- 16 марта, 2025
- 3
Проблема страхового фрода в обязательном медицинском страховании
заместитель генерального директора — финансовый директор компании «СОГАЗ-Мед»
главный аналитик управления методологии экспертной деятельности компании «СОГАЗ-Мед»

Проблема нерационального расходования средств в различных системах здравоохранения в мировой практике носит универсальный характер.
ТЕРМИН «СТРАХОВОЙ ФРОД»И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
По мнению Всемирной организации здравоохранения, «по самым скромным оценкам, 20–40 % от общего объема расходов направляется на цели, которые практически не способствуют улучшению здоровья людей, а потенциальная польза для здравоохранения от реинвестирования этих ресурсов в более эффективные способы улучшения здоровья населения огромна»1.
При этом употребление термина «страховой фрод» в мировой литературе применительно к общественным системам здравоохранения (со страховой моделью финансирования) широко распространено и связано с получением необоснованной материальной выгоды вследствие нелегитимных действий как медицинскими организациями, так и страховщиками, и пациентами (застрахованными).
Авторы придерживаются такого же широкого толкования термина «страховой фрод» (с необязательным криминальным подтекстом, но однозначно понимаемой природой соответствующих нарушений) и являются сторонниками его применения в отношении любых преднамеренных финансовых ошибок в системе обязательного медицинского страхования.
Между тем, в отечественных материалах и публикациях, посвященных проблемам ОМС в РФ, этот термин почти не используется. По мнению авторов, во многом это обусловлено традиционным замалчиванием проблем нерационального расходования средств в системе, являющимся следствием «несимметричности» самой системы ОМС. Фактически функции страхователей, страховщиков и поставщиков услуг сконцентрированы в руках государства или подведомственных ему структур. Отдельные функции страховщиков переданы территориальным фондам ОМС и страховым медицинским организациям. Однако нормативная правовая база для осуществления таких функций неустойчива и фрагментарна.
При этом независимые страхователи (работодатели) отдалены от страхового обеспечения своих застрахованных. Само же страховое обеспечение назначается в виде медицинской помощи, поставщиками которой обычно выбираются государственные медицинские организации, и которая оказывается по программам государственных гарантий, что заведомо убивает конкурентную среду и снижает финансовую эффективность модели.
На этом фоне изъяны в нормативном правовом регулировании общественного здравоохранения в РФ и неодинаковое понимание сущности и роли страховых принципов в ОМС разными ее участниками порождают регулярные споры о проблеме выбора финансовой модели здравоохранения, об эффективности участников системы, о сценариях развития.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ФРОДА В СИСТЕМЕ ОМС
Перечисленные выше обстоятельства формируют в общественном сознании неоднородное понимание сущности и значения преднамеренных финансовых нарушений в ОМС. Нередко, иногда даже на федеральном уровне, звучит тезис о формальности и ненаказуемости подобных нарушений, которые якобы не несут неблагоприятных последствий для конкретных пациентов, не связаны с качеством оказанной в каждом конкретном случае медицинской помощи. Подобные тезисы, к сожалению, нередко транслируются в общественной среде через средства массовой информации, являясь источником распространения лежащих в их основе ложных и вредных представлений о том, за счет чего обеспечивается качественная и доступная медицинская помощь.
В самом общем виде защита от финансовых рисков, ресурсная обеспеченность и финансовая эффективность на уровне системы здравоохранения в любой стране и любой системе являются важнейшими факторами обеспечения качества и доступности помощи2. Все десять основных, законодательно закрепленных факторов, обеспечивающих качество и доступность медицинской помощи3, являются весьма ресурсоемкими слагаемыми. И в этом смысле взаимосвязь преднамеренных финансовых ошибок с нарушениями в области медицинского качества является прямой. Эта связь на уровне региональных систем здравоохранения часто формирует порочный круг, когда нерациональное расходование ресурсов системы ведет к их нехватке для обеспечения надлежащего качества, а некачественная медицинская помощь — к повторному ее потреблению и, как результат, нерациональному потреблению ресурсов.
