БАНКИ VS СТРАХОВАНИЕ: НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ?

Любавин Аркадий

Генеральный директор ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ»

Прежде чем анализировать актуальные конкретные проблемы страховой отрасли, целесообразно остановиться на фундаментальной первопричине возникновения многих из них, считает генеральный директор ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» Аркадий Маркович Любавин.

ГОНКА ЗА ОТЧЕТНОСТЬЮ

Фундаментальная причина заключается в том, что Центральный Банк, исторически занимаясь регулированием банковской деятельности, после получения функций и полномочий мегарегулятора в своих решениях как при выработке собственных нормативных документов, так и давая обратную связь на различные законопроекты, касающиеся деятельности страховой отрасли, не в полной мере учитывает ключевые объективные различия банковской и страховой деятельности.

Принципиальное различие между банками и страховыми компаниями — взаимоотношения с клиентами.

В банках при заключении и закрытии кредитных и депозитных договоров клиент взаимодействует непосредственно с офисными сотрудниками в онлайн или офлайн. В страховой отрасли и на этапе продаж через агентов, и на этапе урегулирования убытков страховщик взаимодействует с множеством посредников — контрагентов: эксперты, авторемонтные организации, медицинские учреждения, ГИБДД, МЧС и другие.

У нашей компании более 1,5 млн клиентов в 30 регионах России, договоры с более чем 2 тыс. агентов по продаже полисов и более 200 контрагентов при урегулировании убытков. С ними необходимо производить месячные взаиморасчеты, сверки дебиторской и кредиторской задолженности, а также отдельно дебиторской задолженности клиентов при рассрочках по договорам страхования.

Сбор и обработка информации от такого количества контрагентов при подготовке достоверной отчетности в короткий срок чрезвычайно сложная задача, особенно с учетом многообразия договорных условий, их возможностей по обработке данных и дисциплиной выполнения договорных обязательств. Поэтому у банков и страховщиков принципиально разные возможности организации учета всех операций с клиентами, их автоматизации и, соответственно, по срокам формирования достоверной отчетности.

По сравнению с банками у страховщиков существенно больше номенклатура и сложность продуктов.

Например, в портфеле услуг «АСКОСТРАХОВАНИЕ» 72 программы, содержащие 140 страховых рисков. Оценка страховых рисков должна постоянно актуализироваться в связи с волатильностью множества влияющих на них факторов. Они несравнимы по сложности с ключевым банковским риском невозврата выданного кредита, где заранее известен срок возникновения риска по каждому договору и сумма возможного ущерба. В страховании неизвестны срок возникновения риска с начала действия договора, его размер и число возможных страховых случаев в период действия договора. Поэтому необходимы сложные актуарные расчеты, привлечение внешних актуариев, без заключения которых в соответствии с законодательством нельзя сдавать отчетность. График подготовки отчетности должен учитывать строгую последовательность действий: сначала отчеты страховой компании, включая расчет всех видов резервов, затем — заключение ответственного актуария вместе с диалогом по спорным вопросам, затем — заключение аудитора также с диалогом, и только потом — направление документов регулятору.

Сокращение сроков предоставления годовой отчетности фактически определили форс-мажорный характер ее подготовки по итогам 2019 года, с невероятным нервным напряжением всех задействованных сотрудников, дополнительными финансовыми затратами на оплату труда и услуги внешних подрядчиков, в частности — нашей аудиторской компании «ДЕЛОЙТ».

Важно отметить и то, что ежегодно объем отчетности страховщиков перед регулятором, федеральными органами, ВСС и РСА увеличивается, достигнув запредельных размеров. В нашей компании, занимающейся non-life страхованием и обязательным ОСАГО, число форм и показателей отчетности за год составляет 35 форм и 27 607 показателей. Указание Банка России по составлению отчетности страховщиков занимает 995 страниц, а для банков — 648.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…