- 7 июля, 2023
- 118
АВАРКОМ АВАРКОМУ РОЗНЬ
По мере цифровизации страховых сервисов такая услуга, как аварийный комиссар, казалось бы, постепенно должна терять актуальность. Но люди всегда ищут помощи в сложных, стрессовых ситуациях, и этим часто пользуются мошенники. Как недобросовестные аваркомы выкачивают деньги из страховщиков, рассказал вице-президент ВСС Сергей Ефремов.
ССТ: Что собой представляет услуга аварийного комиссара?
Сергей Ефремов: Исторически функция аварийных комиссаров была связана с урегулированием убытков по каско. Страховые компании предлагали ее в рамках оказания дополнительных сервисных услуг для клиентов, иногда эти услуги оказывал дилер для новых автомобилей, чаще всего — премиального класса.
Услуга включает в себя выезд аварийного комиссара на место ДТП, помощь в заполнении и оформлении документов, оказание психологической поддержки застрахованному. Аварком должен разобраться в истинных причинах ДТП, зарисовать схему, сфотографировать происшествие, он может оказать помощь при вызове эвакуатора. Роль аварийного комиссара — это сервисная составляющая.
ССТ: Кто может быть аварийным комиссаром, и кто контролирует его деятельность?
С. Е.: В начале 2000-х, когда сервис аварийных комиссаров предоставлялся в основном страховыми компаниями, аваркомы были штатными сотрудниками страховщика. Их деятельность контролировалась непосредственно страховой компанией. В то время аварийный комиссар еще и собирал необходимые документы в ГИБДД — делать это самостоятельно гражданам не очень нравилось.
В конце 2015 года практически все службы аварийных комиссаров в страховых компаниях прекратили свое существование. Это было связано с тем, что автосалоны и дилеры стали активно развивать этот сервис со своей стороны.
На сегодня официальной фиксации специальности «аварийный комиссар» нет. Никаким законом или нормативным актом это не определено, нет и организации, которая бы контролировала эту деятельность. Страховщики не заинтересованы держать у себя в штате службы аварийных комиссаров, так как это увеличивает расходы по обслуживанию договора страхования.
В каско высокая конкуренция за снижение размера страхового взноса, а в ОСАГО оплата аварийного комиссара просто не предусмотрена. К тому же страхование сейчас идет в «цифру», создаются удобные мобильные приложения, подключаются видеокамеры и так далее, поэтому деятельность аварийных комиссаров постепенно становится неактуальной.
ССТ: И тем не менее, почему вопрос о деятельности аваркомов сейчас снова на повестке?
С. Е.: Неожиданно у нас в ряде городов стали появляться аварийные комиссары — службы, чаще всего организованные бывшими сотрудниками ГИБДД. Они выезжают на места ДТП и оказывают помощь по ОСАГО, естественно, за деньги.
ССТ: Дело хорошее. Человек после ДТП в стрессе, нуждается в помощи… Что не так?
С. Е.: Конечно, у человека может не быть мобильного приложения или он не знает, как им пользоваться. Бывает, что долго не приезжают сотрудники ГИБДД или у одного из участников ДТП нет полиса ОСАГО. Когда рядом знающий профессионал, хорошо разбирающийся в подобных ситуациях, люди всегда этому рады. Но далеко не всегда они хотят за это платить.
Такой ситуацией начали массово пользоваться недобросовестные юристы. Они создают такие службы аварийных комиссаров, которые выезжают на место ДТП после того, как поступил звонок на телефон ГИБДД. Такой аварком сразу заявляет, что все услуги он будет оказывать бесплатно, нужно только подписать доверенность или соглашение о представлении интересов пострадавшего в страховой компании, в суде и других инстанциях. Пострадавшим объявляется, что за все заплатит страховщик. Для финансово неграмотного человека такое предложение выглядит очень симпатично. Причем, если человек, осознав ситуацию, потом откажется от такого договора, он должен будет компенсировать все затраты аварийного комиссара — это тоже прописывается в договоре.
ССТ: Сколько стоит работа аваркома?
С. Е.: В разных городах по-разному. В ряде регионов эта сумма доходила до 20 тыс. руб. В Волгограде, например, мы знали случаи, когда услуги аварийных комиссаров оценивали в 70 тыс. руб. В дальнейшем недобросовестные аваркомы пытаются перенести все эти расходы на страховщика, на оплату убытков по ОСАГО.
