• 16 марта, 2025
  • 32

Замкнутый круг

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

Замкнутый круг

Если суды продолжат поддерживать иски потребителей страховых услуг, не согласных с решениями финансового омбудсмена, сам этот институт может стать бесполезным. Причем, не только для страховщиков, но и для всей системы в целом, ведь его задача — разгружать суды. Почему пока получается наоборот, мы попытались разобраться вместе с вице-президентом ВСС Сергеем Ефремовым.

ССТ: Часто ли финансовый уполномо­ченный принимает решения в пользу страховщиков?

Сергей Ефремов: В 2021–2022 годах решений, принятых финансовым уполномоченным в пользу страхо­вателей или страховщиков, было приблизительно в паритете. Но, начиная с 2023 года, тренд изменил­ся. В последние два года, например, по ОСАГО, доля принятых решений в пользу страховщиков составляет уже около 65 %, по иным видам доходит до 82−85 %.

Но тут получается замкнутый круг: чем чаще финуполномоченный под­держивает страховые компании, тем больше обжалований поступает в суды общей юрисдикции, которые отменя­ют решения финомбудсмена.

ССТ: Гражданам на самом деле не­справедливо завышают выплаты или это чаще злоупотребление правом?

С. Е.: Злоупотребление правом, как правило, связано с цессиями, причем, скрытыми, когда автоюристы идут в суды по доверенности. А страховщи­ки объективно стали работать лучше. Это подтверждает и Центральный банк, который отмечает снижение числа жалоб на страховые компании. Но представителю потребителя(стра­хователя) довольно легко обжаловать решение финансового уполномочен­ного, поскольку сегодня его статус не воспринимается на надлежащем правовом уровне.

Таким образом, и наша задача, и задача самого финуполномоченного, в первую очередь, внести изменения в № 123-ФЗ и донести до Верховного суда: если уж финомбудсмен занима­ется медиацией на отраслевом уровне, то суд не должен каждый раз рассма­тривать необходимость проведения экспертизы в суде, выражая недоверие к решению финомбудсмена.

ССТ: Но ведь на этот счет уже было решение Пленума Верховного Суда?

С. Е.: Решение Пленума Верховного Суда № 31 от 8 ноября 2022 года, ста­тья 130, говорит о том, что экспертное заключение финуполномоченного нужно рассматривать как прирав­ненное к судебной экспертизе. И суд должен найти серьезное обоснование для назначения дополнительной, либо повторной экспертизы — но не пер­вичной, как это зачастую происходит сейчас!

Однако УПК и ГПК РФ гласят, что судебная экспертиза считается тако­вой только в случае назначения в суде, и проведенная по определению суда по гражданскому делу, в уголовном процессе судебная экспертиза назна­чается судом или следователем. То есть, получается коллизия между ре­шением Пленума ВС и действующим законодательством.

Мы готовим совместное обращение от финуполномоченного и ВСС на имя председателя Верховного Суда, чтобы указать, что решение Пленума № 31 в статье 130 не исполняется. В этой ситуации либо ВС РФ должен сделать обзор и рассказать судьям, как им следует работать, либо нужно вносить изменения в соответствующее зако­нодательство. И вот одно из наших предложений как раз касается внесе­ние изменений в ФЗ-123, чтобы финуполномоченный получил право при назначении экспертизы предупреждать эксперта об уголовной ответственно­сти, как это происходит сейчас при назначении экспертизы судом.

ССТ: Как эта мера повлияет на дея­тельность страховщиков и самих судов?

С. Е.: Снизив долю споров, в которых не признается экспертиза финуполно­моченного, мы бы сократили расходы, связанные с проведением судебных заседаний, где страховщики являются ответчиками и несут колоссальные расходы.

Напомню, что у нас существует модель дифференцированной ставки взноса, которую платят страховщики, если решение финансового уполномоченного выне­сено не в их пользу. Сейчас она выросла в два раза. Что получается? Страховщики платят взносы, финуполномоченный эти деньги использует на экспер­тизу, которая в результате никому не нужна. А после проигранного судебного заседания страховщикам еще придется оплатить штрафы и неустойки.

И тогда законно возникает вопрос: а зачем нужен такой институт финомбудсмена? Но раз уж его создали, так давайте его поддерживать, чтобы его решения были устойчивыми, а не вели к колос­сальным убыткам страховщиков.

Суды считают, что потребитель, как физическое лицо, является слабой стороной по делу

ССТ: Но если решения финуполномоченного проигры­вают в судах, значит, судебная экспертиза дает другой результат, чем экспертиза финомбудсмена. Почему так происходит?

