• 16 марта, 2025

Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Попов Иван

Директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС»

Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Феномен обмана потерпевших и страховщиков, страховое правосудие или система уничтожения института страхования в отдельно взятом регионе.

Республика Марий Эл. Казалось бы, обычный регион, который славится красивыми местами и богатой историей. Экономическое и промышлен­ное развитие — одна из ключевых целей руковод­ства республики, которая уверенно демонстрирует положительную динамику. Здесь все делается для развития промышленного производства, туризма и для благополучия населения. Конечно, как и в каждом субъекте, здесь есть определен­ные сложности и проблемы, которые успешно решаются. Но со страхованием тут что-то явно пошло не так….

История началась относительно недавно. В республике, как и во мно­гих регионах России, увеличилась активность автоюристов, которые под видом услуг населению превратили страховые выплаты в механизм зло­употребления, адаптированный под извлечение прибыли.

Никто из страховщиков поначалу не придал этому особого значения, так как подобная ситуация наблюдалась и в других областях. Рано или поздно действия таких организованных групп пресекались компетентными органа­ми, их участники привлекались к от­ветственности. Одних автоюристов наказывали, другие адаптировались, придумывая новые схемы обмана, и вели свою деятельность до начала новых следственных действий.

Ежегодно суммы судебных расходов страховщиков кратно превышают суммы выплат

В Марий Эл привычная система дала сбой. Динамика цифр ошеломляет. Ежегодно доля судебных споров рас­тет, суммы судебных расходов стра­ховщиков кратно превышают суммы выплат. Счет идет на миллиарды.

Согласно данным Российского Со­юза Автостраховщиков (РСА) респу­блика стала лидером по отношению количества оплаченных судебных решений в рамках судебного произ­водства к количеству оплаченных страховых случаев по ОСАГО. Этот показатель составил здесь 29,7 %. Для сравнения — средний показатель по России составляет 4,2 %.

В чем же особенность схемы мест­ных автоюристов? Страховая компа­ния «МАКС» провела собственное расследование.

Все начинается с ДТП. Через 5–10 минут после столкновения транспортных средств на месте аварии появляется автомобиль, из которого, как черт из табакерки, выскакивает специально обученный человек, кото­рый начинает разговаривать лозун­гами: «Все трудности со страховой возьмем на себя!», «Платить ничего не надо, пусть страховая платит!», «Наши услуги бесплатны!» и т. д. В некоторых случаях в ход идет самая страшная легенда: якобы страховщи­ки отказывают ВСЕМ, кто обращается самостоятельно.

Надо признать, что эти «спецы» хорошо владеют актерским мастер­ством, и очень многие автолюбители в состоянии стресса соглашаются на получение «бесплатной услуги».

Далее «бесплатная услуга» осущест­вляется следующим образом (тандем аварком + нотариус).

— Участники аварии на месте подпи­сывают извещение о ДТП, передают аваркому данные личных документов (паспорт, водительское удостовере­ние). Тот вносит их в уже заготовлен­ный бланк договора на оказание услуг, который подписывается потерпев­шим. Уже в этом договоре прописы­ваются обязательства потерпевших оформить доверенность на автоюри­ста, в том числе с правом получения страхового возмещения. Параллельно подписывается договор, который обязывает потерпевшего оплачи­вать 60 % от взысканных судебных расходов по спорам со страховой компанией. То есть, уже в этот момент закладывается основа судебного спора со страховщиком и прописывается вознаграждение автоюриста.

— С места ДТП фотографии до­кументов отправляются знакомым нотариусам, Те в течение 10–15 минут готовят бланк доверенности, кото­рый подписывается клиентом сразу же по прибытии к такому нотариусу. Клиенты, как правило, не читают полномочия, передаваемые автоюри­стам, а нотариусы озвучивают лишь тезис, касающийся права автоюристов обратиться в страховую компанию.


