- 16 марта, 2025
- 32
Замкнутый круг

Если суды продолжат поддерживать иски потребителей страховых услуг, не согласных с решениями финансового омбудсмена, сам этот институт может стать бесполезным. Причем, не только для страховщиков, но и для всей системы в целом, ведь его задача — разгружать суды. Почему пока получается наоборот, мы попытались разобраться вместе с вице-президентом ВСС Сергеем Ефремовым.
ССТ: Часто ли финансовый уполномоченный принимает решения в пользу страховщиков?
Сергей Ефремов: В 2021–2022 годах решений, принятых финансовым уполномоченным в пользу страхователей или страховщиков, было приблизительно в паритете. Но, начиная с 2023 года, тренд изменился. В последние два года, например, по ОСАГО, доля принятых решений в пользу страховщиков составляет уже около 65 %, по иным видам доходит до 82−85 %.
Но тут получается замкнутый круг: чем чаще финуполномоченный поддерживает страховые компании, тем больше обжалований поступает в суды общей юрисдикции, которые отменяют решения финомбудсмена.
ССТ: Гражданам на самом деле несправедливо завышают выплаты или это чаще злоупотребление правом?
С. Е.: Злоупотребление правом, как правило, связано с цессиями, причем, скрытыми, когда автоюристы идут в суды по доверенности. А страховщики объективно стали работать лучше. Это подтверждает и Центральный банк, который отмечает снижение числа жалоб на страховые компании. Но представителю потребителя(страхователя) довольно легко обжаловать решение финансового уполномоченного, поскольку сегодня его статус не воспринимается на надлежащем правовом уровне.
Таким образом, и наша задача, и задача самого финуполномоченного, в первую очередь, внести изменения в № 123-ФЗ и донести до Верховного суда: если уж финомбудсмен занимается медиацией на отраслевом уровне, то суд не должен каждый раз рассматривать необходимость проведения экспертизы в суде, выражая недоверие к решению финомбудсмена.
ССТ: Но ведь на этот счет уже было решение Пленума Верховного Суда?
С. Е.: Решение Пленума Верховного Суда № 31 от 8 ноября 2022 года, статья 130, говорит о том, что экспертное заключение финуполномоченного нужно рассматривать как приравненное к судебной экспертизе. И суд должен найти серьезное обоснование для назначения дополнительной, либо повторной экспертизы — но не первичной, как это зачастую происходит сейчас!
Однако УПК и ГПК РФ гласят, что судебная экспертиза считается таковой только в случае назначения в суде, и проведенная по определению суда по гражданскому делу, в уголовном процессе судебная экспертиза назначается судом или следователем. То есть, получается коллизия между решением Пленума ВС и действующим законодательством.
Мы готовим совместное обращение от финуполномоченного и ВСС на имя председателя Верховного Суда, чтобы указать, что решение Пленума № 31 в статье 130 не исполняется. В этой ситуации либо ВС РФ должен сделать обзор и рассказать судьям, как им следует работать, либо нужно вносить изменения в соответствующее законодательство. И вот одно из наших предложений как раз касается внесение изменений в ФЗ-123, чтобы финуполномоченный получил право при назначении экспертизы предупреждать эксперта об уголовной ответственности, как это происходит сейчас при назначении экспертизы судом.
ССТ: Как эта мера повлияет на деятельность страховщиков и самих судов?
С. Е.: Снизив долю споров, в которых не признается экспертиза финуполномоченного, мы бы сократили расходы, связанные с проведением судебных заседаний, где страховщики являются ответчиками и несут колоссальные расходы.
Напомню, что у нас существует модель дифференцированной ставки взноса, которую платят страховщики, если решение финансового уполномоченного вынесено не в их пользу. Сейчас она выросла в два раза. Что получается? Страховщики платят взносы, финуполномоченный эти деньги использует на экспертизу, которая в результате никому не нужна. А после проигранного судебного заседания страховщикам еще придется оплатить штрафы и неустойки.
И тогда законно возникает вопрос: а зачем нужен такой институт финомбудсмена? Но раз уж его создали, так давайте его поддерживать, чтобы его решения были устойчивыми, а не вели к колоссальным убыткам страховщиков.
