• 16 марта, 2025
  • 3

Проблема страхового фрода в обязательном медицинском страховании

Толстов Дмитрий

Генеральный директор компании «СОГАЗ-Мед»

Брудастов Юрий

Исполнительный директор по экспертизе медицинской помощи компании «СОГАЗ-Мед», доктор медицинских наук

Плехов Сергей

Заместитель Генерального директора компании «СОГАЗ-Мед»

Вишневская Наталья

заместитель генерального директора — финансовый директор компании «СОГАЗ-Мед»

Головин Виталий

главный аналитик управления методологии экспертной деятельности компании «СОГАЗ-Мед»

Проблема страхового фрода в обязательном медицинском страховании

Проблема нерационального расходования средств в различных системах здравоохранения в мировой практике носит универсальный характер.

ТЕРМИН «СТРАХОВОЙ ФРОД»И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

По мнению Всемирной организации здравоохранения, «по самым скром­ным оценкам, 20–40 % от общего объема расходов направляется на цели, которые практически не способствуют улучшению здоровья людей, а потен­циальная польза для здравоохранения от реинвестирования этих ресурсов в более эффективные способы улучше­ния здоровья населения огромна»1.

При этом употребление термина «страховой фрод» в мировой литературе применительно к обще­ственным системам здравоохранения (со страховой моделью финансирования) широко распространено и связано с получением необоснованной материаль­ной выгоды вследствие нелегитимных действий как медицинскими организациями, так и страховщика­ми, и пациентами (застрахованными).

Авторы придерживаются такого же широкого толкования термина «страховой фрод» (с необяза­тельным криминальным подтекстом, но однозначно понимаемой природой соответствующих нарушений) и являются сторонниками его применения в отно­шении любых преднамеренных финансовых ошибок в системе обязательного медицинского страхования.

Между тем, в отечественных материалах и публи­кациях, посвященных проблемам ОМС в РФ, этот термин почти не используется. По мнению авторов, во многом это обусловлено традиционным замал­чиванием проблем нерационально­го расходования средств в системе, являющимся следствием «несим­метричности» самой системы ОМС. Фактически функции страхователей, страховщиков и поставщиков услуг сконцентрированы в руках государства или подведомственных ему структур. Отдельные функции страховщиков переданы территориальным фондам ОМС и страховым медицинским орга­низациям. Однако нормативная пра­вовая база для осуществления таких функций неустойчива и фрагментарна.

При этом независимые страхователи (работодатели) отдалены от страхово­го обеспечения своих застрахованных. Само же страховое обеспечение назна­чается в виде медицинской помощи, поставщиками которой обычно выби­раются государственные медицинские организации, и которая оказывается по программам государственных гарантий, что заведомо убивает конку­рентную среду и снижает финансовую эффективность модели.

На этом фоне изъяны в норматив­ном правовом регулировании об­щественного здравоохранения в РФ и неодинаковое понимание сущности и роли страховых принципов в ОМС разными ее участниками порождают регулярные споры о проблеме выбора финансовой модели здравоохранения, об эффективности участников систе­мы, о сценариях развития.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ФРОДА В СИСТЕМЕ ОМС

Перечисленные выше обстоятельства формируют в общественном сознании неоднородное понимание сущности и значения преднамеренных финансо­вых нарушений в ОМС. Нередко, ино­гда даже на федеральном уровне, звучит тезис о формальности и ненаказуемости подобных нарушений, которые якобы не несут неблагоприятных последствий для конкретных пациентов, не связаны с качеством оказанной в каждом кон­кретном случае медицинской помощи. Подобные тезисы, к сожалению, неред­ко транслируются в общественной среде через средства массовой информации, являясь источником распространения лежащих в их основе ложных и вредных представлений о том, за счет чего обе­спечивается качественная и доступная медицинская помощь.

В самом общем виде защита от фи­нансовых рисков, ресурсная обеспе­ченность и финансовая эффективность на уровне системы здравоохранения в любой стране и любой системе являются важнейшими факторами обеспечения качества и доступности помощи2. Все десять основных, зако­нодательно закрепленных факторов, обеспечивающих качество и доступ­ность медицинской помощи3, являются весьма ресурсоемкими слагаемыми. И в этом смысле взаимосвязь пред­намеренных финансовых ошибок с нарушениями в области медицин­ского качества является прямой. Эта связь на уровне региональных систем здравоохранения часто формирует порочный круг, когда нерациональное расходование ресурсов системы ведет к их нехватке для обеспечения над­лежащего качества, а некачественная медицинская помощь — к повторному ее потреблению и, как результат, нера­циональному потреблению ресурсов.