Вот некоторые полномочия из доверенностей клиентов, оформленных на автоюристов:

  1. Право получения страхового возмещения, штрафов и неустоек на личные реквизиты аваркома;
  2. Право заключения любых договоров с независимыми оценочными организациями, станциями, аварийными комиссарами;
  3. Право открытия депозитных и иных счетов в любых банках России;
  4. Право перечисления денежных средств на личные реквизиты аваркома.

Полномочия по доверенности переда­ются не кому-то одному. Их получает до 7 человек, которых потерпевший никогда не видел. Все это не вписывает­ся в обязанности нотариуса, предусмо­тренные ст. 16 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1):

«Нотариус обязан оказывать физиче­ским и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотари­альных действий, с тем чтобы юридиче­ская неосведомленность не могла быть использована им во вред».

Как минимум странно, что у нотариу­са не возникает озабоченность тем, что граждане передают такие серьезные полномочия группе лиц. По данным АО «МАКС» в Йошкар-Оле орудуют порядка пяти автоюристов со «свои­ми» аваркомами и нотариусами.

В дальнейшем система поставлена на поток и состоит из трех обязатель­ных этапов.

  1. Обращение автоюриста в страховую компанию (клиент не допускается к взаимодействию со страховщиком).

Автоюристы подают заявление в страховую компанию с требовани­ем организовать ремонт на СТОА. При этом клиентам рекомендуют не приступать к ремонту в течение 5 дней, то есть в срок предоставления поврежденного ТС страховщику для осмотра. Далее автоюристам не инте­ресно, что происходит с автомобилем потерпевшего.

  1. Саботаж ремонта и злоупотре­бление правом.

В случае получения направления на СТОА автоюристы саботируют процесс постановки ТС в ремонт, в том числе ожидают, пока неустойка, пред­усмотренная ст. 16.1 Закона об ОСАГО, не накопится до лимита ответственно­сти (400 тыс. рублей), и начинают про­цедуру «борьбы со СТОА». В чем она заключается? Как правило, это скандал с видеосъемкой на СТОА с угрозами не принимать ТС из ремонта, провести экспертизу качества ремонта, обра­титься в суд и полицию, и т. д. После этого многие СТОА, не желая связы­ваться с неадекватными автоюристами, отказываются от ремонта.

Как минимум странно, что у нотариуса не возни­кает озабоченность тем, что граждане переда­ют такие серьезные полномочия группе лиц. По данным АО «МАКС» в Йошкар-Оле орудуют порядка пяти автоюри­стов со «своими» авар­комами и нотариусами.

  1. «Выход Фемиды».

Далее в судебном порядке по «зеле­ному коридору» взыскивается стра­ховое возмещение, штраф в размере 50 % от суммы взыскания. В общем сумма взысканий доходит до 1 млн рублей. Напомним, что максимальный лимит ответственности страховщика составляет 400 тыс. рублей. В таком случае клиенту перечисляется сумма страхового возмещения по калькуля­ции автоюриста, а все неустойки и штрафы — в карман автоюристов.

Казалось бы, успешная и сверхприбыльная схе­ма. Но и этого оказалось недостаточно жадным Йошкар-Олинским махинаторам, которые, возможно, при помощи местных служителей Фемиды нашли еще одну возможность увеличения доходов, а именно — взыскание потенциаль­ных убытков сверх лимита ответствен­ности ОСАГО.

ПРИМЕР ИЗ НЕДАВНЕЙ ПРАКТИКИ

По уже проторенной дорожке ав­тоюрист П. обратился в суд с иском о взыскании со страховой компании «МАКС» 4,5 млн рублей. Понимая беспрецедентную судебную практи­ку региона, для участия в суде были направлены руководители служб уре­гулирования убытков и юридического сопровождения компании.

Суть спора: в результате ДТП повре­жден Volkswagen Touareg. Стоимость ущерба по калькуляции АО «МАКС» составила 3 млн рублей.

