- 9 марта, 2021
- 150
ДОРОГА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ
В сентябре прошлого года при Дальневосточном федеральном университете начал работу Центр компетенций финансовой грамотности. С руководителем центра, волонтером Ассоциации развития финансовой грамотности, доцентом Школы экономики и менеджмента ДВФУ, наставником студенческой проектной команды Людмилой Васюковой мы говорим о поколенческих различиях во взглядах на страхование и роли волонтеров в повышении финансовой грамотности.
ССТ: Финансовая грамотность — умение грамотно управлять своими доходами, в том числе защищаться от разных рисков с помощью страхования. Как разные поколения относятся к необходимости такого знания?
Людмила Васюкова: Когда мои студенты разрабатывали прототип мобильного приложения для оценки риска владельцев имущества и выбора наиболее подходящего варианта страховки, они изучили много разных страховых продуктов. Настоящим потрясением для них стала относительно невысокая стоимость страхования жилья и имущества. Они спрашивали меня, почему же так мало покупают эти страховые продукты? У нас во Владивостоке пожары происходят каждый день, но люди не спешат защищать свое жилье и имущество. Стоимость страхования, если разбить платеж на 12 месяцев, будет сравнима со стоимостью кофе и булочки.
В этом случае вопрос нехватки денег не стоит. Дело, в первую очередь, в ментальных барьерах: патерналистском отношении к обществу и государству, вне зависимости от персоналий. Многие глубоко убеждены — случись что, государство помочь должно.
Мы обсуждали эту особенность со студентами, и они подтвердили, что в обществе очень сильна позиция «мне все должны».
При этом молодежь четко делит общество на два лагеря: сообщество молодых и все остальные.
Молодежь считает, что у старшего поколения есть убеждение, что общество им задолжало: мы всю жизнь работали для вашего блага, забывали о себе, а сейчас наступает время предъявить вам счета. В этом есть своя правда, и молодежь понимает, что старшее поколение слабее, менее защищено и о нем нужно заботиться.
Говорили и о среднем возрасте, почему это поколение занимает иждивенческую позицию по отношению к обществу. Что им задолжало государство, если они сами являются создателями всех своих благ?
Оказалось, что это поколение в своих рассуждениях видит государство как группу отдельных от всех людей, у которых есть какие-то блага, которых нет у них.
ССТ: Откуда берется понятие «мне должны»?
Л. В.: Интересную мысль высказал мой студент: это позиция обиженных на то, что они оказались не столь эффективными, как другие: не удалось зарабатывать столько же денег, получить столько же благ. В обществе же есть люди, которые заработали больше, поэтому нужно у них эти блага отобрать, и тогда государство обеспечит благополучную жизнь всем.
ССТ: Как Вы считаете, что именно формирует такое отношение?
Л. В.: Такое отношение к защите собственности формируют наши патриархальные отношения в семье. Родители искренне считают, что они должны детям, бабушки и дедушки — внукам, и это постоянно звучит в семье, формируя установку. Поэтому нам всегда кто-то что-то должен. Городские власти — горожанам, например, разбить клумбы возле дома.
ССТ: Но, с другой стороны, жители платят деньги управляющей компании, чтобы она следила за чистотой и благоустройством вокруг дома. Разве требовать исполнения оплаченных услуг неправильно?
Л. В.: Правильная дорога — с двусторонним движением. Требования к управляющей компании справедливы, и нужно наводить порядок, чтобы она выполняла принятые на себя обязательства. Но и сами горожане не должны сидеть, сложа руки: это их дом и двор, их клумбы. Обеспечить в этой зоне ответственности порядок — правильно. Если мусорить, рвать цветы, ставить машины на детских площадках, никакая управляющая компания не сможет поддерживать порядок.
Например, если мой дом сгорит, мне никто не будет должен. Но я понимаю свою ответственность перед собой и своей семьей, поэтому у меня есть страховка. Она защищает дом, а мы ведем себя так, чтобы ничего не случилось. У меня стоят огнетушители на каждом этаже.
ССТ: Как давно Вы стали волонтером и наставником?
Л. В.: Когда я работала в страховой компании и как внешний совместитель в университете, вместе со студентами-практикантами мы проводили занятия в школах Владивостока. Тогда не было программ финансовой грамотности. Мы просто на занятиях с ребятами рассказывали о страховании, играли во владельцев конфетной фабрики и разбирали ситуации, которые могут с ней случиться.
В прошлом году при Дальневосточном университете создан центр компетенций по
финансовой грамотности, который я возглавила. В нем собран и систематизирован весь наш опыт. Например, мы ввели курс «Управление личными финансами» для студентов всех направлений подготовки. Для не экономистов он оказался особенно полезным.
ССТ: Почему Вы решили заниматься повышением финансовой грамотности: это увлечение или Вам нравилось заниматься с детьми?
Л. В.: В страховой компании я видела, что представление о страховании у наших граждан пещерное. Можно сетовать, что нам «не тот народ достался», но лучше что-то делать. Мой принцип — всю систему я изменить не могу, но передать детям и подросткам свои знания о страховании могу.
Сейчас мы работаем со школами, но недавно после урока по финансовой грамотности к нам подошла заведующая детским садом и спросила, можно ли что-то придумать для них. О таких маленьких детях мы еще не думали, но такие программы для малышей тоже нужны.
ССТ: Вы ставите подобные задачи перед центром компетенций?
Л. В.: Наш центр зарегистрирован 17 сентября 2020 года, и тогда же мы представили его на цифровом марафоне Ассоциации развития финансовой грамотности.
Наша цель — создание инфраструктуры для поддержки инициатив преподавателей, студентов, бизнес-структур, разных общественных организаций, направленных на формирование финансовой культуры, в том числе страховой культуры, и повышение финансовой грамотности. Наша работа охватывает не только Приморский край, но и весь Дальневосточный регион. В нашем университете сосредоточена наиболее активная группа ребят и преподавателей, которые способны это сделать.
Мы выделили для себя шесть основных задач, связанных с подготовкой волонтеров и педагогов, способных участвовать в программах повышения финансовой грамотности, и с организацией мероприятий.
Уроки финансовой грамотности в сельских школах разных районов расписаны на несколько месяцев вперед. Мы выделили 12 тематических направлений — инвестиции, мошенничество и др. Но первым стал «Урок страхования для супер-героя».
В университете мы занимаемся научно-исследовательской деятельностью — около 80 % тем научных работ, которые пишут студенты под моим руководством, посвящены теме страхования: исследования, статьи, монографии. Все выпускные работы студентов из нашего страхового блока в этом году тоже посвящены страхованию.
ССТ: С какими проблемами сталкиваетесь при реализации планов?
Л. В.: Сложно реализовать сразу все — потребность в программах колоссальна.
Огорчают ситуации, когда государственные органы не видят в страховании инструмент управления рисками. Чиновники — это срез нашего общества, они реализуют привычную модель принятия решений. Но сейчас в правительство Приморского края пришло много молодых руководителей с современным образованием, и говорить о страховании стало проще — они иначе относятся к страхованию.
Другая сложность — работа с журналистами. К сожалению, сегодня большинство СМИ ставят знак равенства между интересным и скандальным. Работа наших волонтеров и финансовая грамотность для них менее привлекательна. Поэтому нужно думать, как заинтересовать медиа активнее рассказывать о наших программах.
Конечно, хотелось бы получить поддержку, необязательно материальную, от страховщиков, государственных структур и чиновников. Финансовое просвещение нужно проводить постоянно, мы к этому готовы. Но совместными усилиями можно сделать гораздо больше.