Ключевые понятия из медицинского страхования

Страховой фрод — термин связан с получением необосно­ванной материальной выгоды вследствие нелегитимных действий как медицинскими организациями, так и страхов­щиками, и пациентами (застра­хованными)

ОМС — обязательное медицин­ское страхование

ТФОМС — территориальные фонды ОМС: государственные, но не являются подразделе­ниями основного собирателя и распределителя средств системы

СМО — страховые медицинские организации: частные компа­нии с ограниченным правовым статусом

Порядок контроля — «Порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предостав­ления медицинской помощи…»

ЭКМП — экспертиза качества медицинской помощи

МЭЭ — медико-экономическая экспертиза


Распространенность маркеров страхового фрода в результатах экспертиз

Распространенность маркеров страхового фрода в результатах экспертиз

Вместе с тем, в системе ОМС в РФ обеспечение устойчивости финансовой системы ОМС за счет «эквивалентно­сти страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхо­вания» закреплено законодательно и относится к основным принципам ОМС4. Практическая реализация этого принципа осуществляется посред­ством договорных отношений между участниками системы ОМС (договор о финансовом обеспечении), в которых раскрывается основная часть делеги­рованных СМО функций страховщика. В частности, к компетенции СМО отнесены две взаимосвязанные «клас­сические» функции страховой модели: платежная функция и контроль счетов поставщика услуг. При этом реализа­ция этих функций регулируется Пра­вилами ОМС5 и «Порядком контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помо­щи…» по ОМС6, в которых описана процедура проведения экспертного контроля СМО, даны квалификацион­ные признаки выявляемых нарушений, определены размеры финансовых санкций к медицинском организациям за соответствующие нарушения.

В соответствии с «Перечнем наруше­ний…» Порядка контроля конкретным маркером страхового фрода в ОМС считаются нарушения, квалифици­рованные как «2.16. Несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов…».

Недостатками существующей сегодня нормативной правовой базы для вы­явления СМО указанных нарушений со стороны медицинских организаций являются слабая конкретность крите­риев (кодов квалификации) и отсут­ствие норм, связанных с преднаме­ренным повторением и системным характером фрода. К тому же общая модель экспертных мероприятий в ОМС, проводимых СМО, предполага­ет выборочный характер проверок, что оправдано в отношении нарушений качества медицинской помощи при экспертизе качества медицинской по­мощи. Но такой исключительно выбо­рочный контроль не рационален в от­ношении преднамеренных финансовых нарушений, выявление и искоренение которых, включая последствия, по ре­зультатам МЭЭ должно носить, на наш взгляд, тотальный характер.

Наконец, еще одним препятствием для устранения страхового фрода в ОМС является практика некоторых ТФОМС, аннулирующих соответствую­щие санкции СМО по результатам сво­их повторных экспертиз, проводимых по претензиям медицинских организа­ций. Такая практика, помимо проти­воестественного для страховой модели откровенного лоббирования интересов медицинских организаций со стороны «хранителя» ресурсов системы, несет в себе дополнительный фактор ее фи­нансовой нестабильности.

Между тем, статистика результа­тов экспертиз, проведенных только в нашей компании, в последние годы указывает на достоверный рост таких нарушений и их выраженную распро­страненность.

МОДЕЛЬ РАСПОЗНАВАНИЯ СТРАХОВОГО ФРОДА В ОМС

Ранее высказанный тезис о необхо­димости разных схем проведения кон­трольных экспертных мероприятий СМО в отношении поиска нарушений качества медицинской помощи (выбо­рочные проверки при ЭКМП) и пред­намеренных финансовых нарушений (тотальное искоренение по результа­там МЭЭ) имеет аналогию и в методо­логии анализа данных. Для создания моделей автоматизированных систем распознавания нарушений методиче­ские подходы для поиска нарушений качества и для выявления маркеров фрода должны быть разными.

Так, для выявления нарушений ка­чества медицинской помощи повсе­местно распространены идеи проверки соответствия медицинских документов клиническим правилам (например, нормам клинических рекомендаций).

Такие идеи уже находят реализацию в отдельных моделях автоматизиро­ванной оценки качества, однако ввиду отсутствия в отечественном здравоох­ранении масштабных структурирован­ных электронных данных (медицин­ских документов), эти исследования пока носят частный характер.

Для поиска же страхового фрода, по нашему мнению, наоборот, в систе­ме ОМС существуют структурирован­ные данные в реестрах счетов на оплату медицинской помощи, которые содер­жат достаточный объем информации для прогнозирования вероятности фрода.

