• 7 июля, 2023
  • 75

АВАРКОМ АВАРКОМУ РОЗНЬ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

Алексеев Виктор

заместитель генерального директора СК «МАКС»

АВАРКОМ АВАРКОМУ РОЗНЬ

По мере цифровизации страховых сервисов такая услуга, как аварийный комиссар, казалось бы, постепенно должна терять актуальность. Но люди всегда ищут помощи в сложных, стрессовых ситуациях, и этим часто пользуются мошенники. Как недобросовестные аваркомы выкачивают деньги из страховщиков, рассказал вице-президент ВСС Сергей Ефремов.

ССТ: Что собой представляет услуга аварийного комиссара?

Сергей Ефремов: Исторически функция аварийных комиссаров была связана с уре­гулированием убытков по каско. Стра­ховые компании предлагали ее в рамках оказания дополнительных сервисных услуг для клиентов, иногда эти услуги оказывал дилер для новых автомобилей, чаще все­го — премиального класса.

Услуга включает в себя выезд аварийного комиссара на место ДТП, помощь в запол­нении и оформлении документов, оказа­ние психологической поддержки застра­хованному. Аварком должен разобраться в истинных причинах ДТП, зарисовать схему, сфотографировать происшествие, он может оказать помощь при вызове эва­куатора. Роль аварийного комиссара — это сервисная составляющая.

ССТ: Кто может быть аварийным комиссаром, и кто контролирует его деятельность?

С. Е.: В начале 2000-х, когда сервис аварийных комиссаров предоставлялся в основном страховыми компаниями, аваркомы были штатными сотрудни­ками страховщика. Их деятельность контролировалась непосредственно страховой компанией. В то время ава­рийный комиссар еще и собирал необ­ходимые документы в ГИБДД — делать это самостоятельно гражданам не очень нравилось.

В конце 2015 года практически все служ­бы аварийных комиссаров в страховых компаниях прекратили свое существова­ние. Это было связано с тем, что автосало­ны и дилеры стали активно развивать этот сервис со своей стороны.

На сегодня официальной фиксации специ­альности «аварийный комиссар» нет. Ника­ким законом или нормативным актом это не определено, нет и организации, которая бы контролировала эту деятельность. Стра­ховщики не заинтересованы держать у себя в штате службы аварийных комиссаров, так как это увеличивает расходы по обслужива­нию договора страхования.

В каско высокая конкуренция за сниже­ние размера страхового взноса, а в ОСАГО оплата аварийного комиссара просто не предусмотрена. К тому же страхование сейчас идет в «цифру», создаются удобные мобильные приложения, подключаются видеокамеры и так далее, поэтому деятель­ность аварийных комиссаров постепенно становится неактуальной.

ССТ: И тем не менее, почему вопрос о деятельности аваркомов сейчас снова на повестке?

С. Е.: Неожиданно у нас в ряде городов стали появляться аварийные комисса­ры — службы, чаще всего организованные бывшими сотрудниками ГИБДД. Они вы­езжают на места ДТП и оказывают помощь по ОСАГО, естественно, за деньги.

аварийный комиссар

ССТ: Дело хорошее. Человек после ДТП в стрессе, нуждается в помощи… Что не так?

С. Е.: Конечно, у человека может не быть мобильного приложения или он не знает, как им пользоваться. Бывает, что долго не приезжают сотрудники ГИБДД или у одного из участников ДТП нет полиса ОСАГО. Когда рядом знающий професси­онал, хорошо разбирающийся в подобных ситуациях, люди всегда этому рады. Но далеко не всегда они хотят за это платить.

Такой ситуацией начали массово поль­зоваться недобросовестные юристы. Они создают такие службы аварийных комис­саров, которые выезжают на место ДТП после того, как поступил звонок на телефон ГИБДД. Такой аварком сразу заявляет, что все услуги он будет оказывать бесплатно, нужно только подписать доверенность или соглашение о представлении интере­сов пострадавшего в страховой компании, в суде и других инстанциях. Пострадавшим объявляется, что за все заплатит страхов­щик. Для финансово неграмотного чело­века такое предложение выглядит очень симпатично. Причем, если человек, осознав ситуацию, потом откажется от такого дого­вора, он должен будет компенсировать все затраты аварийного комиссара — это тоже прописывается в договоре.

ССТ: Сколько стоит работа аваркома?

С. Е.: В разных городах по-разному. В ряде регионов эта сумма доходила до 20 тыс. руб. В Волгограде, например, мы знали случаи, когда услуги аварийных комиссаров оцени­вали в 70 тыс. руб. В дальнейшем недобро­совестные аваркомы пытаются перенести все эти расходы на страховщика, на оплату убытков по ОСАГО.

Подчеркну: закон об ОСАГО и правила страхования не предусматривают таких расходов, это просто дополнительный платный сервис, как если бы пострадав­ший в ДТП человек заказал себе пиццу или массажиста к месту аварии за допол­нительные деньги. Страховщики отка­зываются компенсировать эти расходы. Но в ряде судов уже выносились решения о взыскании со страховщика стоимости услуг аварийного комиссара.


