- 16 марта, 2025
- 2
Выгодные инвестиции

Убытки от мошенничества обходятся страховому бизнесу гораздо дороже, чем создание профилактической системы внутри компании. Генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов убежден, что это очень эффективное вложение средств для любого страховщика.
ССТ: На семинаре ВСС в конце прошлого года вы сказали, что каждый страховщик обязан иметь систему противодействия страховому мошенничеству, хотя бы на базовом уровне. Как такая система должна выглядеть?
Игорь Фатьянов: В такой системе существуют четыре стандартных блока: управление, обнаружение, расследование и предотвращение. Обычно подразделение по противодействию мошенничеству работает в одной структуре с урегулированием убытков, что соответствует международному опыту. Но оно может существовать и как отдельная служба безопасности. Здесь могут быть разные подходы.
Обнаружение мошенничества обычно происходит на этапе урегулирования, а иногда даже на этапе заключения договора страхования. Для этого может использоваться как автоматизированная, так и полностью ручная система, которая позволяет вычленять подозрительные убытки для более глубокого анализа. Обнаружение — это всегда базис для дальнейшей работы системы.
Дальше оперативники начинают расследование. Они собирают основную информацию по подозрительным случаям, чтобы сделать более глубокую оценку и затем представить материалы в суд или в правоохранительные органы.
Предотвращение — это, в основном, мероприятия, связанные со взаимодействием со СМИ и другими страховщиками с целью повышения финансовой грамотности граждан и обмена информацией между участниками рынка.
Ну, и сверху — управление этой структурой.
ССТ: Если есть подозрение, что человек — мошенник, можно ему отказать в заключении договора страхования?
И. Ф.: Такая вариативность зависит от вида страхования. Если это непубличный вид, то у страховщика есть право отказать, а в публичных видах его нет, и тогда необходимо действовать в поле тарификации. Например, если речь идет о полисе ОСАГО, то тариф будет повышен, а договор — передан в перестраховочный пул. И хоть в заключении договора отказать нельзя, к страховым случаям этого клиента будет всегда очень пристальное внимание.
У каждого клиента есть страховая история, которая влияет на то, как его тарифицируют. По ней видно, что это сложный клиент, потому что, к примеру, каждый день «встречает» кого-то на перекрестке. Но обычно мошенники скрывают свое истинное лицо, например, меняют собственников транспорта.
ССТ: Обязательно ли должно быть создано отдельное подразделение в каждой страховой компании, или противодействие страховому мошенничеству может быть реализовано через исполнение сотрудниками компании специальных регламентов и предписаний?
И. Ф.: Это части общей системы, и одно без другого не работает. Если выявление мошенничества происходит на уровне рабочих процессов, нужно внимательно оценивать каждый страховой случай. Но как только подозрение перерастает в уверенность, должна подключаться специальная команда.
ССТ: Требуется ли принятие ВСС внутреннего отраслевого стандарта по противодействию страховому мошенничеству?
И. Ф.: На нашем рынке еще существуют этакие «островки свободы», где отсутствует противодействие мошенничеству. И сейчас разумно было бы принять необходимые требования, или, как минимум, рекомендации по организации такого функционала в каждой компании. То есть, должны быть требования от Банка России о том, что функция по противодействию мошенничеству в принципе должна быть, а внутренний стандарт СРО — о том, какой именно она должна быть.
ССТ: Насколько серьезные инвестиции требуются от страховщиков для создания таких систем? Возможно, для небольших страховщиков это может оказаться слишком дорого?
И. Ф.: Стоимость внедрения системы пропорциональна размеру компании, поэтому нет такой проблемы, что у маленькой страховой компании не хватит ресурсов. Если у вас небольшой бизнес, вам не нужны какие-то сложные системы для оценки ваших убытков. При этом служба по расследованию страхового мошенничества себя окупает. Это очень эффективное вложение средств для страховщика.
ССТ: Почему же тогда существуют те самые «островки свободы»?
И. Ф.: Где-то организационно незрелые компании очень краткосрочно планируют свои операции. А кому-то просто недостаточно профессиональных навыков. Как раз для них мы и разрабатываем наши рекомендации. Однако у абсолютного большинства страховщиков уже есть профильные службы.
ССТ: Но если такие компании составляют совсем небольшой сегмент рынка, то, возможно, на них можно не обращать внимания?
