- 16 марта, 2025
- 41
Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Феномен обмана потерпевших и страховщиков, страховое правосудие или система уничтожения института страхования в отдельно взятом регионе.
Республика Марий Эл. Казалось бы, обычный регион, который славится красивыми местами и богатой историей. Экономическое и промышленное развитие — одна из ключевых целей руководства республики, которая уверенно демонстрирует положительную динамику. Здесь все делается для развития промышленного производства, туризма и для благополучия населения. Конечно, как и в каждом субъекте, здесь есть определенные сложности и проблемы, которые успешно решаются. Но со страхованием тут что-то явно пошло не так….
История началась относительно недавно. В республике, как и во многих регионах России, увеличилась активность автоюристов, которые под видом услуг населению превратили страховые выплаты в механизм злоупотребления, адаптированный под извлечение прибыли.
Никто из страховщиков поначалу не придал этому особого значения, так как подобная ситуация наблюдалась и в других областях. Рано или поздно действия таких организованных групп пресекались компетентными органами, их участники привлекались к ответственности. Одних автоюристов наказывали, другие адаптировались, придумывая новые схемы обмана, и вели свою деятельность до начала новых следственных действий.
Ежегодно суммы судебных расходов страховщиков кратно превышают суммы выплат
В Марий Эл привычная система дала сбой. Динамика цифр ошеломляет. Ежегодно доля судебных споров растет, суммы судебных расходов страховщиков кратно превышают суммы выплат. Счет идет на миллиарды.
Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА) республика стала лидером по отношению количества оплаченных судебных решений в рамках судебного производства к количеству оплаченных страховых случаев по ОСАГО. Этот показатель составил здесь 29,7 %. Для сравнения — средний показатель по России составляет 4,2 %.
В чем же особенность схемы местных автоюристов? Страховая компания «МАКС» провела собственное расследование.
Все начинается с ДТП. Через 5–10 минут после столкновения транспортных средств на месте аварии появляется автомобиль, из которого, как черт из табакерки, выскакивает специально обученный человек, который начинает разговаривать лозунгами: «Все трудности со страховой возьмем на себя!», «Платить ничего не надо, пусть страховая платит!», «Наши услуги бесплатны!» и т. д. В некоторых случаях в ход идет самая страшная легенда: якобы страховщики отказывают ВСЕМ, кто обращается самостоятельно.
Надо признать, что эти «спецы» хорошо владеют актерским мастерством, и очень многие автолюбители в состоянии стресса соглашаются на получение «бесплатной услуги».
Далее «бесплатная услуга» осуществляется следующим образом (тандем аварком + нотариус).
— Участники аварии на месте подписывают извещение о ДТП, передают аваркому данные личных документов (паспорт, водительское удостоверение). Тот вносит их в уже заготовленный бланк договора на оказание услуг, который подписывается потерпевшим. Уже в этом договоре прописываются обязательства потерпевших оформить доверенность на автоюриста, в том числе с правом получения страхового возмещения. Параллельно подписывается договор, который обязывает потерпевшего оплачивать 60 % от взысканных судебных расходов по спорам со страховой компанией. То есть, уже в этот момент закладывается основа судебного спора со страховщиком и прописывается вознаграждение автоюриста.
— С места ДТП фотографии документов отправляются знакомым нотариусам, Те в течение 10–15 минут готовят бланк доверенности, который подписывается клиентом сразу же по прибытии к такому нотариусу. Клиенты, как правило, не читают полномочия, передаваемые автоюристам, а нотариусы озвучивают лишь тезис, касающийся права автоюристов обратиться в страховую компанию.
Вот некоторые полномочия из доверенностей клиентов, оформленных на автоюристов:
- Право получения страхового возмещения, штрафов и неустоек на личные реквизиты аваркома;
- Право заключения любых договоров с независимыми оценочными организациями, станциями, аварийными комиссарами;
- Право открытия депозитных и иных счетов в любых банках России;
- Право перечисления денежных средств на личные реквизиты аваркома.
Полномочия по доверенности передаются не кому-то одному. Их получает до 7 человек, которых потерпевший никогда не видел. Все это не вписывается в обязанности нотариуса, предусмотренные ст. 16 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1):
«Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред».
Как минимум странно, что у нотариуса не возникает озабоченность тем, что граждане передают такие серьезные полномочия группе лиц. По данным АО «МАКС» в Йошкар-Оле орудуют порядка пяти автоюристов со «своими» аваркомами и нотариусами.
В дальнейшем система поставлена на поток и состоит из трех обязательных этапов.
- Обращение автоюриста в страховую компанию (клиент не допускается к взаимодействию со страховщиком).
Автоюристы подают заявление в страховую компанию с требованием организовать ремонт на СТОА. При этом клиентам рекомендуют не приступать к ремонту в течение 5 дней, то есть в срок предоставления поврежденного ТС страховщику для осмотра. Далее автоюристам не интересно, что происходит с автомобилем потерпевшего.
- Саботаж ремонта и злоупотребление правом.
