• 2 марта, 2024
  • 93

ХОРОШАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Козлов Андрей

Вице-президент САО «РЕСО-Гарантия»

ХОРОШАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Несмотря на активные процессы цифровизации в страховании, деятельность профессиональных страховых агентов остается востребованной и высоко оплачиваемой во всем мире. Вице-президент САО «РЕСО-Гарантия» Андрей Козлов в своем интервью рассуждает о том, какова роль страхового агента, и какие требования предъявляются сейчас к этой профессии.

ССТ: В 90-е в страховые агенты шли бывшие сотрудники НИИ и КБ, то есть люди с высшим образованием. Кто сейчас становится страховым агентом?

Андрей Козлов: Наши страховые агенты в большинстве своем являются совмести­телями. Чаще всего — это люди, имеющие основную работу с более-менее гибким графиком и заинтересованные в дополни­тельном доходе. Что немаловажно — им нравится работать в страховании.

Портрет страхового агента в нашей компании не сильно менялся за последние 10–15 лет. Высшее образование для этой ра­боты не обязательно, и мы не ведем такую аналитику.

70 % страховых агентов составляют женщины, возраст — 30+. Среди них очень много домохозяек. Много тех, кто вышел из декрета, но не смог вернуться на пре­дыдущую работу, или график предыдущей работы не позволяет совмещать воспитание ребенка и работу.

Также приходят работать агентами люди смежных профессий: кто-то работал в ди­лерском центре, в банке, занимался ипоте­кой или другими кредитами. Они понима­ют, что страхование — это востребованная профессия, и видят, как могут себя в ней реализовать.

ССТ: Какими знаниями и навыками должен обладать страховой агент, чтобы квалифицированно оказывать консульта­ционную помощь своим клиентам?

А. К.: Все страховые агенты начинают с обучения в нашей школе. Здесь они узна­ют, какие виды страхования бывают, как заключаются договоры, как общаться с кли­ентом. После окончания обучения агент в обязательном порядке проходит тестиро­вание, сдает экзамен и получает сертификат об окончании того или иного курса.

Обычно новички начинают с оформления полисов для своих родственников и знако­мых. Дальше они получают рекомендации в следующий круг родственников и зна­комых. Основная работа агента — работа с рекомендациями. Таким образом агент нарабатывает и расширяет свой страховой портфель. Приходят к нам на работу тоже по рекомендации наших страховых аген­тов — таких среди наших агентов более половины.

На начальном этапе очень важно, чтобы агент мог рассказать клиенту о вариантах покрытия, объяснить, что такое франшиза, подсказать, по какому пакету рисков лучше застраховать дом или квартиру. А вот оценку самого строения агент делает только визуально. Если на страхование предлага­ется дорогой дом или квартира, то агент в обязательном порядке привлекает к ос­мотру специалистов компании. На объект выезжает оценщик, который поможет пра­вильно определить страховую сумму. Наши оценщики имеют квалификацию инжене­ра-строителя и могут профессионально оценить риски по состоянию дома.

ССТ: Страховой агент — это привыч­ный образ бабушки с портфелем, которая ходит по дачным участкам?

А. К.: Образ страхового агента давно поменялся. В 90 % случаев полисы оформ­ляются электронно. Многие агенты рабо­тают на смартфонах и ноутбуках. Бумаж­ные носители используются все меньше и меньше. Клиенту и агенту не обязательно встречаться. Полис, ссылку на оплату — все это можно отправить на электронную почту. Можно сказать, что работа страхово­го агента от ручки и бумаги давно перешла в цифровую сферу.

Но эти изменения произошли вслед за из­менением потребностей самих клиентов. Сейчас уже именно клиенты отказываются от полиса, оформленного на бумаге. Несмо­тря на то, что больше половины клиентов предпочитают работать с агентами, молодое поколение — от 18 до 23 лет — привыкли оформлять все в электронном виде, в мо­бильных приложениях и личных кабинетах. Но я сомневаюсь, что без помощи страхово­го агента молодой человек сможет правиль­но сориентироваться и осознанно выбрать даже коробочный продукт на сайте компа­нии. Это иллюзия, что двадцатилетний че­ловек сам разберется, как лучше застрахо­вать свое жилье! Но если ему нужен полис ОСАГО, то здесь он однозначно справится.

Обучение в школе страхового агента занимает 3 недели. Прежде всего, изучаются моторные виды страхования, страхование имущества физических лиц — квартир и дач.