И. Ф.: Когда в доме появляется плесень, она не сразу захватывает всю стену. Сначала появляется небольшой участок, но, если вы с ним ничего не делаете, то спустя какое-то время вся стена, а потом и весь дом будут покрыты плесенью. Любое заражение всегда начинается с малого. В таких компаниях, на небольших объемах, мошенники собирают материальную базу, обучают кадры и уже дальше покушаются на более серьезные дела.
Поэтому чистота в доме должна быть в каждом углу, а не в большинстве. Так и на рынке: в каждой компании должна быть обеспечена минимальная система контроля мошенничества — это, в общем, мировой стандарт.
ССТ: Требуется ли сейчас рынку разработка какого-то специального программного обеспечения?
И. Ф.: Мы в основном полагаемся на НСИС. У ВСС есть постоянная рабочая группа, которая формирует рекомендации для поддержки общерыночных решений. Существует набор уже действующих стандартных отчетов НСИС по мошенничеству, в первую очередь, можно опираться на них. Также существуют рекомендации ВСС по выстраиванию таких систем внутри каждой компании.
Обнаружение мошенничества обычно происходит на этапе урегулирования, а иногда даже на этапе заключения договора страхования.
Крупные системные решения для противодействия мошенничеству, как правило, более эффективны, чем любые локальные. Но они должны опираться на какую-то местную инфраструктуру, то есть, в каждой компании должна быть точка контакта для противодействия мошенничеству.
ССТ: Требуются ли изменения в действующем законодательстве? Если да, то какие?
И. Ф.: Да, здесь есть над чем работать. Например, это касается реализации взаимодействия с финансовым уполномоченным. Автоюристы нашли лазейки, которые позволяют использовать выстроенную систему в пользу преступного обогащения. Поэтому нужно дополнительно откалибровать эту процедуру.
Полагаю, страховщикам необходимы более гибкие возможности по управлению ходом расследования страховых событий. Если мы видим, что имеем дело с доказанным мошенничеством, сроки расследования можно увеличивать.
В части изменений в действующем законодательстве также существует ряд моментов. Во-первых, необходимо привести в соответствие с новой структурой законодательства Закон № 327-ФЗ и постановление Правительства № 523, потому что у нас теперь не РСА, а НСИС — владелец АИС страхования.
И нужно предусмотреть использование информационных систем для обмена трансграничными сведениями, потому что сейчас достаточно много машин перегоняется мошенниками в Казахстан, поэтому важно обмениваться данными между российскими системами и системами сопредельных государств. Это тоже требует изменения законодательства.
Дополнительно необходимо обеспечить более четкую фиксацию прав и возможностей страховщиков по противодействию мошенничеству.
ССТ: Какая в этом необходимость?
И. Ф.: Если мы исходим из того, что есть требования по созданию службы по противодействию мошенничеству, то должны быть определены ее права и возможности по сбору информации. Думаю, что нам сложно будет реализовать функционал на уровне отдельных страховых детективов, но создать такие службы официально и наделить их определенными правами вполне реально.
Любая юридическая новелла занимает время, но мы видим определенный прогресс в этом направлении.
Мы хотели бы начать с определения в новом законодательстве необходимости наличия таких служб и фиксации их обязанностей и прав внутри страховщиков. Это существенно более скромная задача, и, мне кажется, она может быть реализована.
ССТ: А может быть при ВСС организована такая служба, единая для всех страховых компаний?
И. Ф.: Для ВСС и РСА важно иметь возможность расследовать собственные случаи по компенсационным выплатам. Я бы начал с этого. А потом на базе этого решения можно провести тестовые кейсы по совместным расследованиям в интересах страховщиков.
Страховщикам необходимы более гибкие возможности по управлению ходом расследования страховых событий. Если мы видим, что имеем дело с доказанным мошенничеством, сроки расследования можно увеличивать.
В целом мы видим необходимость координации служб расследования различных страховых компаний, потому что обычно профессиональные группы мошенников заявляют убытки сразу нескольким страховщикам. Поэтому я думаю, что такой вопрос может быть поставлен по мере того, как будут решаться предыдущие задачи.
ССТ: Какие самые важные приоритеты на 2025 год в работе Комитета ВСС по преодолению мошенничества?
И. Ф.: В числе основных приоритетов будет обеспечение доступа страховщиков к различным базам данных и системам информации, а также взаимодействие с системой видеонаблюдения, работа с НСИС и получение доступа к базам данных по здоровью застрахованных. То есть, фокус на расширении использования информационных ресурсов для выявления и ранней диагностики мошенничества.