соотношением цены и качества услуг, оптимизацию процесса оказания медицинской помощи, а также сокращение административных затрат.
Однако при всех достоинствах конкуренции в системе ОМС могут возникать риски негативного отбора и ухудшения медицинского обслуживания. Для максимизации прибыли страховая организация может начать ориентироваться на более здоровых клиентов и пытаться избавиться от пациентов, которые приносят убытки. Сотрудники страховщика могут получать поощрение за заключение договоров с «правильными» клиентами. Для таких лиц страховые компании могут предлагать соответствующие дополнительные продукты, интересные нужной целевой аудитории.