Для проверки этой идеи в рамках корпоративного проекта внедрения предиктивного анализа реестров счетов в АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» проведено специальное исследование, целью которого явилось определение применимости много­мерных методов анализа данных для оценки вероятности страхового фрода со стороны медицинских организаций, включая выявление особенностей декомпозиции данных для поиска оп­тимальной обучающей выборки.

В качестве маркера фрода использо­вался признак «несоответствия данных медицинской документации данным реестра счетов» в урегулированных результатах медико-экономических экспертиз (МЭЭ).

Показано, что при декомпозиции данных наибольшие значения инфор­мативности в отношении вероятности фрода и максимальные межгрупповые отличия по частоте искомых маркеров проявляются при анализе в разрезе ме­дицинских организаций в изолирован­ной выборке случаев госпитализаций в круглосуточном стационаре. Опреде­лены также дополнительные условия эффективного распознавания случаев с доказанным фродом.

Распределение случаев обучающей выборки в зависимости от сумм диагностических коэффициентов

Распределение случаев обучающей выборки в зависимости от сумм диагностических коэффициентов

Обучающая выборка для моделиро­вания такой системы распознавания была отобрана из:

  • 1 306 930 случаев, подвергшихся МЭЭ в 2023 году по счетам
  • 1416 медицинских организаций из
  • 55 субъектов РФ с полностью урегулированными результатами.

В состав обучающей выборки вошли 25 318 случаев из счетов 41 медицин­ской организации из 25 субъектов РФ с долей маркера фрода среди всех вы­явленных на МЭЭ нарушений от 10 % до 31,9 %. Средняя частота встречае­мости маркера в обучающей выборке составила 14 % (всего 3 548 случаев).

Для создания модели распознава­ния применена относительно простая и хорошо известная методика «непре­рывной последовательной процедуры распознавания образов» с определени­ем показателя информативности, меры Кульбака, и расчетом диагностических коэффициентов для каждого информа­тивного признака7. Наибольшие значе­ния информативности показаны, как и ожидалось, для признаков, связан­ных с формированием тарифа клини­ко-статистических групп (КСГ): коэф­фициентов затратоемкости, сложности и управленческого. При этом неинфор­мативными оказались такие признаки, как стоимость и длительность случая госпитализации (в том числе нормиро­ванные по группам тарифов и группам заболеваний), признак высокотехноло­гичной медицинской помощи, и целый ряд других. Апробация пилотной мо­дели распознавания фрода, проведен­ная на обучающей выборке, показала в целом ее эффективность на уровне распознавания 75 % случаев с ранее доказанным маркером фрода.

Учитывая сильную зависимость практики выявления фрода от квали­фикации экспертов, их нацеленности на поиск, адаптированности к про­ведению поиска при определенных профилях медицинской помощи, развитие модели предполагает анализ ее эффективности в динамике с уточ­нением вклада выявленных марке­ров-предсказателей в общую эффек­тивность распознавания.

Возможность моделирования веро­ятности страхового фрода на реаль­ных данных, с одной стороны, ука­зывает на практическую значимость такой модели (возможность повыше­ния эффективности и автоматизации распознавания при предиктивном анализе реестров счетов). С другой стороны, результаты моделирования свидетельствуют о реальности про­блемы преднамеренных финансовых ошибок в системе ОМС, поскольку указывают на системные повторяю­щиеся закономерности преднамерен­ного увеличения тарифа на оплату за оказанную медицинскую помощь в системе.


  1. Health Systems Financing: the Path to Universal Coverage/WHO: The World Health Report, 2010. — https://www.who.int/publications/i/item/9789241564021.
  2. Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира. Экспертный обзор. Е. И. Аксенова, О. В. Бессчетнова — М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. — с. 40.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
  5. Приказ МЗ РФ от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования».
  6. Приказ МЗ РФ от 19.03.2021 № 231н «Об утверждении порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения».
  7. Гублер Е. В. Алгоритм оценки расхождения распределений признаков в медицинских автоматизированных системах. — в кн. Проблемы системотехники и автоматизиро­ванные системы управления. Л., 1978. В. 1, с. 80–90.

Похожие статьи

Нереализованный потенциал

Нереализованный потенциал

В Азербайджанской Республике системы ОМС и ДМС уже несколько лет развиваются параллельно. Пресс-служба Ассоциации страховщиков Азербайджана подготовила для читателей нашего журнала…
«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…