Утверждение об отсутствии нормативно закрепленной специальности или вида деятельности «аварком» полностью соответствует действительности. Поэтому возникает вполне законный вопрос: чем руководствуются суды, включая уважаемый всеми нами Верховный суд РФ, когда выносят решение об оплате страховщиками услуг аварийного комиссара, которого законодательно и нормативно не существует в природе? Что входит в состав услуг — оформление извещения о ДТП, которое обязан оформить сам потерпевший, и заполнение граф которого занимает от силы 30 минут?

Виктор Алексеев

Виктор Алексеев
Заместитель генерального директора СК «МАКС»

Еще раз подчеркиваю, правилами дорожного движения (ПДД п. 2.6.1) прямо предписывается водителю самостоятельно зафиксировать путем фото и видеосъемки место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения на ТС, при этом самостоятельно, без вызова сотрудников ГИБДД, оформить документы, предусмотренные законом об ОСАГО.

Хитроумные аваркомы Йошкар-Олы изобрели для судов письменные пояснения от водителя, цитирую:

«Так как у меня не было с со­бой авторучки для заполне­ния извещения, я вынужден был воспользоваться услу­гами ООО «Ваш юрист». Хочется прямо сказать — маразм. И это принимает­ся судами, а 30-минутная услуга оценивается ми­нимум в 8 тыс. руб. Хотя в решении ВС РФ по данно­му вопросу сказано, во-пер­вых, о самостоятельном вызове потерпевшим аваркома, во-вторых, о не­обходимости оценки судами обоснованности понесенных водителем затрат на авар­кома. В наших же случаях ситуация «вы не ждали, а я сам (аварком) приехал, т. к. мне позвонил сердобольный очевидец ДТП», а у водите­ля всегда при себе имеется 8 тыс. руб. наличными, которыми и оплачивается, якобы, услуга. Хотя ежеме­сячная заработная плата может не превышать и 20 тыс. руб.

Второй, чисто процессу­альный аспект — покажи­те, в каком месте ФЗ-40 «Об ОСАГО» прописыва­ется обязанность стра­ховщика оплатить услуги аваркома?

Размер ущерба, услуги НЭ, УТС, эвакуация, почтовые расходы, услуги нотари­уса — да, а вот аварко­мов — нет. Финансовый уполномоченный в данном вопросе на стороне страхо­вого сообщества и отка­зывает заявителям по их требованиям оплатить услуги аваркома. Поэтому и бьются до сих пор юри­сты страховых компаний в судах за правду, и как результат этой битвы — дополнительные расходы в виде штрафов и неустоек.

Не удивительно, что ряд весьма уважаемых компаний уже смирились и оплачивают данные услуги на стадии предъявления претензии, мол, дешевле будет. По этому же пути советуют идти и отдельные контролирующие нас чиновники. И мы бы с удовольствием пошли — зачем нам дополнительная головная боль в виде дополнительных издержек. Но чиновники и правоохранительные органы почему-то не задумываются над тем, что их бездействие в борьбе с этим злом приводит к повышению базового тарифа.

Все семь ведущих филиалов страховых компаний в Йошкар-Оле всерьез обсуждают одновременное повышение базового тарифа до максимального уровня. Статистика — вещь упрямая и она говорит о том, что с декабря по май 2023 года средний базовый тариф в Марий Эл вырос на 400 руб. Помножим эту цифру на 153 тыс. автомобилей, зарегистрированных в республике, и получим 61 млн руб. дополнительных расходов, которые несут рядовые граждане. Потому что именно 11 аваркомов Йошкар-Олы имеют доход, примерно равный этой сумме. При полном попустительстве чиновников, фискальных и правоохранительных органов честные граждане республики оплачивают «самоотверженный труд» аваркомов.

Почему я делаю акцент на правоохранительных органах? Потому что в основе деятельности аваркомов лежит обман рядовых граждан, договоры на оказание услуг и чеки по ним являются, по сути, подделкой, а сведения о ДТП они получают не из возду­ха, а от понятного всем ведомства.

И еще потому, что сразу за аваркомом возникает ав­тоюрист, подписывающий с водителем договор цессии или представительства, по которому тут же, когда человек в стрессе, отсчиты­вает водителю минимально возможную сумму. А далее со страховой компании путем понятных, годами наработанных манипуля­ций (завышенная калькуля­ция, штрафы, неустойки) получает сумму, в разы превышающую выплаченную по договору цессии. Никого не интересует, что стра­ховщик при прямом урегу­лировании убытка с потер­певшим выплатил бы ему сумму в два раза больше, чем он получил по договору цессии. И пусть мне ска­жут представители МВД и прокуратуры, что это не ст. 159 УК РФ.

