- 1 июля, 2022
- 166
Финансовый уполномоченный рассказала о подходах к разрешению споров по ОСАГО в связи с невозможностью осуществить ремонт поврежденного транспортного средства
«Речь идет о тех ситуациях, при которых потребитель в феврале, марте и даже в апреле 2022 года получил от страховой организации направление на ремонт, но спустя время от СТОА получено сообщение о невозможности в установленный законом срок произвести ремонт. Но потребитель не соглашается на увеличение срока, которое допускается законодательством по соглашению сторон», – пояснила Максимова.
Финансовый уполномоченный разъяснила правовые позиции, которых придерживается финансовый уполномоченный при рассмотрении подобных обращений.
Так, если у страховщика заключен договор на организацию ремонта со станцией технического обслуживания (СТОА), которая соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик должен направить его транспортное средство на эту станцию.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям к организации ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать направление на ремонт на одну из таких станций. При отсутствии такого согласия возмещение вреда осуществляется в форме страховой выплаты.
«Таким образом, несоответствие станции любому из указанных в законе об ОСАГО критериев является достаточным правовым основанием для смены формы страхового возмещения по договору ОСАГО с натуральной на денежную», – отметила Максимова.
В этой связи если страховщик представит финансовому уполномоченному доказательства невозможности выдачи им направления на ремонт в течение установленного законом об ОСАГО срока по причине отказа всех СТОА, с которыми страховщик заключил договоры и которые соответствуют критериям доступности для потерпевшего, а также сохранности гарантий от производителя, взыскиваемое страховое возмещение должно рассчитываться как стоимость восстановительного ремонта с учетом износа узлов, деталей и запасных частей.
«При этом в качестве доказательств невозможности проведения ремонта страховщики вправе представить письма СТОА об отказе последних от проведения ремонта. Однако такой отказ должен быть выражен в отношении конкретного транспортного средства потерпевшего с указанием марки, модели, и иных признаков, позволяющих идентифицировать его», – пояснила Максимова. Отказ СТОА от ремонта по причинам, связанным со сложившейся рыночной ситуацией, но без привязки такого отказа к конкретному транспортному средству потерпевшего, не может расцениваться как доказательство несоответствия СТОА требованиям об организации ремонта, установленным законом об ОСАГО, добавила финансовый уполномоченный.
«Аналогичным образом, по нашему мнению, должны оцениваться и информационные письма представительств автопроизводителей о перебоях или ограничениях в поставках запасных частей, поскольку они не свидетельствуют о фактическом отсутствии у СТОА запасных частей, необходимых для ремонта конкретного транспортного средства», – подчеркнула Максимова.