ССТ: Можно ли сказать, что профессия страхового агента — это все же умира­ющая профессия? Молодое поколение, взрослея, будет продолжать пользоваться цифровыми ресурсами и избегать обще­ния с агентом?

А. К.: Я бы привел опыт развитых стран: во Франции, в Германии, в Штатах страхо­вые агенты продолжают работать, несмотря на то, что там цифровизация также достиг­ла достаточно больших высот. Деятель­ность страхового агента остается значимой и достаточно высоко оплачиваемой. Я гово­рю именно о профессиональных страховых агентах, страховых консультантах. Про­фессия страхового агента во всех странах весьма уважаема. Понятно, что купить полис в интернете можно, но урегулировать убыток, правильно подготовить заявление, экспертизу, документы без своего страхово­го консультанта очень сложно.

У наших агентов есть возможность расти профессионально. Например, агент может повысить свою квалификацию, если хочет заниматься какими-то специфическими рисками: страхование грузов, страхование животных и т. д. Вебинары по самым разным направлениям страхования у нас проводятся постоянно.

ССТ: Страховой агент — это призвание или способ подработки?

А. К.: Не секрет, что в страховании зачастую работают агентские династии. Когда-то, еще в Госстрахе СССР, страховым агентом работали бабушка или дедушка, а сейчас внучка обслуживает семьи тех клиентов, которых когда-то обслуживала бабушка. Для многих работать страховым агентом — это, с одной стороны, помогать людям, а с другой — зарабатывать деньги. Такая позиция очень привлекательна для людей, которые находят в работе агента свое призвание. А кто-то на самом деле рас­сматривает работу агента исключительно как подработку и источник дополнитель­ных заработков.

ПОРТРЕТ СТРАХОВОГО АГЕНТА

ССТ: Выгодно ли работать страховым агентом? Сколько можно заработать? Насколько это тяжелый труд?

А. К.: По нашей многолетней статисти­ке в страховании остаются лишь двое из десяти окончивших школу страховых агентов. В основном это связано с завы­шенными ожиданиями: люди рассчитыва­ют, что они легко и быстро смогут много заработать.

В реальности страховой портфель форми­руется минимум 3 года. Только на третий год доходы агента становятся достаточно значимыми. Агенты первого года рабо­ты в месяц зарабатывают в среднем от 15 до 20 тыс. руб. У агента, который работает около 5 лет, ежемесячный доход повышает­ся до 45–50 тыс. руб. Это возможно, когда появляются пролонгации, когда формиру­ется достаточно большой портфель, когда агент активно работает с рекомендациями. У нас есть агенты, которые зарабатывают 200–250 тыс. руб. в месяц. Но они, конечно, работают уже более 10 лет, у них наработан большой страховой портфель.

Многие неудавшиеся агенты рассчиты­вали на то, что они будут работать в офисе за зарплату. Кто-то рассчитывал получать и комиссию, и зарплату. Но такого давно уже не существует — страховые агенты работают в поле.

ССТ: Для страхового агента возможен какой-то карьерный рост?

А. К.: Конечно, возможен. Например, в нашей компании у агентов есть кате­гории — от первой до седьмой. Седь­мая — самая высшая. Категория зависит от объема сборов агента, его опыта и ква­лификации.

Кроме роста по категории, агент, эффек­тивно отработав два года, может стать менеджером. Менеджер — это успешный агент, который набирает себе группу новичков. Он отвечает за ее развитие и получает определенный процент комис­сии за сборы всей группы. В таких группах может быть от 4 до 8 человек. Менеджер также работает в компании по договору, он не является штатным сотрудником компании.

Успешный менеджер, который отрабо­тал 3–4 года и которому больше нравится заниматься с агентами, чем развивать свой портфель, может стать директором агент­ства. Это уже штатная должность. В его офисе может работать от 30 до 150 агентов.

Похожие статьи

Электронное урегулирование убытков по ОСАГО наиболее востребовано среди жителей…

По оценкам страховых компаний, чаще всего электронное заявление подают после ДТП в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

РЕСО-Гарантия оперативно помогла семье, пострадавшей от пожара в Звенигороде

РЕСО-Гарантия оперативно урегулировала страховой случай после пожара, выплатив 1,4 млн рублей жильцам застрахованной квартиры и соседям, имущество которых также пострадало от воды…

РЕСО-Гарантия получила награду в рейтинге «Цифровая зрелость страховых компаний…

РЕСО-Гарантия заняла 6 место в общем рейтинге цифровой зрелости и 5-ое место по коммуникациям, что подтверждает активную работу компании в сфере…