Ключевые понятия из медицинского страхования
Страховой фрод — термин связан с получением необоснованной материальной выгоды вследствие нелегитимных действий как медицинскими организациями, так и страховщиками, и пациентами (застрахованными)
ОМС — обязательное медицинское страхование
ТФОМС — территориальные фонды ОМС: государственные, но не являются подразделениями основного собирателя и распределителя средств системы
СМО — страховые медицинские организации: частные компании с ограниченным правовым статусом
Порядок контроля — «Порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи…»
ЭКМП — экспертиза качества медицинской помощи
МЭЭ — медико-экономическая экспертиза
Распространенность маркеров страхового фрода в результатах экспертиз
Вместе с тем, в системе ОМС в РФ обеспечение устойчивости финансовой системы ОМС за счет «эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования» закреплено законодательно и относится к основным принципам ОМС4. Практическая реализация этого принципа осуществляется посредством договорных отношений между участниками системы ОМС (договор о финансовом обеспечении), в которых раскрывается основная часть делегированных СМО функций страховщика. В частности, к компетенции СМО отнесены две взаимосвязанные «классические» функции страховой модели: платежная функция и контроль счетов поставщика услуг. При этом реализация этих функций регулируется Правилами ОМС5 и «Порядком контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи…» по ОМС6, в которых описана процедура проведения экспертного контроля СМО, даны квалификационные признаки выявляемых нарушений, определены размеры финансовых санкций к медицинском организациям за соответствующие нарушения.
В соответствии с «Перечнем нарушений…» Порядка контроля конкретным маркером страхового фрода в ОМС считаются нарушения, квалифицированные как «2.16. Несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов…».
Недостатками существующей сегодня нормативной правовой базы для выявления СМО указанных нарушений со стороны медицинских организаций являются слабая конкретность критериев (кодов квалификации) и отсутствие норм, связанных с преднамеренным повторением и системным характером фрода. К тому же общая модель экспертных мероприятий в ОМС, проводимых СМО, предполагает выборочный характер проверок, что оправдано в отношении нарушений качества медицинской помощи при экспертизе качества медицинской помощи. Но такой исключительно выборочный контроль не рационален в отношении преднамеренных финансовых нарушений, выявление и искоренение которых, включая последствия, по результатам МЭЭ должно носить, на наш взгляд, тотальный характер.
Наконец, еще одним препятствием для устранения страхового фрода в ОМС является практика некоторых ТФОМС, аннулирующих соответствующие санкции СМО по результатам своих повторных экспертиз, проводимых по претензиям медицинских организаций. Такая практика, помимо противоестественного для страховой модели откровенного лоббирования интересов медицинских организаций со стороны «хранителя» ресурсов системы, несет в себе дополнительный фактор ее финансовой нестабильности.
Между тем, статистика результатов экспертиз, проведенных только в нашей компании, в последние годы указывает на достоверный рост таких нарушений и их выраженную распространенность.
МОДЕЛЬ РАСПОЗНАВАНИЯ СТРАХОВОГО ФРОДА В ОМС
Ранее высказанный тезис о необходимости разных схем проведения контрольных экспертных мероприятий СМО в отношении поиска нарушений качества медицинской помощи (выборочные проверки при ЭКМП) и преднамеренных финансовых нарушений (тотальное искоренение по результатам МЭЭ) имеет аналогию и в методологии анализа данных. Для создания моделей автоматизированных систем распознавания нарушений методические подходы для поиска нарушений качества и для выявления маркеров фрода должны быть разными.
Так, для выявления нарушений качества медицинской помощи повсеместно распространены идеи проверки соответствия медицинских документов клиническим правилам (например, нормам клинических рекомендаций).
Такие идеи уже находят реализацию в отдельных моделях автоматизированной оценки качества, однако ввиду отсутствия в отечественном здравоохранении масштабных структурированных электронных данных (медицинских документов), эти исследования пока носят частный характер.
