- 14 мая, 2020
- 165
БАНКИ VS СТРАХОВАНИЕ: НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ?
Прежде чем анализировать актуальные конкретные проблемы страховой отрасли, целесообразно остановиться на фундаментальной первопричине возникновения многих из них, считает генеральный директор ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» Аркадий Маркович Любавин.
ГОНКА ЗА ОТЧЕТНОСТЬЮ
Фундаментальная причина заключается в том, что Центральный Банк, исторически занимаясь регулированием банковской деятельности, после получения функций и полномочий мегарегулятора в своих решениях как при выработке собственных нормативных документов, так и давая обратную связь на различные законопроекты, касающиеся деятельности страховой отрасли, не в полной мере учитывает ключевые объективные различия банковской и страховой деятельности.
Принципиальное различие между банками и страховыми компаниями — взаимоотношения с клиентами.
В банках при заключении и закрытии кредитных и депозитных договоров клиент взаимодействует непосредственно с офисными сотрудниками в онлайн или офлайн. В страховой отрасли и на этапе продаж через агентов, и на этапе урегулирования убытков страховщик взаимодействует с множеством посредников — контрагентов: эксперты, авторемонтные организации, медицинские учреждения, ГИБДД, МЧС и другие.
У нашей компании более 1,5 млн клиентов в 30 регионах России, договоры с более чем 2 тыс. агентов по продаже полисов и более 200 контрагентов при урегулировании убытков. С ними необходимо производить месячные взаиморасчеты, сверки дебиторской и кредиторской задолженности, а также отдельно дебиторской задолженности клиентов при рассрочках по договорам страхования.
Сбор и обработка информации от такого количества контрагентов при подготовке достоверной отчетности в короткий срок чрезвычайно сложная задача, особенно с учетом многообразия договорных условий, их возможностей по обработке данных и дисциплиной выполнения договорных обязательств. Поэтому у банков и страховщиков принципиально разные возможности организации учета всех операций с клиентами, их автоматизации и, соответственно, по срокам формирования достоверной отчетности.
По сравнению с банками у страховщиков существенно больше номенклатура и сложность продуктов.
Например, в портфеле услуг «АСКОСТРАХОВАНИЕ» 72 программы, содержащие 140 страховых рисков. Оценка страховых рисков должна постоянно актуализироваться в связи с волатильностью множества влияющих на них факторов. Они несравнимы по сложности с ключевым банковским риском невозврата выданного кредита, где заранее известен срок возникновения риска по каждому договору и сумма возможного ущерба. В страховании неизвестны срок возникновения риска с начала действия договора, его размер и число возможных страховых случаев в период действия договора. Поэтому необходимы сложные актуарные расчеты, привлечение внешних актуариев, без заключения которых в соответствии с законодательством нельзя сдавать отчетность. График подготовки отчетности должен учитывать строгую последовательность действий: сначала отчеты страховой компании, включая расчет всех видов резервов, затем — заключение ответственного актуария вместе с диалогом по спорным вопросам, затем — заключение аудитора также с диалогом, и только потом — направление документов регулятору.
Сокращение сроков предоставления годовой отчетности фактически определили форс-мажорный характер ее подготовки по итогам 2019 года, с невероятным нервным напряжением всех задействованных сотрудников, дополнительными финансовыми затратами на оплату труда и услуги внешних подрядчиков, в частности — нашей аудиторской компании «ДЕЛОЙТ».
Важно отметить и то, что ежегодно объем отчетности страховщиков перед регулятором, федеральными органами, ВСС и РСА увеличивается, достигнув запредельных размеров. В нашей компании, занимающейся non-life страхованием и обязательным ОСАГО, число форм и показателей отчетности за год составляет 35 форм и 27 607 показателей. Указание Банка России по составлению отчетности страховщиков занимает 995 страниц, а для банков — 648.