- 9 сентября, 2020
- 175
Развитие экологического страхования в нефтяной отрасли
С одной стороны, причинение вреда в результате нарушения требований эксплуатации промышленных предприятий показало необходимость в изменении подходов к регулированию соответствующих видов деятельности и установлению дополнитель ных требований, которые могли бы предотвратить экологический вред. С другой стороны, компании несут существенные затраты для восстановления состояния окружающей среды, а надзорными органами могут предъявляться компаниям значительные платежи в рамках возмещения причиненного вреда. Все это заставило задуматься об источниках финансирования данных мероприятий и возмещения причиненного вреда.
13 июля 2020 года принят Федеральный закон от 13.07.2020 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 207-ФЗ), направленный на снижение рисков загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами при различных видах хозяйственной деятельности, повышении готовности сил и средств к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов, повышении эффективности государственного надзора.
Закон № 207-ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года. Меры, предусмотренные данным законом, должны применяться практически при всех видах деятельности с нефтью и нефтепродуктами: при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
Основной акцент сделан на принятие мер по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Так, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
При этом план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается при наличии заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов. Такие заключения выносятся по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов и согласовываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.
Пунктом 10 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в новой редакции установлено, что эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов (далее – причиненный вред).
Причем финансовое обеспечение необходимо иметь до дня начала эксплуатации объектов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНО ЧЕТЫРЕ ВИДА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- банковская гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда;
- договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда;
- создание эксплуатирующей организацией или несколькими эксплуатирующими организациями резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда;
- гарантийное письмо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных осуществлять функции и полномочия учредителя или собственника имущества эксплуатирующей организации, по уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда.
Методика расчета финансового обеспечения должна быть разработана федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации. Пока такой орган Правительством Российской Федерации не определен.
Понимая важность данной методики, Всероссийский союз страховщиков обратился в Минфин России, Минприроды России и Центральный банк Российской Федерации с письмами о привлечении страхового сообщества к обсуждению положений данной методики при ее разработке.
Для того, чтобы новые правила могли быть реализованы, необходимо учитывать как имеющийся опыт страхования, связанного с возмещением вреда, так и практику предъявления лицами, которым причинен вред, и надзорными органами требований о возмещении вреда.
Так, закон содержит, в частности, требование о том, что договор страхования должен обеспечивать финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда. Однако договор страхования не может обеспечивать финансирование мероприятий по предотвращению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, то есть мероприятий, проводимых до наступления страхового события – разлива нефти или нефтепродуктов. Например, речь идет о мероприятиях, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, соблюдение технологических процессов, обеспечению дистанционного контроля, обеспечению средствами индивидуальной защиты, обустройство обваловки и иные подобные мероприятия. Финансовое обеспечение данных затрат через механизмы страхования невозможно, поскольку в данных случаях отсутствует событие, рассматриваемое в качестве страхового риска и обладающее признаками вероятности и случайности его наступления.
Кроме того, статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Анализ действующих методик исчисления размера вреда окружающей среде и практика предъявления органами Росприроднадзора требований на основании данных методик показывает, что суммы вреда могут быть очень значительными и существенно превышать возможную емкость как российского, так и зарубежного страховых рынков.
В этой связи представляется, что методика безусловно должна предусматривать возмещение фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, однако требует детального обсуждения возможность установления обязанности покрытия иных компенсационных выплат, которые по сути имеют характер санкционных платежей, налагаемых в связи с невозможностью оценить реальный ущерб. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о возможности комбинировать различные виды финансового обеспечения.
Мы надеемся, что страховые организации примут участие в таком обсуждении, и будет выработан сбалансированный механизм финансовой защиты, отвечающей требованиям закона и возможностям его реализации.