Лень как защитный механизм: что скрывается за нежеланием работать

Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России*.

Наш мозг обладает уникальной программой, которую в житейских отношениях мы называем ленью, а так в целом это программа сохранения жизненных сил. Это витальная программа, которая обеспечивает человеку физическую и психическую сохранность. И поэтому абсолютное большинство людей в норме стремится работать меньше, чем больше. И в этом стремлении есть риски, связанные как с фактом игнорирования программы, ухода в трудоголизм, так и с возможностью встретиться с полным бездельем и бездействием. И один, и другой край очевидно опасны.

Что же касается временных нормативов, то они чрезвычайно подвижны и социально подвижны. Мы знаем периоды в истории человечества, когда рабочий день длился и 12, и 14 часов.

Принимаем уже как очевидность и даже считаем перегрузкой восьмичасовой рабочий день, стремимся к его сокращению. Но здесь имеет существенное значение не только факт длительности времени рабочего дня, сколько факт перегруженности, например, этой самой деятельности эмоциогенными факторами, эмоционально насыщенными факторами, множественностью задач и переходов от задачи к задаче, неопределенностью этих задач и чрезмерной ответственностью, например, за жизнь и здоровье другого человека. Эти факторы в значительной степени связаны с возникновением дисфункциональных состояний, одним из которых является эмоциональное или профессиональное выгорание.

Это функциональное состояние, а точнее дисфункциональное состояние возникает чаще всего в группе профессий «человек-человек», где перегруженность эмоциональностью контактов и множественностью разнообразных взаимодействий провоцирует человека на постоянные эмоциональные отклики, что приводит к демотивации профессиональных достижений, утомлению и истощению, что активирует проявление цинизма. И в целом это состояние наносит существенный вред и самому работнику, и той организации, в которой данный человек осуществляет свою деятельность.

Оптимистическая и оптимальная версия – это профилактика эмоционального выгорания. И начинается она с периодического аудита проявлений эмоционального выгорания, контроля за эмоциогенной деятельности в самой организации, контроля климата. на рабочем месте в организационных структурах. Это открытость процессов и осведомлённость специалиста в отношении того, что он может предпринять, когда симптомы или проявления эмоционального выгорания будут им восприниматься уже как препятствие для осуществления данной деятельности. Это и психологическая помощь, и, собственно, отдых. Но лучшим профилактическим основанием для выгорания в организации является качество отношений, когда организация не декларирует ценность своих специалистов, а создает условия для того, чтобы специалист принимал свою ценность через те усилия и возможности, которые дает ему организация.

*Пироговский Университет не только обучает будущих врачей, но и активно работает над популяризацией достижений российской науки в области медицины
https://rsmu.ru/

Похожие статьи

Будущее долголетия уже здесь. Самые перспективные добавки для продления…

Ольга Николаевна Ткачева, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Пироговского Университета Минздрава России, доктор медицинских наук.

Дефицит железа: почему возникает, как лечить и чем опасна…

Андрей Петрович Кондрахин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры фармакологии Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета Минздрава России.

Как избежать трагедии на дороге: руководство для всех участников…

Начнем с водителей. Категорически запрещается управлять транспортным средством в алкогольном опьянении.