С. Е.: Экспертиза — это, все-таки, сложное научное исследование, требующее специальных познаний, умений и навыков. Часто хорошо известная на рынке экспертная организация работает с несколькими страховыми компаниями. При этом между страхов­щиками тоже случаются судебные споры, и тогда экспертизу для сторон делают разные экспертные организации. Так же и здесь: всегда можно заказать экспертизу в той экспертной компании, которая в споре не участвует, и получить иной результат. К сожалению, это распространенная практика, и за­висит она от многих факторов. И мы как раз высту­паем за то, чтобы усилить ответственность эксперта за свое заключение через вынесение предупреждения об уголовной ответственности.

Но важно другое, и Пленум ВС в своем решении подчеркивает: если суд не согласен с выводами экс­перта, то нужно проводить экспертизу – но не пер­вичную, а повторную. То есть, по тем же вопросам и по тем же исходным данным. А суд проводит именно первичную экспертизу, где вопросы другие и исходные данные тоже другие.

ССТ: Почему это так важно?

С. Е.: Обычно потребитель просто заявляет в суде, что он не согласен с раз­мером выплаты, а суд не глядя назна­чает экспертизу: раз спор — пусть будет другая независимая экспертиза, незави­сящая от сторон по спору. Но мы не зна­ем, какие исходные данные суд примет за основу для того, чтобы провести экспертизу, которая назначается в суде. Ведь есть заключение потребителя, есть заключение страховщика и есть заключение финуполномоченного. Если заключение финуполномочен­ного совпадает с заключением стра­ховщика — это одна ситуация. Если заключение потребителя не совпадает с экспертизой финуполномоченного — это другая ситуация. А бывают ситуа­ции, когда заключения страхователя, страховщика и финуполномоченного имеют разный результат.

Суды считают, что потребитель, как физическое лицо, является слабой стороной по делу, это право суда. Но даже судебные эксперты Центра судеб­ных экспертиз Минюста, например, трасологию без осмотра не проводят. А использование в трасологической экспертизе фотографий, которые были сделаны страховщиком либо потре­бителем, могут давать искаженный результат.

Конечно, финансовый уполномочен­ный тоже может назначать экспер­тизу в Центре судебных экспертиз Минюста. Но это все равно не будет судебной экспертизой, потому что она не будет сделана по определению суда. При этом надо понимать, что экспертизы, которые проводятся в су­дах — это не экспертиза по стоимости, которую проводит финуполномочен­ный или страховщик, и которая стоит в пределах 3−10 тыс. руб. Экспертизы суда гораздо дороже — могут дости­гать 40–70 тыс. руб.

ССТ: Можно ли оценить сумму ущер­ба, который наносится страховщикам в результате несоблюдения упомянутых рекомендаций Верховного Суда?

С. Е.: Это очень большие суммы — сотни миллионов рублей по оцен­кам ВСС и РСА, они практически сопоставимы с расходами, которые страховщики платят финуполномочен­ному за его решения. Мы видим, что по итогам 9 месяцев 2024 года количе­ство судов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. И растет именно оспаривание решений финансового уполномоченного. Конеч­но, в первую очередь, все эти дела связаны с ОСАГО.

Если мы не преодолеем эту проблему, то институт финансового омбудсмена становится бесполезным. Во всяком случае, страховщикам он в такой кон­фигурации действительно не нужен.

Если решения финуполномоченного обжалуются и отменяются в судах, то в чем тогда смысл этой структуры? Давайте тогда сразу в суд пойдем. Ко­личество судов по факту увеличилось, а задача стояла их уменьшить!

Сейчас мы также хотим внести, на наш взгляд, справедливые измене­ния в ФЗ-123, касающиеся определе­ния ставки взноса, чтобы она пра­вильно формировалась и не зависела только от расходов финуполномочен­ного. Ведь статистика показывает, что количество обращений к омбудсмену сокращается, а расходы омбудсмена растут — это нас удивляет.

ВСС занимает здесь достаточно активную позицию. Сам финуполно­моченный тоже готовит предложе­ния по внесению в закон изменений по дифференцированной ставке взноса.

Похожие статьи

Выгодные инвестиции

Выгодные инвестиции

Убытки от мошенничества обходятся страховому бизнесу гораздо дороже, чем создание профилактической системы внутри компании. Генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов…
Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Йошкар-Олинская аномалия: есть ли выход?

Феномен обмана потерпевших и страховщиков, страховое правосудие или система уничтожения института страхования в отдельно взятом регионе.
ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…