Подчеркну: закон об ОСАГО и правила страхования не предусматривают таких расходов, это просто дополнительный платный сервис, как если бы пострадавший в ДТП человек заказал себе пиццу или массажиста к месту аварии за дополнительные деньги. Страховщики отказываются компенсировать эти расходы. Но в ряде судов уже выносились решения о взыскании со страховщика стоимости услуг аварийного комиссара.
Утверждение об отсутствии нормативно закрепленной специальности или вида деятельности «аварком» полностью соответствует действительности. Поэтому возникает вполне законный вопрос: чем руководствуются суды, включая уважаемый всеми нами Верховный суд РФ, когда выносят решение об оплате страховщиками услуг аварийного комиссара, которого законодательно и нормативно не существует в природе? Что входит в состав услуг — оформление извещения о ДТП, которое обязан оформить сам потерпевший, и заполнение граф которого занимает от силы 30 минут?
Еще раз подчеркиваю, правилами дорожного движения (ПДД п. 2.6.1) прямо предписывается водителю самостоятельно зафиксировать путем фото и видеосъемки место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения на ТС, при этом самостоятельно, без вызова сотрудников ГИБДД, оформить документы, предусмотренные законом об ОСАГО.
Хитроумные аваркомы Йошкар-Олы изобрели для судов письменные пояснения от водителя, цитирую:
«Так как у меня не было с собой авторучки для заполнения извещения, я вынужден был воспользоваться услугами ООО «Ваш юрист». Хочется прямо сказать — маразм. И это принимается судами, а 30-минутная услуга оценивается минимум в 8 тыс. руб. Хотя в решении ВС РФ по данному вопросу сказано, во-первых, о самостоятельном вызове потерпевшим аваркома, во-вторых, о необходимости оценки судами обоснованности понесенных водителем затрат на аваркома. В наших же случаях ситуация «вы не ждали, а я сам (аварком) приехал, т. к. мне позвонил сердобольный очевидец ДТП», а у водителя всегда при себе имеется 8 тыс. руб. наличными, которыми и оплачивается, якобы, услуга. Хотя ежемесячная заработная плата может не превышать и 20 тыс. руб.
Второй, чисто процессуальный аспект — покажите, в каком месте ФЗ-40 «Об ОСАГО» прописывается обязанность страховщика оплатить услуги аваркома?
Размер ущерба, услуги НЭ, УТС, эвакуация, почтовые расходы, услуги нотариуса — да, а вот аваркомов — нет. Финансовый уполномоченный в данном вопросе на стороне страхового сообщества и отказывает заявителям по их требованиям оплатить услуги аваркома. Поэтому и бьются до сих пор юристы страховых компаний в судах за правду, и как результат этой битвы — дополнительные расходы в виде штрафов и неустоек.
Не удивительно, что ряд весьма уважаемых компаний уже смирились и оплачивают данные услуги на стадии предъявления претензии, мол, дешевле будет. По этому же пути советуют идти и отдельные контролирующие нас чиновники. И мы бы с удовольствием пошли — зачем нам дополнительная головная боль в виде дополнительных издержек. Но чиновники и правоохранительные органы почему-то не задумываются над тем, что их бездействие в борьбе с этим злом приводит к повышению базового тарифа.
Все семь ведущих филиалов страховых компаний в Йошкар-Оле всерьез обсуждают одновременное повышение базового тарифа до максимального уровня. Статистика — вещь упрямая и она говорит о том, что с декабря по май 2023 года средний базовый тариф в Марий Эл вырос на 400 руб. Помножим эту цифру на 153 тыс. автомобилей, зарегистрированных в республике, и получим 61 млн руб. дополнительных расходов, которые несут рядовые граждане. Потому что именно 11 аваркомов Йошкар-Олы имеют доход, примерно равный этой сумме. При полном попустительстве чиновников, фискальных и правоохранительных органов честные граждане республики оплачивают «самоотверженный труд» аваркомов.
Почему я делаю акцент на правоохранительных органах? Потому что в основе деятельности аваркомов лежит обман рядовых граждан, договоры на оказание услуг и чеки по ним являются, по сути, подделкой, а сведения о ДТП они получают не из воздуха, а от понятного всем ведомства.
И еще потому, что сразу за аваркомом возникает автоюрист, подписывающий с водителем договор цессии или представительства, по которому тут же, когда человек в стрессе, отсчитывает водителю минимально возможную сумму. А далее со страховой компании путем понятных, годами наработанных манипуляций (завышенная калькуляция, штрафы, неустойки) получает сумму, в разы превышающую выплаченную по договору цессии. Никого не интересует, что страховщик при прямом урегулировании убытка с потерпевшим выплатил бы ему сумму в два раза больше, чем он получил по договору цессии. И пусть мне скажут представители МВД и прокуратуры, что это не ст. 159 УК РФ.
