• 26 октября, 2025

Последовательность и справедливость

Суховеев Евгений

директор Правового департамента ПАО СК «Росгосстрах»

Последовательность и справедливость

Для решения проблемы злоупотребления правом со стороны страхователей или их представителей необходимы комплексные усилия самих страховщиков, судебной системы и законодателей. Только сбалансированный и последовательный подход, основанный на принципах справедливости, поможет восстановить доверие к страховому рынку и создать здоровую конкурентную среду, полагает директор Правового департамента ПАО СК «Росгосстрах» Евгений Суховеев.

ССТ: Какие тенденции в судебных спорах по ОСАГО вы отмечаете в по­следний год?

Евгений Суховеев: Верховным Судом Российской Федерации 18 февраля 2025 года принят судебный акт, в кото­ром определено, по каким обстоятель­ствам и в каких случаях со страхов­щиков взыскиваются убытки сверх лимита по ОСАГО. Он оказал значи­тельное влияние на результаты работы всего страхового сообщества.

Одновременно в судебной практике наметился новый подход к спорам, связанным с превышением стоимо­сти восстановительного ремонта над лимитом по ОСАГО. Суды начали при­менять принцип пропорциональности, что кардинально меняет сложившуюся систему возмещения ущерба.

Новый подход предусматривает при­менение специальной формулы расче­та, основанной на принципе из пункта 2 статьи 393 ГК РФ. Это означает, что при определении размера возмещения суды теперь учитывают долю ответ­ственности как страховой компании, так и самого потерпевшего. Расчет производится пропорционально, с учетом первоначального распределе­ния расходов между сторонами. Такой подход предотвращает необоснован­ное обогащение потерпевшего за счет страховых компаний. Важно понимать, что эти изменения не отменяют право потребителя на возмещение ущерба, но делают систему более сбалансиро­ванной и соответствующей принципам обязательного страхования.

Не менее значимой тенденцией в су­дебной практике по ОСАГО является волна тождественных исков: страхова­тели, уже получившие решение о взы­скании возмещения в рамках лимита ОСАГО по Единой методике, пытаются сами или с участием автоюристов по­вторно обращаться в суд с требованием доплаты на основании рыночных цен на ремонт. Однако, благодаря четкой правовой позиции, страховщикам удается пресекать подобные попытки: в таких случаях речь идет об одном и том же требовании, предъявляемом по тем же основаниям, следовательно, производство по таким делам под­лежит прекращению в соответствии с процессуальным законодательством.

Значительный вклад в формиро­вание новой судебной практики вносит и ПАО СК «Росгосстрах», последовательно отстаивая позицию о недопустимости повторных исков. Этот подход имеет важнейшее значе­ние для развития страхового рынка, поскольку способствует укреплению правовой определенности, защите интересов страховых компаний, сни­жению нагрузки на судебную систему и противодействию злоупотребле­ниям со стороны недобросовестных страхователей. Формирование единообразной судебной практики позволит эффективнее противостоять подобным схемам и обеспечить справедливое разрешение страховых споров.

Формирование еди­нообразной судебной практики позволит эффективнее противо­стоять подобным схемам и обеспечить спра­ведливое разрешение страховых споров.

ССТ: Какие виды злоупотреблений в страховании наиболее распростра­нены?

Е. С.: В последние годы на страховом рынке наблюдается довольно трево­жная тенденция. Все чаще приходится говорить о злоупотре­блении правом со сторо­ны самих страхователей или их представителей. Формально потерпев­шие действуют в рамках закона, используя пре­доставленные им права и механизмы защиты. Однако, по существу их действия направлены не на восстановление нарушенных прав, а на извлечение необоснованной выгоды. Страхование из инструмента защиты от рисков пре­вращается в способ обогащения.

Анализ судебной практики «Росгосстраха» позволил выявить и систематизировать основные критерии злоупотребления правом. Их можно условно разделить на две большие группы: материальные, свя­занные с самим страховым событием и процессом урегулирования убытков, и процессуальные, проявляющиеся в ходе судебных разбирательств.

Материальные проявления недобро­совестного поведения в страховании включают систематические нарушения документооборота, когда страхователи уклоняются от предоставления ТС для осмотра, подают неполные и нека­чественные документы, например, фотографии повреждений без привяз­ки к месту и времени ДТП. К этому добавляются задержки в обращении в страховую компанию, сокрытие ин­формации о предыдущих повреждени­ях, искусственное создание страховых случаев путем преднамеренных ДТП, нецелевое использование страховых выплат без ремонта ТС, а также зло­употребления при получении возме­щения через затягивание процесса выплат и отказ от ремонта на СТОА. Дополнительно встречаются случаи частой смены собственников ТС.

Особенно хочу отметить преднаме­ренные ДТП, которые стали серьез­ной проблемой. Некоторые водители умышленно создают аварийные ситуации, нарушая правила дорож­ного движения. Их цель — получить страховое возмещение, формально оставаясь потерпевшими. Такие дей­ствия не только нарушают принципы страхования, но и создают опасность для других участников движения.

