КЛИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

Чистюхин Владимир

заместитель председателя Банка России

О главных итогах 2019 года для российского рынка страхования жизни, перспективах его развития и основных приоритетах регулятора рассказывает Владимир Чистюхин, заместитель Председателя Банка России.

Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете итоги 2019 года для рынка страхования жизни?

Владимир Чистюхин: По итогам прошедшего года объем собранных премий по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ) снизился почти на 32 % и составил 200 млрд руб. Снижение премий по ИСЖ в определённой степени компенсировалось ростом премий по накопительному страхованию жизни (НСЖ): за 2019 год премии выросли на 63 % до 109 млрд рублей.

Такое снижение премий по ИСЖ — это закономерный результат всего комплекса мер, который мы принимали против недобросовестных практик продаж. С апреля 2019 года действует наше указание с требованиями, как потребителям должна раскрываться информация об особенностях и рисках предлагаемых продуктов. Оно предусматривает предоставление клиенту в отдельной справке списка активов, изменение цен которых влияет на доход по ИСЖ, порядок расчета дохода, информацию, что этот продукт в отличие от депозита не гарантирован АСВ.

Помимо этого, значительную роль в снижении популярности ИСЖ сыграла низкая доходность по завершившимся договорам. Так, средняя доходность по договорам, завершившимся в 3-м квартале 2019 года, составила 2 % годовых по трехлетним полисам, 3,2 % годовых по пятилетним. Отдельные договоры могут быть несколько успешнее (10-12 % годовых), однако по гораздо большему числу договоров доход чисто символический или просто отсутствует. По нашим расчетам, 90 % договоров ИСЖ имеют доходность не более 5 % годовых.

Низкий полученный доход в существенной степени объясняется высокими комиссиями, удерживаемыми всеми посредниками, так что на само инвестирование может оставаться достаточно мало средств. Напомню, что наше указание также предусматривает раскрытие доли премии, направляемой на инвестирование и зарабатывание дохода, и долю премии, направляемую на выплату агентского вознаграждения.

ССТ: Объемы продаж ИСЖ падают, а что с жалобами?

В.Ч.: В 2019 году мы отметили, что число жалоб по теме мисселинга, связанного с ИСЖ, стало снижаться. Мы внимательно изучаем бизнес-процессы страховщиков, а с июля 2019 года начали проводить контрольные закупки по ИСЖ и по выявленным нарушениям применяли надзорные меры. Надо сказать, что многие страховщики, не дожидаясь наших мер, добровольно возвращали гражданам деньги — речь идет о социально незащищенных и пожилых гражданах. При этом во внутренние правила продаж также вносились соответствующие изменения, чтобы не допустить подобных случаев в будущем.

Продажи ИСЖ падают в объеме, но пока рано делать вывод о том, является ли это временным или постоянным трендом.

ССТ: По мнению страховщиков, проникновение страхования жизни в России находится на низком уровне. Согласны ли Вы с этим? Какие KPI в части страхования жизни Банк России ставит себе на ближайшие три года?

В.Ч.: Действительно, уровень проникновения страхования жизни в России невысокий. Например, по данным ОЭСР, в 2018 году соотношение собранных премий по страхованию жизни к ВВП в среднем по странам ОЭСР составило 4,4 %, а в России – 0,4 %. Данные ОЭСР за 2019 год пока не опубликованы, но уверен, что картина осталась примерно такой же.

Такая степень проникновения объясняется рядом факторов: дефицитом доверия, отсутствием исторически сформированной модели пользования страховыми продуктами, ограниченностью доходов населения. Наша задача сейчас не только повысить уровень проникновения, но и добиться хорошего понимания клиентом продукта, в том числе за счет полноценного раскрытия его характеристик, и снизить уровень продаж клиентам неподходящих им продуктов.

ССТ: Есть ли системные ошибки у страховщиков, которые мешают страхованию жизни в России стать таким же востребованным, каким оно является во всех развитых странах? Как их можно устранить?

