• 9 марта, 2021
  • 162

ДОРОГА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ

Васюкова Людмила

Доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, волонтер АРФГ

ДОРОГА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ

В сентябре прошлого года при Дальневосточном федеральном университете начал работу Центр компетенций финансовой грамотности. С руководителем центра, волонтером Ассоциации развития финансовой грамотности, доцентом Школы экономики и менеджмента ДВФУ, наставником студенческой проектной команды Людмилой Васюковой мы говорим о поколенческих различиях во взглядах на страхование и роли волонтеров в повышении финансовой грамотности.

ССТ: Финансовая грамотность — умение грамотно управлять своими доходами, в том числе защищаться от разных рисков с помощью страхования. Как разные поколения относятся к необходимости такого знания?

Людмила Васюкова
Фото: Доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, волонтер АРФГ

Людмила Васюкова: Когда мои студенты разрабатывали прототип мобильного приложения для оценки риска владельцев имущества и выбора наиболее подходящего варианта страховки, они изучили много разных страховых продуктов. Настоящим потрясением для них стала относительно невысокая стоимость страхования жилья и имущества. Они спрашивали меня, почему же так мало покупают эти страховые продукты? У нас во Владивостоке пожары происходят каждый день, но люди не спешат защищать свое жилье и имущество. Стоимость страхования, если разбить платеж на 12 месяцев, будет сравнима со стоимостью кофе и булочки.

В этом случае вопрос нехватки денег не стоит. Дело, в первую очередь, в ментальных барьерах: патерналистском отношении к обществу и государству, вне зависимости от персоналий. Многие глубоко убеждены — случись что, государство помочь должно.

Мы обсуждали эту особенность со студентами, и они подтвердили, что в обществе очень сильна позиция «мне все должны».

При этом молодежь четко делит общество на два лагеря: сообщество молодых и все остальные.

Молодежь считает, что у старшего поколения есть убеждение, что общество им задолжало: мы всю жизнь работали для вашего блага, забывали о себе, а сейчас наступает время предъявить вам счета. В этом есть своя правда, и молодежь понимает, что старшее поколение слабее, менее защищено и о нем нужно заботиться.

Говорили и о среднем возрасте, почему это поколение занимает иждивенческую позицию по отношению к обществу. Что им задолжало государство, если они сами являются создателями всех своих благ?

Оказалось, что это поколение в своих рассуждениях видит государство как группу отдельных от всех людей, у которых есть какие-то блага, которых нет у них.

ССТ: Откуда берется понятие «мне должны»?

Л. В.: Интересную мысль высказал мой студент: это позиция обиженных на то, что они оказались не столь эффективными, как другие: не удалось зарабатывать столько же денег, получить столько же благ. В обществе же есть люди, которые заработали больше, поэтому нужно у них эти блага отобрать, и тогда государство обеспечит благополучную жизнь всем.

ССТ: Как Вы считаете, что именно формирует такое отношение?

Л. В.: Такое отношение к защите собственности формируют наши патриархальные отношения в семье. Родители искренне считают, что они должны детям, бабушки и дедушки — внукам, и это постоянно звучит в семье, формируя установку. Поэтому нам всегда кто-то что-то должен. Городские власти — горожанам, например, разбить клумбы возле дома.

ССТ: Но, с другой стороны, жители платят деньги управляющей компании, чтобы она следила за чистотой и благоустройством вокруг дома. Разве требовать исполнения оплаченных услуг неправильно?

Л. В.: Правильная дорога — с двусторонним движением. Требования к управляющей компании справедливы, и нужно наводить порядок, чтобы она выполняла принятые на себя обязательства. Но и сами горожане не должны сидеть, сложа руки: это их дом и двор, их клумбы. Обеспечить в этой зоне ответственности порядок — правильно. Если мусорить, рвать цветы, ставить машины на детских площадках, никакая управляющая компания не сможет поддерживать порядок.