Для поиска же страхового фрода, по нашему мнению, наоборот, в системе ОМС существуют структурированные данные в реестрах счетов на оплату медицинской помощи, которые содержат достаточный объем информации для прогнозирования вероятности фрода.
Для проверки этой идеи в рамках корпоративного проекта внедрения предиктивного анализа реестров счетов в АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» проведено специальное исследование, целью которого явилось определение применимости многомерных методов анализа данных для оценки вероятности страхового фрода со стороны медицинских организаций, включая выявление особенностей декомпозиции данных для поиска оптимальной обучающей выборки.
В качестве маркера фрода использовался признак «несоответствия данных медицинской документации данным реестра счетов» в урегулированных результатах медико-экономических экспертиз (МЭЭ).
Показано, что при декомпозиции данных наибольшие значения информативности в отношении вероятности фрода и максимальные межгрупповые отличия по частоте искомых маркеров проявляются при анализе в разрезе медицинских организаций в изолированной выборке случаев госпитализаций в круглосуточном стационаре. Определены также дополнительные условия эффективного распознавания случаев с доказанным фродом.
Распределение случаев обучающей выборки в зависимости от сумм диагностических коэффициентов
Обучающая выборка для моделирования такой системы распознавания была отобрана из:
- 1 306 930 случаев, подвергшихся МЭЭ в 2023 году по счетам
- 1416 медицинских организаций из
- 55 субъектов РФ с полностью урегулированными результатами.
В состав обучающей выборки вошли 25 318 случаев из счетов 41 медицинской организации из 25 субъектов РФ с долей маркера фрода среди всех выявленных на МЭЭ нарушений от 10 % до 31,9 %. Средняя частота встречаемости маркера в обучающей выборке составила 14 % (всего 3 548 случаев).
Для создания модели распознавания применена относительно простая и хорошо известная методика «непрерывной последовательной процедуры распознавания образов» с определением показателя информативности, меры Кульбака, и расчетом диагностических коэффициентов для каждого информативного признака7. Наибольшие значения информативности показаны, как и ожидалось, для признаков, связанных с формированием тарифа клинико-статистических групп (КСГ): коэффициентов затратоемкости, сложности и управленческого. При этом неинформативными оказались такие признаки, как стоимость и длительность случая госпитализации (в том числе нормированные по группам тарифов и группам заболеваний), признак высокотехнологичной медицинской помощи, и целый ряд других. Апробация пилотной модели распознавания фрода, проведенная на обучающей выборке, показала в целом ее эффективность на уровне распознавания 75 % случаев с ранее доказанным маркером фрода.
Учитывая сильную зависимость практики выявления фрода от квалификации экспертов, их нацеленности на поиск, адаптированности к проведению поиска при определенных профилях медицинской помощи, развитие модели предполагает анализ ее эффективности в динамике с уточнением вклада выявленных маркеров-предсказателей в общую эффективность распознавания.
Возможность моделирования вероятности страхового фрода на реальных данных, с одной стороны, указывает на практическую значимость такой модели (возможность повышения эффективности и автоматизации распознавания при предиктивном анализе реестров счетов). С другой стороны, результаты моделирования свидетельствуют о реальности проблемы преднамеренных финансовых ошибок в системе ОМС, поскольку указывают на системные повторяющиеся закономерности преднамеренного увеличения тарифа на оплату за оказанную медицинскую помощь в системе.
- Health Systems Financing: the Path to Universal Coverage/WHO: The World Health Report, 2010. — https://www.who.int/publications/i/item/9789241564021.
- Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира. Экспертный обзор. Е. И. Аксенова, О. В. Бессчетнова — М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. — с. 40.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
- Приказ МЗ РФ от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования».
- Приказ МЗ РФ от 19.03.2021 № 231н «Об утверждении порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения».
- Гублер Е. В. Алгоритм оценки расхождения распределений признаков в медицинских автоматизированных системах. — в кн. Проблемы системотехники и автоматизированные системы управления. Л., 1978. В. 1, с. 80–90.