- 4 июля, 2017
- 175
Саморегулирование – инструмент и защиты, и развития
Его внедрение должно способствовать повышению уровня проникновения страховых услуг в массовом сегменте. Взаимосвязь прямая: саморегулирование предполагает, что компании в своей работе должны соответствовать определенным стандартам, которые понятны населению. Так как стандарты вводятся для всего рынка, конкуренция между страховщиками должна переходить в плоскость их сервисных возможностей, что, как мы ожидаем, приведет к повышению качества услуг.
Сегодня, к сожалению, мы еще наблюдаем в добровольных видах страхования – например, в страховании автокаско – некоторую «хаотичность» подхода страховщиков к тому, как именно должен быть разъяснен населению тот или иной продукт. Это, в свою очередь, открывает возможности для недобросовестной конкуренции, при которой компания может получить краткосрочные преимущества за счет недостаточной информированности клиентов. Но если на рынке будут введены общие стандарты, то в конкурентной борьбе будет побеждать тот, кто способен организовать более доступный сервис, кто более адекватен по отношению к населению, чей продукт более прозрачен для страхователя.
Стандарт должен работать в трех направлениях: первое – потребитель должен понимать, что за продукт ему предлагается; второе – удобство покупки и обслуживания клиента во время действия договора; и третье – качество обслуживания при урегулировании убытков. Для некоторых обязательных видов страхования стандартные требования прописаны в законе, но в некоторых добровольных видах еще царит большая сумятица. В любом случае, мы считаем, что со стороны компаний должна быть проявлена определенная настойчивость в донесении до страхователя всей необходимой информации. Следует помнить, что базовые страхователи – физические лица – очень часто не читают правил страхования, но организовать им комфортное обслуживание – задача страховщика.
Кроме того, введение стандартов при саморегулировании должно распространиться и на стандарты корпоративного управления. По существу, сейчас на страховом рынке России наблюдается своего рода революционный момент, когда все руководители и собственники страхового бизнеса уже понимают, что без должного уровня внутреннего аудита, уровня внутреннего контроля, без опоры тарифной политики на актуарные заключения компании трудно быть устойчивой. Именно эти принципы должны быть закреплены стандартами качества управления.
Мы хотели бы, чтобы это были не просто стандарты, но правила профессиональной деятельности, которые проще контролировать на уровне рынка, изнутри. Должен заработать механизм внутреннего самоочищения – это большая перспектива, которая должна дать импульс развитию массовых видов страхования в добровольном сегменте.
Роль саморегулируемых организаций в защите прав потребителей финансовых услуг – одна из тем, которые будут обсуждены на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге 12-14 июля. http://ibcongress.com/