- 16 марта, 2025
- 25
Фокус военного времени

Фокусы развития ОМС и ДМС определяются целями, которые ставит перед отраслью руководство страны. На первом месте — медицинское обслуживание ветеранов СВО, а также меры по повышению продолжительности жизни. Вице-президент ВСС Роман Щеглеватых рассказал о том, что для решения этих задач будет делаться в 2025 году.
ССТ: Какие задачи стоят перед ОМС и ДМС в этом году?
Роман Щеглеватых: Текущий год объявлен Годом защитника Отечества. Президентом поставлены задачи по оказанию медицинской помощи и реабилитации в приоритетном порядке для ветеранов СВО. Когда военнослужащие демобилизуются, они возвращаются в поле ОМС.
Некоторые страховые компании еще в 2023 и 2024 годах инициативно начали заниматься этим направлением работы. В конце прошлого года на заседании правления Федерального фонда ОМС мы докладывали о результатах работы за год, в том числе — о сопровождении ветеранов СВО. Теперь в протокол правления ФФОМС внесена задача по организации сопровождения ветеранов СВО на всех этапах оказания медицинской помощи. И это одна из главнейших задач на текущий год!
С нашей стороны важно реализовать процесс максимально качественно, чтобы у застрахованных ветеранов не возникало никаких проблем при попытке обратиться в медицинскую организацию.
ССТ: Как это будет организовано?
Р. Щ.: Мы со страховщиками подготовили проект порядка сопровождения. Главное — за каждым ветераном будет закреплен отдельный страховой представитель.
В программе госгарантий появляется новый раздел — идентификация ветеранов СВО. Формирование списков ветеранов будет осуществляться Фондом защитника Отечества, который будет передавать эти списки в территориальные фонды ОМС. К сожалению, в программе госгарантий нет этапа передачи данных от территориального фонда в страховые медицинские организации, а ведь именно они обеспечивают сопровождение. В связи с отсутствием первичных данных о ветеранах мы не можем начать свою работу.
Сейчас важно, чтобы порядок, который мы разработали, был рассмотрен ФФОМС. Мы со стороны ВСС постараемся мониторить реализацию этого порядка всеми страховыми медицинскими организациями.
ССТ: А на остальных граждан сил хватит?
Р. Щ.: Конечно, хватит. Нельзя упустить ничего. Что касается задач в целом на этот год и последующие периоды, то надо снова возвращаться к Указу Президента и глобальным целям, которые в нем поставлены. Основная цель — это повышение ожидаемой продолжительности жизни. А для этого необходимо максимально влиять на факторы, которые дают наибольший вклад в этот показатель.
Эксперты мирового уровня сходятся в одном: очень существенное влияние на продолжительность жизни пациентов оказывают поведенческие факторы: курение, потребление алкоголя, двигательная активность, переработки, питание, сон. Одним из важнейших поведенческих факторов является и приверженность медицинской профилактике, готовность следовать назначениям врача и своевременно обращаться за медицинской помощью. Болезнь лучше предотвратить, чем лечить — это известная аксиома.
Еще в прошлом году мы подготовили порядка десяти инициатив и направили их официальным письмом в адрес Минздрава и ФФОМС. На данный момент мы получили поддержку Министерства по части из них, в данный момент работаем над их детализациями для последующего направления в ФОМС. Мы всегда были и будем готовы включаться в реализацию задач государственного уровня, поскольку в страховой модели главная цель — чтобы было как можно больше здоровых и активных граждан, а болезни выявлялись на самых ранних стадиях. Поэтому наши цели априори неотделимы от национальных.
ССТ: Какие категории граждан находятся в фокусе этих инициатив?
Р. Щ.: Самый коварный возраст — 25−45 лет: человека ничего не беспокоит, он не знает о своих заболеваниях и продолжает работать. Как правило, эту категорию граждан тяжелее всего привлечь на медицинскую профилактику. Но, поверьте, выявляемость первичных хронических заболеваний у этой категории граждан немаленькая. У 15−17 % тех, кто в первый раз проходит глубокую диспансеризацию, выявляются либо факторы риска таких заболеваний, либо сами заболевания. Соответственно, их надо брать в оборот, что называется.
