• 5 июня, 2018

ЧУДЕС НЕ БУДЕТ

Раковщик Дмитрий

Генеральный директор СПАО «РЕСО-Гарантия»

Генеральный директор СПАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик не верит в чудеса и не огорчается, что в новой стратегии развития страхового рынка мало масштабного, но много конкретного. По его мнению, рынку шаг за шагом надо идти к либерализации и конкуренции, избавляясь от отравляющих организм токсичных продуктов.

Современные страховые технологии: Российскому страховому рынку 25 лет. В России есть страхование?

Дмитрий Раковщик: Не могу сказать, что за последний десяток лет нам удалось пробудить у населения интерес к страхованию. Когда мы говорим о том, что ОСАГО является локомотивом для продвижения других видов страхования, мы немного лукавим. Оно бы этим локомотивом являлось, если бы в нем не было столько проблем. Самая главная проблема — регулирование рынка, которого быть не должно.

Либерализация неизбежна. Необходимо перестать диктовать условия по тарифам. Самое важное — у страховщика должны появиться возможности применять собственные расчеты для определения конечной цены. Тогда начнется конкуренция, тогда ОСАГО встанет в один ряд с каско и другими страховыми продуктами.

ССТ: А что происходит на рынке корпоративного страхования?

Д. Р.: Корпоративный рынок все больше концентрируется в руках нескольких игроков. Конечно, это плохо, потому что конкуренция должна двигать рынок.

ССТ: Страховщики принимали стратегию развития рынка до 2020 года. Что удалось реализовать?

Д. Р.: Стратегия, которая была принята, сводится к двум позициям — продавай как можно больше, получай прибыль как можно больше. Конечно, слова в ней были сказаны правильные и про долю в ВВП, и про пенетрацию, но… Всегда есть объективные и субъективные причины. Власть не воспринимает страхование как нужный инструмент. Законы в области страхования принимаются по остаточному принципу и в основном направлены на то, чтобы принять какие-то популистские решения или что-то зарегулировать.

Мы рождаем один за другим
некие механизмы, которые
призваны преодолеть проблему,
созданную нами же. Но от
жесткого регулирования
тяжело отказываться. Люди
действительно уверены в том,
что рынок поведет себя настолько
плохо, насколько плохо они
о нем думают.

ССТ: Почему за 25 лет страховщикам не удалось создать мощное лобби, отстроить взаимодействие с министерствами и ведомствами, то есть провести ту работу, которую проводят другие отрасли экономики?

Д. Р.: Давайте посмотрим на акционеров крупнейших страховых компаний. Чаще всего для них страховой бизнес не является основным. Если он неплох, то на этом все успокаиваются.

Вторая причина — ОСАГО, которое дискредитировало идею страхования. Теперь любая идея, инициатива, которая должна бы двигать рынок, воспринимается сквозь призму проблемного ОСАГО. Великий экономист Хайек говорил, что когда государство начинает регулировать рынок, оно попадает в бесконечное количество ловушек, которое само себе расставляет. Мы рождаем один за другим некие механизмы, которые призваны преодолеть проблему, созданную нами же. Но от жесткого регулирования тяжело отказываться. Люди действительно уверены в том, что рынок поведет себя настолько плохо, насколько плохо они о нем думают.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…