Суды считают, что потребитель, как физическое лицо, является слабой стороной по делу
ССТ: Но если решения финуполномоченного проигрывают в судах, значит, судебная экспертиза дает другой результат, чем экспертиза финомбудсмена. Почему так происходит?
С. Е.: Экспертиза — это, все-таки, сложное научное исследование, требующее специальных познаний, умений и навыков. Часто хорошо известная на рынке экспертная организация работает с несколькими страховыми компаниями. При этом между страховщиками тоже случаются судебные споры, и тогда экспертизу для сторон делают разные экспертные организации. Так же и здесь: всегда можно заказать экспертизу в той экспертной компании, которая в споре не участвует, и получить иной результат. К сожалению, это распространенная практика, и зависит она от многих факторов. И мы как раз выступаем за то, чтобы усилить ответственность эксперта за свое заключение через вынесение предупреждения об уголовной ответственности.
Но важно другое, и Пленум ВС в своем решении подчеркивает: если суд не согласен с выводами эксперта, то нужно проводить экспертизу – но не первичную, а повторную. То есть, по тем же вопросам и по тем же исходным данным. А суд проводит именно первичную экспертизу, где вопросы другие и исходные данные тоже другие.
ССТ: Почему это так важно?
С. Е.: Обычно потребитель просто заявляет в суде, что он не согласен с размером выплаты, а суд не глядя назначает экспертизу: раз спор — пусть будет другая независимая экспертиза, независящая от сторон по спору. Но мы не знаем, какие исходные данные суд примет за основу для того, чтобы провести экспертизу, которая назначается в суде. Ведь есть заключение потребителя, есть заключение страховщика и есть заключение финуполномоченного. Если заключение финуполномоченного совпадает с заключением страховщика — это одна ситуация. Если заключение потребителя не совпадает с экспертизой финуполномоченного — это другая ситуация. А бывают ситуации, когда заключения страхователя, страховщика и финуполномоченного имеют разный результат.
Суды считают, что потребитель, как физическое лицо, является слабой стороной по делу, это право суда. Но даже судебные эксперты Центра судебных экспертиз Минюста, например, трасологию без осмотра не проводят. А использование в трасологической экспертизе фотографий, которые были сделаны страховщиком либо потребителем, могут давать искаженный результат.
Конечно, финансовый уполномоченный тоже может назначать экспертизу в Центре судебных экспертиз Минюста. Но это все равно не будет судебной экспертизой, потому что она не будет сделана по определению суда. При этом надо понимать, что экспертизы, которые проводятся в судах — это не экспертиза по стоимости, которую проводит финуполномоченный или страховщик, и которая стоит в пределах 3−10 тыс. руб. Экспертизы суда гораздо дороже — могут достигать 40–70 тыс. руб.
ССТ: Можно ли оценить сумму ущерба, который наносится страховщикам в результате несоблюдения упомянутых рекомендаций Верховного Суда?
С. Е.: Это очень большие суммы — сотни миллионов рублей по оценкам ВСС и РСА, они практически сопоставимы с расходами, которые страховщики платят финуполномоченному за его решения. Мы видим, что по итогам 9 месяцев 2024 года количество судов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. И растет именно оспаривание решений финансового уполномоченного. Конечно, в первую очередь, все эти дела связаны с ОСАГО.
Если мы не преодолеем эту проблему, то институт финансового омбудсмена становится бесполезным. Во всяком случае, страховщикам он в такой конфигурации действительно не нужен.
Если решения финуполномоченного обжалуются и отменяются в судах, то в чем тогда смысл этой структуры? Давайте тогда сразу в суд пойдем. Количество судов по факту увеличилось, а задача стояла их уменьшить!
Сейчас мы также хотим внести, на наш взгляд, справедливые изменения в ФЗ-123, касающиеся определения ставки взноса, чтобы она правильно формировалась и не зависела только от расходов финуполномоченного. Ведь статистика показывает, что количество обращений к омбудсмену сокращается, а расходы омбудсмена растут — это нас удивляет.
ВСС занимает здесь достаточно активную позицию. Сам финуполномоченный тоже готовит предложения по внесению в закон изменений по дифференцированной ставке взноса.