- 30 июля, 2015
- 184
ДМС физлиц станет новым драйвером медицинского страхования
Розничное кредитование уже не «разгоняет» страхование жизни, и в ближайшие годы этого не приходится ждать.
Корпоративное добровольное медицинское страхование в первом квартале 2015 года показало снижение даже в терминах премии. Это видно на примерах тех компаний, в портфелях ДМС которых доля корпоративного бизнеса близка к 100%.
Не стану продолжать, но эта макрозарисовка показывает снижающийся тренд в линиях бизнеса, которые были ключевыми в страховых компаниях в течение последних десяти – пятнадцати лет. И больше уже не будут. По крайней мере, на протяжении десяти – пятнадцати лет.
Что придёт на смену? Не претендуя на «всеохватность», сосредоточусь на медицинском страховании, которое составляет более 12% от страхового рынка в целом (без ОМС); в нём мы сейчас видим интересные и разнонаправленные процессы. Многолетние лидеры корпоративного ДМС показывают в начале 2015 г. прекрасную убыточность на уровне 80%, но не растут, а снижаются по премии на 1–3% в первом квартале. В то же время компании с меньшей долей корпоратива, но с большей – ДМС физлиц, такого как медицинское страхование мигрантов, страхование от последствий укуса иксодового клеща и др., растут на 25% с убыточностью 60%!
Да, новизна в медицинском страховании – это физические лица. И даже в корпоративном ДМС – как ни парадоксально, это тоже страхование коллективов как физических лиц. Сначала, и сейчас это становится особенно заметным, родственники сотрудников вытесняются «за периметр» социальных программ, финансируемых работодателями, и переходят в сегмент физических лиц. У них есть опыт пользования продуктом ДМС и есть потребность в нём, но страховщики пока медлительны и нерешительны, или вовсе «боятся» индивидуальных клиентов.
Сегмент граждан, никогда не имевших ДМС, сейчас постепенно теряет и ОМС. Это происходит неявно, но происходит. Между тем и с ОМС россияне тратили на платные медицинские услуги в четыре – пять раз больше, чем составлял объём всего рынка ДМС в целом. Этот рынок коммерческих медуслуг, а точнее – его постепенное «перетекание» в ДМС физлиц станет новым драйвером медицинского страхования на ближайшее десятилетие, а скорее всего – на ещё более долгий срок. По сути, страховое сообщество станет в каком-то смысле конкурентом коммерческой медицины. Но медицинское сообщество, «уступив» клиентов страховщикам, не потеряет, а только прирастит потенциал своих доходов.
Интересы граждан, связанные с охраной их здоровья, в том виде, как их формулируют сами граждане, не идентичны тому, как эти же интересы преломляются в трактовке работодателя, когда он спонсирует социальный пакет для работников – и поэтому нам придётся изменять продукты, добавлять в покрытие что-то, чего мы почти никогда не покрывали, например, критические заболевания, а что-то – наоборот убирать.
Развитие розничного рынка ДМС потребует иных компетенций от страховщиков, нежели они развивали с момента возникновения медицинского страхования в начале девяностых. Однако не только переквалификация из оптовиков в ритейлеров ждёт нас на этом пути, но и полный реинжиниринг процессно-технологических цепочек, начиная от самой архитектуры взаимоотношений субъектов рынка.
Это – потрясающая по своей красоте, масштабу и сложности задача, сравнимая с той, что решали страховщики на начальных этапах зарождения рынка ДМС, и, кто знает, может быть, через десять – пятнадцать – двадцать лет, оглянувшись в прошлое, страховщики назовут 2015 год «поворотным» моментом в развитии рынка медицинского страхования в России.
Напомним: с 7 по 11 сентября 2015 года в Сочи состоится II Ежегодный Страховой Бизнес Форум «Вызовы года 2015».