- 29 июля, 2015
- 194
Вызовы 2015 года – продолжение давно наметившихся тенденций
Хочу особо выделить вопросы, связанные с ОСАГО, которое является одним из основных драйверов роста розничного страхования. В конце 2014 – начале 2015 года, когда были приняты нововведения в регулировании рынка ОСАГО, появилась надежда, что, хотя бы, сократится число судов и вообще – ситуация с автогражданкой стабилизируется.
Однако, несмотря на принятые меры по изменению законодательства, в этой сфере наблюдается, с одной стороны, разгул мошенничества и рост убыточности, а с другой – явная предвзятость, «перекос» в пользу защиты потребителя со стороны судов.
Этим активно продолжают пользоваться недобросовестные посредники в лице автоюристов. Они придумывают все новые и все более изощренные способы усложнения для страховщиков процесса урегулирования: изыскивают возможности не предоставлять автомобили на осмотр, затягивать процесс подачи документов, обращаться в разные суды по разным видам убытков и т. д.
Именно в этом кроется причина огромной убыточности по ОСАГО в отдельных регионах, где автоюристы, действуя совместно с органами ГИБДД и судами, добиваются увеличения выплат в 2-3 раза. Неудивительно, что страховщики ищут способы сокращения продаж в этих регионах.
Проблема убыточности ОСАГО для нас наиболее значима. Она приводит к огромным затратам на юридические службы и службы урегулирования убытков. Компания одномоментно может иметь дело с тысячами убытков и судебных дел. Судебная практика непостоянна, последние изменения в закон об ОСАГО сократили период урегулирования до 20 дней, а недавние рекомендации ЦБ приводят к тому, что страховщик не может осматривать машины страхователей перед заключением договора страхования по ОСАГО (у страхователя появилась возможность не предоставлять ТС на осмотр). Мы вынуждены постоянно оптимизировать бизнес-процессы урегулирования и юридического сопровождения, не говоря уже о процессе управления продажами и обеспечения безопасности бизнеса.
Сегодня в первую очередь требуется выстраивание работы по унификации процесса урегулирования. Начало положено – РСА разработана единая методика расчетов убытков по ОСАГО, и мы видим: она начала работать. Но, к сожалению, мы ощущаем противодействие судов использованию этой методики. Фактически, с их стороны мы видим вольную трактовку единой методики: хочу применяю, хочу нет. Думаю, что это вопрос подчиненности судов. Каждый суд на местах подчиняется какому-то конкретному областному суду, и этому местному суду нужна рекомендация областного суда с четким описанием порядка действий. К сожалению, решения Верховного Суда не всегда являются автоматическим руководством к действию.
Напомним: с 7 по 11 сентября 2015 года в Сочи состоится II Ежегодный Страховой Бизнес Форум «Вызовы года 2015».