• 16 марта, 2025
  • 41

Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Попов Иван

Директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС»

Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Феномен обмана потерпевших и страховщиков, страховое правосудие или система уничтожения института страхования в отдельно взятом регионе.

Республика Марий Эл. Казалось бы, обычный регион, который славится красивыми местами и богатой историей. Экономическое и промышлен­ное развитие — одна из ключевых целей руковод­ства республики, которая уверенно демонстрирует положительную динамику. Здесь все делается для развития промышленного производства, туризма и для благополучия населения. Конечно, как и в каждом субъекте, здесь есть определен­ные сложности и проблемы, которые успешно решаются. Но со страхованием тут что-то явно пошло не так….

История началась относительно недавно. В республике, как и во мно­гих регионах России, увеличилась активность автоюристов, которые под видом услуг населению превратили страховые выплаты в механизм зло­употребления, адаптированный под извлечение прибыли.

Никто из страховщиков поначалу не придал этому особого значения, так как подобная ситуация наблюдалась и в других областях. Рано или поздно действия таких организованных групп пресекались компетентными органа­ми, их участники привлекались к от­ветственности. Одних автоюристов наказывали, другие адаптировались, придумывая новые схемы обмана, и вели свою деятельность до начала новых следственных действий.

Ежегодно суммы судебных расходов страховщиков кратно превышают суммы выплат

В Марий Эл привычная система дала сбой. Динамика цифр ошеломляет. Ежегодно доля судебных споров рас­тет, суммы судебных расходов стра­ховщиков кратно превышают суммы выплат. Счет идет на миллиарды.

Согласно данным Российского Со­юза Автостраховщиков (РСА) респу­блика стала лидером по отношению количества оплаченных судебных решений в рамках судебного произ­водства к количеству оплаченных страховых случаев по ОСАГО. Этот показатель составил здесь 29,7 %. Для сравнения — средний показатель по России составляет 4,2 %.

В чем же особенность схемы мест­ных автоюристов? Страховая компа­ния «МАКС» провела собственное расследование.

Все начинается с ДТП. Через 5–10 минут после столкновения транспортных средств на месте аварии появляется автомобиль, из которого, как черт из табакерки, выскакивает специально обученный человек, кото­рый начинает разговаривать лозун­гами: «Все трудности со страховой возьмем на себя!», «Платить ничего не надо, пусть страховая платит!», «Наши услуги бесплатны!» и т. д. В некоторых случаях в ход идет самая страшная легенда: якобы страховщи­ки отказывают ВСЕМ, кто обращается самостоятельно.

Надо признать, что эти «спецы» хорошо владеют актерским мастер­ством, и очень многие автолюбители в состоянии стресса соглашаются на получение «бесплатной услуги».

Далее «бесплатная услуга» осущест­вляется следующим образом (тандем аварком + нотариус).

— Участники аварии на месте подпи­сывают извещение о ДТП, передают аваркому данные личных документов (паспорт, водительское удостовере­ние). Тот вносит их в уже заготовлен­ный бланк договора на оказание услуг, который подписывается потерпев­шим. Уже в этом договоре прописы­ваются обязательства потерпевших оформить доверенность на автоюри­ста, в том числе с правом получения страхового возмещения. Параллельно подписывается договор, который обязывает потерпевшего оплачи­вать 60 % от взысканных судебных расходов по спорам со страховой компанией. То есть, уже в этот момент закладывается основа судебного спора со страховщиком и прописывается вознаграждение автоюриста.

— С места ДТП фотографии до­кументов отправляются знакомым нотариусам, Те в течение 10–15 минут готовят бланк доверенности, кото­рый подписывается клиентом сразу же по прибытии к такому нотариусу. Клиенты, как правило, не читают полномочия, передаваемые автоюри­стам, а нотариусы озвучивают лишь тезис, касающийся права автоюристов обратиться в страховую компанию.


Вот некоторые полномочия из доверенностей клиентов, оформленных на автоюристов:

  1. Право получения страхового возмещения, штрафов и неустоек на личные реквизиты аваркома;
  2. Право заключения любых договоров с независимыми оценочными организациями, станциями, аварийными комиссарами;
  3. Право открытия депозитных и иных счетов в любых банках России;
  4. Право перечисления денежных средств на личные реквизиты аваркома.

Полномочия по доверенности переда­ются не кому-то одному. Их получает до 7 человек, которых потерпевший никогда не видел. Все это не вписывает­ся в обязанности нотариуса, предусмо­тренные ст. 16 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1):

«Нотариус обязан оказывать физиче­ским и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотари­альных действий, с тем чтобы юридиче­ская неосведомленность не могла быть использована им во вред».

Как минимум странно, что у нотариу­са не возникает озабоченность тем, что граждане передают такие серьезные полномочия группе лиц. По данным АО «МАКС» в Йошкар-Оле орудуют порядка пяти автоюристов со «свои­ми» аваркомами и нотариусами.

В дальнейшем система поставлена на поток и состоит из трех обязатель­ных этапов.

  1. Обращение автоюриста в страховую компанию (клиент не допускается к взаимодействию со страховщиком).

Автоюристы подают заявление в страховую компанию с требовани­ем организовать ремонт на СТОА. При этом клиентам рекомендуют не приступать к ремонту в течение 5 дней, то есть в срок предоставления поврежденного ТС страховщику для осмотра. Далее автоюристам не инте­ресно, что происходит с автомобилем потерпевшего.

  1. Саботаж ремонта и злоупотре­бление правом.

