- 27 декабря, 2019
- 155
УГОН НА СКРЫТОЙ КАМЕРЕ
Обеспечение безопасности граждан – только один из очевидных вариантов использования камер видеонаблюдения в городах. Та же инфраструктура может дать страховщикам инструмент по борьбе со страховыми мошенниками. А ведь это тоже один из важнейших аспектов безопасности, справедливо считает заместитель руководителя СЭБ СЗРЦ АО «АльфаСтрахование» Михаил Всеволодович Яненко-Базанов, который активно работает над тем, чтобы страховщикам был предоставлен доступ к данным городских информационных систем.
Современные страховые технологии: Почему возникла задача по обеспечению допуска страховщиков к данным городских информационных систем?
Михаил Яненко-Базанов: В городе происходит достаточно большое количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе много инсценированных.
Бывают случаи, когда на ДТП приезжает уже разбитый автомобиль, бывают инсценированными и угоны. Проверка достоверности страхового случая требует допуска к записи информации на городских камерах. Только городские системы обладают возможностью получить достоверное видео или фото с места событий. Записи камер помогут определить, были ли повреждения на автомашине до ДТП и какие именно повреждения. Благодаря этому можно сделать вывод, было ли происшествие реальным или злоумышленники пытаются мошенническими действиями получить деньги со страховой компании.
ССТ: Много ли таких инсценировок в Вашем городе?
М. Я-Б.: В Санкт-Петербурге количество таких случаев составляет около 5 % от общего числа убытков. Но каждое из таких событий может стоить страховой компании 400 тыс. рублей, а в случае инсценировки угона – гораздо больше. Это весьма приличные деньги, которые страховщикам не хотелось бы терять, это первое. А второе – мы не видим необходимости поощрять мошенничество. Если мошенники не получают достойного отпора, если они понимают, что отвечать за свои действия им не придется, то начинается строительство определенного бизнеса, к которому мошенники привлекают большое количество граждан, коррумпируют сотрудников правоохранительных органов.
ССТ: У страховщиков совсем нет возможности получить данные с городских камер?
М. Я-Б.: Сейчас город не отказывается предоставлять информацию страховщикам по конкретному запросу. Но такой запрос и получение ответа занимают достаточно долгое время. Так как страховщикам на принятие решения по ОСАГО отводится только 20 дней с момента получения заявления до момента выплаты, то такая потеря времени существенна. Есть риск, что страховщики могут не уложиться в сроки. Прямой доступ к информационной системе нам существенно бы облегчил ситуацию.
ССТ: Каким образом страховщики планируют выстраивать свою работу для обеспечения доступа к данным городских камер?
М. Я-Б.: Информационные разработки принадлежат городу – это инфраструктура аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Она была сделана на деньги и в интересах города. Государственные службы, такие как ГИБДД и МВД, имеют к ним неограниченный доступ. Проблема в том, что на основании закона Санкт-Петербурга доступ к подобным системам предоставляется только государственным структурам. Страховщики государственными структурами не являются.
ССТ: То есть требуются изменения городского закона?
М. Я-Б.: Первоначально мы начинали разговор с городом на уровне нашей рабочей группы. Мы вышли на городской Комитет по информатизации и связи, который занимается разработкой этих систем. Чтобы разрешить доступ страховщикам, нужно принять дополнительные законодательные акты на местном уровне. Наличие существенных юридических проблем не позволило нам найти приемлемое решение оперативно. Нам пришлось подключать к разговору ВСС, РСА и Центральный банк. 20 марта 2019 года в Смольном состоялась встреча представителей страховщиков, Банка России с Комитетом по связи Санкт-Петербурга и правительством города.
В результате было принято решение вопрос проработать. Несмотря на это, мы получили отрицательный ответ. Был предложен платный вариант доступа к информации, но город не смог включить эту платную услугу в перечень городских сервисов. Возникла некая законодательная коллизия – нужно менять закон Санкт-Петербурга.