Формы процессуального злоупотре­бления правом начинаются уже на эта­пе подачи иска: истцы искусственно меняют подсудность дела через манипулирование размером неустойки, дробят взаимосвязанные требования на отдельные иски, включают в тре­бования повреждения, не связанные с рассматриваемым ДТП, и затягивают рассмотрение дел путем несвоевремен­ного предоставления доказательств. Они создают искусственные процессу­альные препятствия, необоснованно предъявляют встречные иски и превра­щают судебные процессы в источник дохода, завышая размеры неустойки и искусственно увеличивая период ее начисления. На стадии исполне­ния решений такие истцы намеренно затягивают процесс, создают допол­нительные споры, игнорируя баланс интересов сторон.

ССТ: Как вы оцениваете масштабы подобных злоупотреблений?

Е. С.: Проблема злоупотреблений в сфере страхования достигла крити­ческих масштабов, серьезно подрывая основы всего страхового рынка.

Проблема злоупо­треблений в сфере страхования достигла критических масштабов, серьезно подрывая основы всего страхового рынка.

Одной из форм злоупотребления правом является возможность зара­ботка для автоюристов, бизнес-модель которых построена на переуступке прав требования. Опасность такой схемы для потерпевшего в ДТП со­стоит в том, что, передавая свое право требования, человек вы­падает из правового поля ОСАГО. В свою очередь у автоюриста, заклю­чившего договор цессии за незначительную плату с потерпевшим, возни­кает право требования к страховым компаниям и к виновникам ДТП на возмещение убытков по восстанов­лению автомобилей, которых в реаль­ности у цессионеров не было и нет, и они ее активно используют. Пере­купщики прав требования возмещения убытков, причиненных в ДТП, взыски­вают с виновников ДТП и страховых компаний суммы, исчисляющиеся сотнями тысяч рублей.

Для решения этой проблемы необ­ходим комплексный подход: стра­ховщикам следует усилить работу по документированию признаков недобросовестности и формированию доказательной базы, активно исполь­зуя институт злоупотребления правом в судебных разбирательствах.

Судебной системе важно не ограни­чиваться формальным рассмотрением дел, а обращать внимание на систем­ные признаки недобросовестности.

На законодательном уровне требуется конкретизация критериев злоупотре­бления правом именно в страховом законодательстве, поскольку общие нормы не всегда эффективны против современных схем.

Только сбалансированный подход, учитывающий интересы всех участни­ков рынка и основанный на принци­пах справедливости, поможет восста­новить доверие к страховому рынку и создать здоровую конкурентную среду.

ССТ: Есть ли у вас положительная практика по предъявлению требований к лицу, ответственному за убытки, воз­мещенные в результате страхования?

Е. С.: Да, «Росгосстрах» добился при­нятия важного судебного акта по делу, связанному с возмещением ущерба в порядке регресса по пп. «3» п. 1 ст. 14 Закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО».

Мы обратились в суд с иском к вино­внику ДТП о возмещении ущерба в по­рядке регресса. В процессе урегулиро­вания убытка возникла необходимость в осмотре транспортного средства, при использовании которого был причи­нен ущерб. Истец уведомил ответчика, являвшегося владельцем транспортно­го средства, о необходимости предста­вить его на осмотр, но ответчик не ис­полнил возложенную на него законом обязанность и не предоставил транс­портное средство на осмотр. Истец был лишен своего права на объективную проверку обстоятельств ДТП, объема причиненного ущерба и предъявления требований потерпевшему о возврате выплаченного страхового возмещения.

Позиция ответчика по делу заклю­чалась в том, что непредставление на осмотр транспортного средства, участвовавшего в ДТП, основанием для взыскания выплаченной суммы страхового возмещения с причинителя вреда в порядке регресса не является, уведомление о предоставлении транспортного сред­ства на осмотр ответчик не получал.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции поддержал позицию Росгосстраха, указав на правиль­ные применения нормы материального и процессу­ального права при рассмотрении дела судом апелля­ционной инстанции. Суд подтвердил обоснованность предъявления регрессных требований, указав, что в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владель­цы транспортных средств, причастных к ДТП, по тре­бованию страховщиков обязаны представить транс­портные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования (п. 3 ст. 11.1 Закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО»).

Судебной системе важно не ограничиваться формальным рассмотрением дел, а обращать внимание на системные признаки недобросовестности

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, из­вещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

ПАО СК «Росгосстрах» последовательно формиру­ет практику по применению пп. «3» п. 1 ст. 14 Зако­на № 40-ФЗ «Об ОСАГО», которая может серьезно отразиться на всей правоприменительной практике в страховании.

Похожие статьи

РСА определил регионы с самой высокой долей риска высокоубыточных договоров ОСАГО

РСА определил регионы с самой высокой долей риска высокоубыточных…

Первое место по показателю доли договоров ОСАГО, переданных в перестраховочный пул за период с 1 октября 2024 года по 30 сентября…

Прогресс неизбежен. Эксперт о необходимости реформы натурального возмещения в…

Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов о том, почему реформу натурального возмещения в ОСАГО нужно провести в…
Число водителей, имеющих максимальную скидку за безаварийную езду по ОСАГО, выросло

Число водителей, имеющих максимальную скидку за безаварийную езду по…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), наибольшая доля автовладельцев, имеющих максимальную скидку за безаварийную езду по ОСАГО за смещенный календарный год…