• 3 сентября, 2020
  • 114

ЛЮБИТЕЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЫ

Алексеев Виктор

заместитель генерального директора СК «МАКС»

О том, насколько часто и какие мошеннические схемы встречаются в российском агростраховании, рассказал Виктор Владимирович Алексеев, заместитель генерального директора АО «МАКС».

Современные страховые технологии: Виктор Владимирович, каковы объемы мошенничества в агростраховании?

Виктор Алексеев: Наша компания активно развивала агрострахование до тех пор, пока не столкнулась с серьезной убыточностью. По моим оценкам, более половины от заявленных убытков по агрострахованию в 2010–2015 гг. имели признаки мошенничества.

В этом виде страхования можно выделить профессиональное и любительское мошенничество. «Профессионалы» изначально заключают договор страхования для получения наживы. Любители пытаются использовать страховой случай для получения большей выплаты либо заключить договор задним числом и получить от компании компенсацию потерянного урожая. Встречаются и организованные мошеннические группы, в которые иногда вовлекаются сотрудники филиала.

ССТ: Вы сталкивались с такими ситуациями?!

В. А.: Самый серьезный случай произошел около 10 лет назад в Оренбурге. В сговоре с директором нашего филиала было заключено несколько договоров с общей страховой суммой более 100 млн руб. по страхованию озимой пшеницы, которая, как выяснилось позже, уже погибла от реальной засухи. Все экспертизы состояния посевов на момент заключения договоров были подделаны.

Мы серьезно относимся к экспертизам и обязательно проводим их перед заключением договоров страхования. В центральном офисе у нас выделена дирекция по страхованию агропредприятий, есть высококвалифицированный агроном, способный профессионально оценивать ситуацию. Но подделку удалось распознать только при проверке документов, поданных на урегулирование убытков.

Когда в мошенничестве участвуют сотрудники компании, тем более директор филиала с правом подписи, ситуация складывается особенно сложно. В судах невозможно доказать недействительность договора страхования, а правоохранительные органы рассматривали заявления страховой компании о наличии признаков мошенничества как споры хозяйствующих субъектов и отказывали в возбуждении уголовного дела. В той ситуации наша компания понесла серьезные убытки.

ССТ: Как с этим можно бороться?

В. А.: Есть комплекс мер. Во-первых, работа с постоянными, проверенными клиентами. Во-вторых, углубленная оценка нового страхователя, т. е. агропредприятия, его финансового состояния, страховой истории на стадии подготовки к заключению договоров страхования. Во-третьих, внедрение централизованного подхода в части принятия решения о страховании с выездом квалифицированных сотрудников центрального офиса на место для подготовки документов и решения вопроса о принятии объекта на страхование. Осмотр полей проводить выборочно, чтобы не дать подготовиться заранее. Конечно, нужна активная работа с правоохранительными органами, особенно на местах.

ССТ: Как ведут себя любители?

В. А.: К любительскому мошенничеству чаще относится завышение ущерба. При потере урожая большинство даже законопослушных страхователей пытается увеличить размер запрашиваемой компенсации. Бороться с этим можно только привлекая квалифицированную экспертизу — она помогает выявить обман. Наша компания и, насколько знаю, другие страховщики активно идут этим путем. Кстати, хотел бы поблагодарить союз агростраховщиков НСА. Они всегда очень чутко реагируют на запросы по экспертизе.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья от ЧС

ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья…

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) поддерживает поправки к закону о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, делающие обязательной разработку программы страхования жилья от…
ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на себестоимость

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на…

Для развития страхования киберрисков необходимы ряд стимулирующих мер, таких, как законодательное регулирование, выработка общих стандартов по страхованию, информирование граждан и юрлиц…
ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Строгий контроль со стороны работников страховой компании и постепенная цифровизация процессов позволяют эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны страховых посредников. Однако…