В.Ч.: Как я отметил, это в первую очередь продажа клиенту продукта, который ему не подходит. Эта ситуация во многом ещё связана с тем, что люди не рассматривают страхование как самостоятельный продукт. Обычно страхование жизни — это или ИСЖ, или кредитное страхование жизни. И то, и другое человек купит в банке, и это сложно назвать самостоятельной услугой, уникальной для страховщиков. Накопительное страхование жизни — более комплексный продукт, который направлен на решение многих запросов клиента. Таких продуктов пока не очень много, и для их продвижения нужны позитивные истории, например, больших выплат в накопительном страховании. Сейчас, к сожалению, негативных историй про маленький процент дохода гораздо больше.

ССТ: Считаете ли Вы целесообразным введение налоговых преференций для страхования жизни?

В.Ч.: Считаю, что не должно быть арбитража с другими финансовыми инструментами. Если для государства важно стимулировать население получать подобную защиту и создавать длинные деньги, то подобные льготы могут рассматриваться, но они должны быть одинаковыми для сходных продуктов.

ССТ: Как Вы оцениваете перспективы прихода иностранных страховщиков жизни, например, китайских, в 2021 году на российский рынок?

В.Ч.: Если речь идет о филиалах, то Минфин с нашим участием готовит соответствующий проект закона. Он позволит обеспечить действенный контроль за филиалами и защиту интересов наших потребителей. Мы всегда рады конкуренции на нашем рынке, вне зависимости от формы — будь то дочерняя компания или филиал. Однако мы должны быть уверены, что клиенты страховщика получат одинаковый уровень защиты вне зависимости от того, где они купили страховой продукт.

ССТ: Когда можно ожидать появление аналога АСВ для страховщиков жизни?

В.Ч.: Мы в прошлом году опубликовали наше видение механизма системы гарантирования страхования жизни. В деталях, разумеется, будут расхождения, но в целом система будет строиться на тех же принципах, что и системы страхования депозитов и пенсионных накоплений. Предполагается, что в случае банкротства страховщика человеку вернут то, во сколько оцениваются остающиеся обязательства страховщика перед ним. Как и у банков, гарантируется не более 1,4 млн рублей. Выплаты будут за счет фонда АСВ, формируемого из взносов страховщиков. Администратором системы гарантирования будет Агентство по страхованию вкладов. Членство в системе станет обязательным для всех страховщиков жизни. Мы обсудили концепцию с Минфином и АСВ. Думаю, в этом году мы сможем подготовить законопроект и начать его публичное обсуждение.

ССТ: Какие изменения потребуются для того, чтобы страховщики могли использовать UL? По своей сути UL максимально похож на существующие уже инструменты рынка коллективных инвестиций. В случае РКИ в систему контроля и учета инвестиций активно вовлечены специализированные депозитарии. Предполагается ли задействовать их опыт при внедрении UL, учитывая, что страховщики жизни и без того с 2015 года обязаны взаимодействовать со специализированными депозитариями?

В.Ч.: Как вы верно отметили, в европейской практике unit linked во многом схож с коллективными инвестициями, это комбинация паевого инвестиционного фонда и страхования. Страховщик представляет достаточно гибкий страховой продукт: условия страхования могут меняться, например, в зависимости от уплаты страхователем очередного взноса. При этом страховщик инвестирует часть премии и передает результат управления выгодоприобретателю.

Сейчас страховщики обсуждают, какие именно аспекты unit linked им интересны, что именно они готовы продавать, какие услуги оказывать. В зависимости от этого будут подготавливаться изменения в законодательство, в частности, будет решаться вопрос со спецдепами. Например, если страховщики будут инвестировать только в паи инвестиционных фондов, где уже есть спецдепы, то введение этого института еще и у страховщиков в полном объеме может быть и избыточно. А если страховщики предполагают самостоятельное управление активами — тут роль специализированного депозитария может быть выше. Но в целом мы во многом будем исходить из того, чтобы не было арбитража.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…