В случае получения направления на СТОА автоюристы саботируют процесс постановки ТС в ремонт, в том числе ожидают, пока неустойка, предусмотренная ст. 16.1 Закона об ОСАГО, не накопится до лимита ответственности (400 тыс. рублей), и начинают процедуру «борьбы со СТОА». В чем она заключается? Как правило, это скандал с видеосъемкой на СТОА с угрозами не принимать ТС из ремонта, провести экспертизу качества ремонта, обратиться в суд и полицию, и т. д. После этого многие СТОА, не желая связываться с неадекватными автоюристами, отказываются от ремонта.
Как минимум странно, что у нотариуса не возникает озабоченность тем, что граждане передают такие серьезные полномочия группе лиц. По данным АО «МАКС» в Йошкар-Оле орудуют порядка пяти автоюристов со «своими» аваркомами и нотариусами.
- «Выход Фемиды».
Далее в судебном порядке по «зеленому коридору» взыскивается страховое возмещение, штраф в размере 50 % от суммы взыскания. В общем сумма взысканий доходит до 1 млн рублей. Напомним, что максимальный лимит ответственности страховщика составляет 400 тыс. рублей. В таком случае клиенту перечисляется сумма страхового возмещения по калькуляции автоюриста, а все неустойки и штрафы — в карман автоюристов.
Казалось бы, успешная и сверхприбыльная схема. Но и этого оказалось недостаточно жадным Йошкар-Олинским махинаторам, которые, возможно, при помощи местных служителей Фемиды нашли еще одну возможность увеличения доходов, а именно — взыскание потенциальных убытков сверх лимита ответственности ОСАГО.
ПРИМЕР ИЗ НЕДАВНЕЙ ПРАКТИКИ
По уже проторенной дорожке автоюрист П. обратился в суд с иском о взыскании со страховой компании «МАКС» 4,5 млн рублей. Понимая беспрецедентную судебную практику региона, для участия в суде были направлены руководители служб урегулирования убытков и юридического сопровождения компании.
Суть спора: в результате ДТП поврежден Volkswagen Touareg. Стоимость ущерба по калькуляции АО «МАКС» составила 3 млн рублей.
В соответствии с абз. 7, ст. 17 Закона об ОСАГО на пятый день после получения заявления от автоюриста АО «МАКС» направило клиенту телеграмму, в которой было указано, что стоимость ремонта значительно превышает лимит ответственности страховщика по ОСАГО, и попросило письменно выразить согласие на доплату СТОА для организации ремонта. В адрес страховщика согласие потерпевшего о доплате стоимости ремонта сверх лимита ответственности (400 тыс. рублей) не поступило.
На 20-й день АО «МАКС» в соответствии с п.п. «Д», п. 16.1, ст. 12 Закона об ОСАГО произвело выплату страхового возмещения в размере максимального лимита, то есть 400 тыс. руб.
Суду были представлены все документы, подтверждающие действия страховщика, направленные на урегулирование убытка в строгом соответствии с законом об ОСАГО. Более того, в зале суда автоюристу были заданы вопросы, касающиеся непосредственно заявленных требований. В том числе, была запрошена информация о состоянии поврежденного ТС на момент спора. Ни одного ответа не последовало. Состояние ТС неизвестно, сколько потрачено на ремонт — неизвестно. Следует отметить, что суду представлен акт осмотра отремонтированного ТС, который составлен АО «МАКС» за день до судебного заседания (все документы приобщены к материалам дела).
Итог судебного заседания — взыскать с АО «МАКС» 2,8 млн руб. сверх выплаченной суммы в размере 400 тыс. руб.
Безусловно, мы будем оспаривать это решение вплоть до Верховного суда.
Остаются главные вопросы. Как долго будет существовать явно криминальная аномалия в замечательной Республике Марий Эл? Что нужно сделать страховому сообществу и органам власти, чтобы избавить автовладельцев от присутствия махинаторов, которые занимаются исключительно набиванием собственных карманов?
В начале 2024 года АО «МАКС» инициировало проведение налоговых проверок в отношении «аваркомов».
При этом добропорядочные граждане остаются «у разбитого корыта», имея на руках мизерную сумму, полученную от автоюриста, а также кабальные договоры оказания «бесплатных юридических услуг», которые лишают их каких-либо перспектив по защите своих прав.
Напомним, что еще в мае 2023 года страховое сообщество инициировало проведение регионального совещания под председательством республиканского отделения Банка России, с участием администрации главы и правительства Марий-Эл, представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры, На нем страховщиками были предложены конкретные меры по остановке беспредела, творимого так называемыми аваркомами, за который в конечном итоге расплачиваются рядовые граждане Республики, вынужденные приобретать полисы ОСАГО по максимальному тарифу.
А в начале 2024 года АО «МАКС» инициировало проведение налоговых проверок в отношении «аваркомов». Результатом обращения стали принудительные взыскания неоплаченных налогов на полученную прибыль от судебных расходов. ФНС в ответ направила благодарность АО «МАКС» за представленную информацию и раскрытую схему неуплаты налогов. Этому примеру последовали и другие страховщики.
К сожалению, каких-то сдвигов не произошло. Отработанные схемы по «выжиманию» денег из страховых компаний в Марий Эл продолжают работать, более того, они приобретают все более изощренные формы.