В случае получения направления на СТОА автоюристы саботируют процесс постановки ТС в ремонт, в том числе ожидают, пока неустойка, пред­усмотренная ст. 16.1 Закона об ОСАГО, не накопится до лимита ответственно­сти (400 тыс. рублей), и начинают про­цедуру «борьбы со СТОА». В чем она заключается? Как правило, это скандал с видеосъемкой на СТОА с угрозами не принимать ТС из ремонта, провести экспертизу качества ремонта, обра­титься в суд и полицию, и т. д. После этого многие СТОА, не желая связы­ваться с неадекватными автоюристами, отказываются от ремонта.

Как минимум странно, что у нотариуса не возни­кает озабоченность тем, что граждане переда­ют такие серьезные полномочия группе лиц. По данным АО «МАКС» в Йошкар-Оле орудуют порядка пяти автоюри­стов со «своими» авар­комами и нотариусами.

  1. «Выход Фемиды».

Далее в судебном порядке по «зеле­ному коридору» взыскивается стра­ховое возмещение, штраф в размере 50 % от суммы взыскания. В общем сумма взысканий доходит до 1 млн рублей. Напомним, что максимальный лимит ответственности страховщика составляет 400 тыс. рублей. В таком случае клиенту перечисляется сумма страхового возмещения по калькуля­ции автоюриста, а все неустойки и штрафы — в карман автоюристов.

Казалось бы, успешная и сверхприбыльная схе­ма. Но и этого оказалось недостаточно жадным Йошкар-Олинским махинаторам, которые, возможно, при помощи местных служителей Фемиды нашли еще одну возможность увеличения доходов, а именно — взыскание потенциаль­ных убытков сверх лимита ответствен­ности ОСАГО.

ПРИМЕР ИЗ НЕДАВНЕЙ ПРАКТИКИ

По уже проторенной дорожке ав­тоюрист П. обратился в суд с иском о взыскании со страховой компании «МАКС» 4,5 млн рублей. Понимая беспрецедентную судебную практи­ку региона, для участия в суде были направлены руководители служб уре­гулирования убытков и юридического сопровождения компании.

Суть спора: в результате ДТП повре­жден Volkswagen Touareg. Стоимость ущерба по калькуляции АО «МАКС» составила 3 млн рублей.

В соответствии с абз. 7, ст. 17 Зако­на об ОСАГО на пятый день после получения заявления от автоюриста АО «МАКС» направило клиенту телеграмму, в которой было указано, что стоимость ремонта значительно превышает лимит ответственности страховщика по ОСАГО, и попросило письменно выразить согласие на до­плату СТОА для организации ре­монта. В адрес страховщика согласие потерпевшего о доплате стоимости ремонта сверх лимита ответственно­сти (400 тыс. рублей) не поступило.

На 20-й день АО «МАКС» в соответ­ствии с п.п. «Д», п. 16.1, ст. 12 Закона об ОСАГО произвело выплату стра­хового возмещения в размере макси­мального лимита, то есть 400 тыс. руб.

Суду были представлены все до­кументы, подтверждающие дей­ствия страховщика, направленные на урегулирование убытка в строгом соответствии с законом об ОСАГО. Более того, в зале суда автоюристу были заданы вопросы, касающиеся непосредственно заявленных требо­ваний. В том числе, была запрошена информация о состоянии поврежден­ного ТС на момент спора. Ни одного ответа не последовало. Состояние ТС неизвестно, сколько потрачено на ре­монт — неизвестно. Следует отметить, что суду представлен акт осмотра отремонтированного ТС, который составлен АО «МАКС» за день до су­дебного заседания (все документы приобщены к материалам дела).

Итог судебного заседания — взы­скать с АО «МАКС» 2,8 млн руб. сверх выплаченной суммы в размере 400 тыс. руб.

Безусловно, мы будем оспаривать это решение вплоть до Верховного суда.

Остаются главные вопросы. Как долго будет существовать явно криминальная аномалия в замеча­тельной Республике Марий Эл? Что нужно сделать страховому сообществу и органам власти, чтобы избавить автовладельцев от присутствия махинаторов, которые занимаются исключительно набиванием собственных карманов?

В начале 2024 года АО «МАКС» инициировало проведение налоговых проверок в отношении «аваркомов».

При этом добропорядочные граждане остаются «у разбитого корыта», имея на руках мизерную сумму, полученную от автоюриста, а также кабаль­ные договоры оказания «бесплатных юридических услуг», которые лишают их каких-либо перспектив по защите своих прав.

Напомним, что еще в мае 2023 года страховое сообщество инициировало проведение региональ­ного совещания под председательством республиканского отделения Банка России, с участием администрации главы и правительства Марий-Эл, представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры, На нем страховщиками были предло­жены конкретные меры по остановке беспредела, творимого так называемыми аваркомами, за ко­торый в конечном итоге расплачиваются рядовые граждане Республики, вынужденные приобретать полисы ОСАГО по максимальному тарифу.

А в начале 2024 года АО «МАКС» иницииро­вало проведение налоговых проверок в отноше­нии «аваркомов». Результатом обращения стали принудительные взыскания неоплаченных налогов на полученную прибыль от судебных расходов. ФНС в ответ направила благодарность АО «МАКС» за представленную информацию и раскрытую схему неуплаты налогов. Этому примеру последовали и другие страховщики.

К сожалению, каких-то сдвигов не произошло. От­работанные схемы по «выжиманию» денег из стра­ховых компаний в Марий Эл продолжают работать, более того, они приобретают все более изощренные формы.

 

Похожие статьи

Замкнутый круг

Замкнутый круг

Если суды продолжат поддерживать иски потребителей страховых услуг, не согласных с решениями финансового омбудсмена, сам этот институт может стать бесполезным. Причем,…
Выгодные инвестиции

Выгодные инвестиции

Убытки от мошенничества обходятся страховому бизнесу гораздо дороже, чем создание профилактической системы внутри компании. Генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов…
ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…