Реальная практика показала — в тех регионах, где на уровне глав администраций поняли всю опасность «движения аваркомов и автоюристов», там быстро навели порядок. Суды полно и объективно оценивают представляемые сторонами по делу доказательства, налоговая инспекция проводит объективные камеральные проверки, УВД заводит дела по фактам обмана рядовых граждан, а ГИБДД совместно с администрацией и страховыми компаниями организует пункты оформления документов по ДТП. Я говорю о Волгограде и Казани, где с этой бедой справились, где нечистым на руку гражданам стало некомфортно работать аваркомами. Полагаю, что и в других регионах удастся навести порядок.
ССТ: Насколько серьезна эта проблема?
С. Е.: Сейчас мы видим очень неприглядную ситуацию в Марий Эл, где аварийные комиссары вводят клиентов в заблуждение, заявляя, что услуги оказываются бесплатно, что их оплачивает страховая компания. Удивительно, но в не самом большом городе Йошкар-Оле с населением 250 тыс. человек работают порядка 15 служб аварийного комиссара! Практически любое ДТП без выезда ГИБДД не обходится без аварийного комиссара. Прецедент складывается очень нехороший.
Если величина убытка менее 50 тыс. руб., иск рассматривается мировым судьей. А так как затраты аварийного комиссара меньше этой суммы, обычно так и происходит. Так как дело рассматривает мировой судья, и сумма иска небольшая, то фактически стороны спора никогда не приглашаются, суд рассматривает иск без них. Не разобравшись в ситуации, судья чаще всего выносит решение в пользу слабой стороны, то есть автоюристов.
На сегодня официальной фиксации специальности «аварийный комиссар» нет. Никаким законом или нормативным актом это не определено, нет и организации, которая бы контролировала эту деятельность. Страховщики не заинтересованы держать у себя в штате службы аварийных комиссаров, так как это увеличивает расходы по обслуживанию договора страхования.
ССТ: Что можно предпринять?
С. Е.: Мы встречались с судьями, разъясняли смысл работы аварийного комиссара и источники оплаты его деятельности. Мы провели совещание непосредственно в Йошкар-Оле, встречались с одним из руководителей республиканского суда, обсудили с ним сложившуюся ситуацию.
Почему страховщик должен оплачивать услугу, если пострадавшие водители не знают законы или не умеют оформлять стандартные документы, поленились скачать мобильное приложение? Повторю: страховщик не должен оплачивать ни аварийного комиссара, ни доставку пиццы к месту аварии.
Закон об ОСАГО и правила страхования не предусматривают таких расходов, это просто дополнительный платный сервис, как если бы пострадавший в ДТП человек заказал себе пиццу или массажиста к месту аварии за дополнительные деньги.
ССТ: Но ведь не все аваркомы — жулики?
С. Е.: Само понятие «аварийный комиссар» будет существовать, и эта деятельность абсолютно законна. При центрах организации дорожного движения существуют службы аварийных комиссаров, которые помогают водителям в дорожно-транспортных происшествиях. Но их работа оплачивается службой организации дорожного движения. Их задача — быстро убрать машину с участков интенсивного движения и обеспечить безопасность для участников дорожного движения. Также аварийные комиссары работают на платных трассах. Их услуги уже включены в стоимость проезда по этим дорогам. Поскольку у нас продолжат развиваться сети платных дорог, то и службы аварийных комиссаров также будут развиваться. Но их задачи и функции определены положениями служб, которые эксплуатируют эти дороги. Хочу подчеркнуть, что убрать службу аварийных комиссаров с наших дорог невозможно, и в этом нет необходимости.
Платное оказание услуг гражданам, которые нуждаются в поддержке, если случилась авария, это тоже хорошо. Мы должны лишь исключить злоупотребления со стороны недобросовестных аваркомов и автоюристов. Это возможно в том случае, если суд перестанет выносить решения об оплате услуг аварийных комиссаров за счет договора ОСАГО. Соответствующие пояснения можно провести через пленум Верховного суда или через разъяснения Центрального банка, либо через постановление правительства. Но такие разъяснения нам очень нужны!
Платное оказание услуг гражданам, которые нуждаются в поддержке, если случилась авария, это тоже хорошо. Мы должны лишь исключить злоупотребления со стороны недобросовестных аваркомов и автоюристов. Это возможно в том случае, если суд перестанет выносить решения об оплате услуг аварийных комиссаров за счет договора ОСАГО.