В соответствии с абз. 7, ст. 17 Зако­на об ОСАГО на пятый день после получения заявления от автоюриста АО «МАКС» направило клиенту телеграмму, в которой было указано, что стоимость ремонта значительно превышает лимит ответственности страховщика по ОСАГО, и попросило письменно выразить согласие на до­плату СТОА для организации ре­монта. В адрес страховщика согласие потерпевшего о доплате стоимости ремонта сверх лимита ответственно­сти (400 тыс. рублей) не поступило.

На 20-й день АО «МАКС» в соответ­ствии с п.п. «Д», п. 16.1, ст. 12 Закона об ОСАГО произвело выплату стра­хового возмещения в размере макси­мального лимита, то есть 400 тыс. руб.

Суду были представлены все до­кументы, подтверждающие дей­ствия страховщика, направленные на урегулирование убытка в строгом соответствии с законом об ОСАГО. Более того, в зале суда автоюристу были заданы вопросы, касающиеся непосредственно заявленных требо­ваний. В том числе, была запрошена информация о состоянии поврежден­ного ТС на момент спора. Ни одного ответа не последовало. Состояние ТС неизвестно, сколько потрачено на ре­монт — неизвестно. Следует отметить, что суду представлен акт осмотра отремонтированного ТС, который составлен АО «МАКС» за день до су­дебного заседания (все документы приобщены к материалам дела).

Итог судебного заседания — взы­скать с АО «МАКС» 2,8 млн руб. сверх выплаченной суммы в размере 400 тыс. руб.

Безусловно, мы будем оспаривать это решение вплоть до Верховного суда.

Остаются главные вопросы. Как долго будет существовать явно криминальная аномалия в замеча­тельной Республике Марий Эл? Что нужно сделать страховому сообществу и органам власти, чтобы избавить автовладельцев от присутствия махинаторов, которые занимаются исключительно набиванием собственных карманов?

В начале 2024 года АО «МАКС» инициировало проведение налоговых проверок в отношении «аваркомов».

При этом добропорядочные граждане остаются «у разбитого корыта», имея на руках мизерную сумму, полученную от автоюриста, а также кабаль­ные договоры оказания «бесплатных юридических услуг», которые лишают их каких-либо перспектив по защите своих прав.

Напомним, что еще в мае 2023 года страховое сообщество инициировало проведение региональ­ного совещания под председательством республиканского отделения Банка России, с участием администрации главы и правительства Марий-Эл, представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры, На нем страховщиками были предло­жены конкретные меры по остановке беспредела, творимого так называемыми аваркомами, за ко­торый в конечном итоге расплачиваются рядовые граждане Республики, вынужденные приобретать полисы ОСАГО по максимальному тарифу.

А в начале 2024 года АО «МАКС» иницииро­вало проведение налоговых проверок в отноше­нии «аваркомов». Результатом обращения стали принудительные взыскания неоплаченных налогов на полученную прибыль от судебных расходов. ФНС в ответ направила благодарность АО «МАКС» за представленную информацию и раскрытую схему неуплаты налогов. Этому примеру последовали и другие страховщики.

К сожалению, каких-то сдвигов не произошло. От­работанные схемы по «выжиманию» денег из стра­ховых компаний в Марий Эл продолжают работать, более того, они приобретают все более изощренные формы.

 

Похожие статьи

Страховщики не одиноки

Страховщики не одиноки

Региональные рабочие группы — эффективный инструмент по противодействию страховому мошенничеству по месту совершения преступления. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов отмечает, что, если…
Почему клиент всегда в проигрыше?

Почему клиент всегда в проигрыше?

Термин «рабочая группа» уже привычен для описания активного взаимодействия участников команды, где каждый предлагает варианты решения проблемы. Сегодня у этого понятия…
Работа должна проводиться совместно

Работа должна проводиться совместно

Новосибирская область отличается довольно высоким уровнем страхового мошенничества, но в то же время демонстрирует и позитивные тенденции в борьбе с совершаемыми…