В свое время, до введения всеобщей диспансеризации, проводилась диспансеризация работающих граждан в рамках нацпроекта «Здоровье». Тогда мы все организованными трудовыми коллективами ходили в медицинскую организацию на профилактику, или на предприятия приезжали врачи. В тот период у нас была хорошая динамика роста продолжительности жизни в целом. Хотя по объему исследований тот профосмотр не сравнить с сегодняшней диспансеризацией, которая позволяет получить полный срез всех возможных рисков.
ССТ: Что конкретно вы предлагаете?
Р. Щ.: Мы предлагаем организовать профилактическую работу в трудовых коллективах и обеспечить выезды медицинских организаций к работодателям. Страховщики могут взять на себя эту функцию, потому что медицинской организации, извините, не до того, чтобы «бегать» за работодателем. Да и у органов исполнительной власти и территориальных фондов ОМС тоже свои задачи.
Мы надеемся получить одобрение со стороны региональных властей, потому что вся сеть медицинских учреждений находится в их ведении. Пилоты нашей инициативы уже доказали свою эффективность в некоторых регионах, например, в Свердловской области. Теперь мы предлагаем распространить ее на всю территорию РФ.
ССТ: Какие задачи приоритетны в ДМС?
Р. Щ.: Сегодня на рынке большая часть страховок по ДМС — это корпоративное страхование. И, на мой взгляд, дополнительно регулировать корпоративный вид ДМС со стороны страхового сообщества не стоит. Он развивается синхронно с развитием экономики, демонстрируя здоровую конкуренцию.
При этом объемы рынка ДМС физических лиц в денежном выражении совершенно не такие значительные. Программы для них есть, но в большинстве случаев человек либо здоров, либо чувствует себя здоровым, поэтому не готов тратить деньги на полис ДМС. Если же он уже имеет хронические заболевания и понимает, что ему требуется какая-то медицинская помощь, то полис ДМС оказывается для него слишком дорогим — и его тоже не покупают.
Одним словом, нужно найти такой продукт ДМС, который был бы интересен гражданам. В этом и заключается задача нашей рабочей группы по добровольному страхованию и в целом ВСС.
Перспективы мы оцениваем оптимистично. Есть же достаточно большой рынок платных услуг — более 1 трлн руб. в год. ДМС фактически — это все то же самое, но добавляется еще поддержка куратора от страховой компании.
ССТ: В чем принципиальная разница между функционалом ДМС и ОМС?
Р. Щ.: Сегодня, повторюсь, ДМС — это, в основном, корпоративное страхование, которое предлагает получение медицинской помощи в одной из частных медицинских организаций на выбор. ОМС работает в основном с государственными медучреждениями. А мы все прекрасно знаем, что в разных субъектах Российской Федерации разный уровень оказания медицинской помощи в государственной сети медицинских организаций.
Чем в этой связи интересна ДМС? Страховые компании заключают договоры не со всеми частными организациями, а лишь с теми, которым они доверяют с точки зрения быстрого сервиса, доступности услуг и т. п. Страховщик выступает гарантом высокого уровня качества медуслуг. И он сам является заинтересованной стороной: каждое недолеченное или плохо пролеченное заболевание будет сопровождаться осложнениями, будут повторные обращения, новые страховые случаи, а значит — новые расходы страховой компании.
ДМС — это, в основном, корпоративное страхование, которое предлагает получение медицинской помощи в одной из частных медицинских организаций на выбор. ОМС работает в основном с государственными медучреждениями.
Здесь очень важный момент связан с профилактикой. Есть некий казус в законе о страховом деле. С одной стороны, профосмотр, чекапы, диспансеризация входят в услуги, за которые может заплатить страховая организация. С другой — профилактика не является страховым случаем. Поэтому нам, страховщикам, нужны изменения законодательной базы, чтобы можно было однозначно включать профилактику в программы ДМС и тем самым обеспечивать снижение рисков для гражданина, работодателя, и формировать еще дополнительный инструмент для достижения национальной цели по повышению ожидаемой продолжительности жизни.