Команда в Вольно-Надеждинском

Например, если мой дом сгорит, мне никто не будет должен. Но я понимаю свою ответственность перед собой и своей семьей, поэтому у меня есть страховка. Она защищает дом, а мы ведем себя так, чтобы ничего не случилось. У меня стоят огнетушители на каждом этаже.

ССТ: Как давно Вы стали волонтером и наставником?

Л. В.: Когда я работала в страховой компании и как внешний совместитель в университете, вместе со студентами-практикантами мы проводили занятия в школах Владивостока. Тогда не было программ финансовой грамотности. Мы просто на занятиях с ребятами рассказывали о страховании, играли во владельцев конфетной фабрики и разбирали ситуации, которые могут с ней случиться.

В прошлом году при Дальневосточном университете создан центр компетенций по

финансовой грамотности, который я возглавила. В нем собран и систематизирован весь наш опыт. Например, мы ввели курс «Управление личными финансами» для студентов всех направлений подготовки. Для не экономистов он оказался особенно полезным.

ССТ: Почему Вы решили заниматься повышением финансовой грамотности: это увлечение или Вам нравилось заниматься с детьми?

Л. В.: В страховой компании я видела, что представление о страховании у наших граждан пещерное. Можно сетовать, что нам «не тот народ достался», но лучше что-то делать. Мой принцип — всю систему я изменить не могу, но передать детям и подросткам свои знания о страховании могу.

Сейчас мы работаем со школами, но недавно после урока по финансовой грамотности к нам подошла заведующая детским садом и спросила, можно ли что-то придумать для них. О таких маленьких детях мы еще не думали, но такие программы для малышей тоже нужны.

Фото с учителями призы Росгосстраха

ССТ: Вы ставите подобные задачи перед центром компетенций?

Л. В.: Наш центр зарегистрирован 17 сентября 2020 года, и тогда же мы представили его на цифровом марафоне Ассоциации развития финансовой грамотности.

Наша цель — создание инфраструктуры для поддержки инициатив преподавателей, студентов, бизнес-структур, разных общественных организаций, направленных на формирование финансовой культуры, в том числе страховой культуры, и повышение финансовой грамотности. Наша работа охватывает не только Приморский край, но и весь Дальневосточный регион. В нашем университете сосредоточена наиболее активная группа ребят и преподавателей, которые способны это сделать.

Мы выделили для себя шесть основных задач, связанных с подготовкой волонтеров и педагогов, способных участвовать в программах повышения финансовой грамотности, и с организацией мероприятий.

Уроки финансовой грамотности в сельских школах разных районов расписаны на несколько месяцев вперед. Мы выделили 12 тематических направлений — инвестиции, мошенничество и др. Но первым стал «Урок страхования для супер-героя».

В университете мы занимаемся научно-исследовательской деятельностью — около 80 % тем научных работ, которые пишут студенты под моим руководством, посвящены теме страхования: исследования, статьи, монографии. Все выпускные работы студентов из нашего страхового блока в этом году тоже посвящены страхованию.

ССТ: С какими проблемами сталкиваетесь при реализации планов?

Л. В.: Сложно реализовать сразу все — потребность в программах колоссальна.

Огорчают ситуации, когда государственные органы не видят в страховании инструмент управления рисками. Чиновники — это срез нашего общества, они реализуют привычную модель принятия решений. Но сейчас в правительство Приморского края пришло много молодых руководителей с современным образованием, и говорить о страховании стало проще — они иначе относятся к страхованию.

Другая сложность — работа с журналистами. К сожалению, сегодня большинство СМИ ставят знак равенства между интересным и скандальным. Работа наших волонтеров и финансовая грамотность для них менее привлекательна. Поэтому нужно думать, как заинтересовать медиа активнее рассказывать о наших программах.

Конечно, хотелось бы получить поддержку, необязательно материальную, от страховщиков, государственных структур и чиновников. Финансовое просвещение нужно проводить постоянно, мы к этому готовы. Но совместными усилиями можно сделать гораздо больше.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…
17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ «МАКС-М»

17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КОМПАНИИ «МАКС-М»

Возраст, достигнутый компанией, убедительно свидетельствует о ее надежности, силе и стабильности.