Реальная практика пока­зала — в тех регионах, где на уровне глав администра­ций поняли всю опасность «движения аваркомов и ав­тоюристов», там быстро навели порядок. Суды полно и объективно оценивают представляемые сторонами по делу доказательства, на­логовая инспекция проводит объективные камеральные проверки, УВД заводит дела по фактам обмана рядовых граждан, а ГИБДД со­вместно с администрацией и страховыми компаниями организует пункты оформ­ления документов по ДТП. Я говорю о Волгограде и Казани, где с этой бедой справились, где нечистым на руку гражданам стало некомфортно работать аваркомами. Полагаю, что и в других регионах удастся навести порядок.


ССТ: Насколько серьезна эта проблема?

С. Е.: Сейчас мы видим очень непригляд­ную ситуацию в Марий Эл, где аварийные комиссары вводят клиентов в заблужде­ние, заявляя, что услуги оказываются бесплатно, что их оплачивает страховая компания. Удивительно, но в не самом большом городе Йошкар-Оле с населени­ем 250 тыс. человек работают порядка 15 служб аварийного комиссара! Практиче­ски любое ДТП без выезда ГИБДД не об­ходится без аварийного комиссара. Преце­дент складывается очень нехороший.

Если величина убытка менее 50 тыс. руб., иск рассматривается мировым судьей. А так как затраты аварийного комиссара меньше этой суммы, обычно так и про­исходит. Так как дело рассматривает мировой судья, и сумма иска небольшая, то фактически стороны спора никогда не приглашаются, суд рассматривает иск без них. Не разобравшись в ситуации, судья чаще всего выносит решение в поль­зу слабой стороны, то есть автоюристов.

На сегодня официальной фиксации специальности «аварийный комиссар» нет. Никаким законом или нормативным актом это не определено, нет и организации, которая бы контролировала эту деятельность. Страховщики не заинтересованы держать у себя в штате службы аварийных комиссаров, так как это увеличивает расходы по обслуживанию договора страхования.

ССТ: Что можно предпринять?

С. Е.: Мы встречались с судьями, разъяс­няли смысл работы аварийного комиссара и источники оплаты его деятельности. Мы провели совещание непосредствен­но в Йошкар-Оле, встречались с одним из руководителей республиканского суда, обсудили с ним сложившуюся ситуацию.

Почему страховщик должен оплачи­вать услугу, если пострадавшие водители не знают законы или не умеют оформлять стандартные документы, поленились скачать мобильное приложение? Повторю: страховщик не должен оплачивать ни ава­рийного комиссара, ни доставку пиццы к месту аварии.

Закон об ОСАГО и правила страхования не предусматривают таких расходов, это просто дополнительный платный сервис, как если бы пострадавший в ДТП человек заказал себе пиццу или массажиста к месту аварии за дополнительные деньги.

ССТ: Но ведь не все аваркомы — жулики?

С. Е.: Само понятие «аварийный комис­сар» будет существовать, и эта деятель­ность абсолютно законна. При центрах организации дорожного движения суще­ствуют службы аварийных комиссаров, которые помогают водителям в дорож­но-транспортных происшествиях. Но их работа оплачивается службой организации дорожного движения. Их задача — быстро убрать машину с участков интенсивного движения и обеспечить безопасность для участников дорожного движения. Также аварийные комиссары работают на плат­ных трассах. Их услуги уже включены в стоимость проезда по этим дорогам. По­скольку у нас продолжат развиваться сети платных дорог, то и службы аварийных комиссаров также будут развиваться. Но их задачи и функции определены поло­жениями служб, которые эксплуатируют эти дороги. Хочу подчеркнуть, что убрать службу аварийных комиссаров с наших дорог невозможно, и в этом нет необходи­мости.

Платное оказание услуг гражданам, которые нуждаются в поддержке, если случилась авария, это тоже хорошо. Мы должны лишь исключить злоупотре­бления со стороны недобросовестных аваркомов и автоюристов. Это возможно в том случае, если суд перестанет выно­сить решения об оплате услуг аварийных комиссаров за счет договора ОСАГО. Соответствующие пояснения можно провести через пленум Верховного суда или через разъяснения Центрального банка, либо через постановление прави­тельства. Но такие разъяснения нам очень нужны!

Платное оказание услуг гражданам, которые нуждаются в поддержке, если случилась авария, это тоже хорошо. Мы должны лишь исключить злоупотребления со стороны недобросовестных аваркомов и автоюристов. Это возможно в том случае, если суд перестанет выносить решения об оплате услуг аварийных комиссаров за счет договора ОСАГО.

Похожие статьи

ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья от ЧС

ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья…

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) поддерживает поправки к закону о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, делающие обязательной разработку программы страхования жилья от…
ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на себестоимость

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на…

Для развития страхования киберрисков необходимы ряд стимулирующих мер, таких, как законодательное регулирование, выработка общих стандартов по страхованию, информирование граждан и юрлиц…
ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Строгий контроль со стороны работников страховой компании и постепенная цифровизация процессов позволяют эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны страховых посредников. Однако…