• 8 сентября, 2021
  • 171

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Александрова Елена

Исполнительный директор — статс-секретарь АО «СОГАЗ», член Комитета ВСС по связям с государственными органами

Ряд крупных промышленных аварий привлек внимание к необходимости пересмотра вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

НОВЫЙ ЗАКОН: АКЦЕНТ — НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Елена Александрова
Фото: Исполнительный директор — статс-секретарь АО «СОГАЗ»

Причинение вреда в результате нарушения требований эксплуатации промышленных предприятий показало необходимость в изменении подходов к регулированию соответствующих видов деятельности и установлению дополнительных требований, которые могли бы предотвратить экологический вред. В то же время, компании несут существенные затраты для восстановления состояния окружающей среды, а надзорные органы могут предъявлять компаниям значительные платежи в рамках возмещения причиненного вреда. Все это заставило задуматься об источниках финансирования данных мероприятий и возмещения причиненного вреда. 13 июля 2020 года принят Федеральный закон от 13.07.2020 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 207-ФЗ), направленный на снижение рисков загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами при различных видах хозяйственной деятельности, повышении готовности сил и средств к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов, повышении эффективности государственного надзора.

Меры, предусмотренные данным законом, должны применяться практически при всех видах деятельности с нефтью и нефтепродуктами: при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке и производстве, транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

Основной акцент сделан на принятие мер по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Так, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается при наличии заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов. Такие заключения выносятся по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов и согласовываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Пунктом 10 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в новой редакции установлено, что эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов (далее — причиненный вред).

Причем финансовое обеспечение необходимо иметь до дня начала эксплуатации объектов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

Методика расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда, утверждена приказом Минприроды России от 31.12.2020 № 1139 (далее — Методика). В настоящее время рабочая группа Всероссийского союза страховщиков готовит проект внутреннего стандарта, который будет устанавливать условия договора страхования, обеспечивающего финансирование таких мероприятий.

В подготовке участвуют представители страховых организаций, Банка России, Минфина России, Минприроды России, Росприроднадзора.

Анализ практики добровольного экологического страхования, проведенный рабочей группой, показал необходимость выделения нескольких видов страхования, касающихся экологических рисков: страхование ответственности за вред окружающей среде, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц; страхование финансовых рисков, связанных с расходами на осуществление мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти; страхование расходов на защиту или ведение дел в судебных и арбитражных органах.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что утвержденная Минприроды оссии Методика не отвечает на вопрос, в каком порядке сформированное эксплуатирующей организацией финансовое обеспечение должно обеспечивать покрытие расходов, необходимых для ликвидации разлива, расходов на возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц и расходов на возмещение вреда окружающей среде. Не определено, как должна быть распределена сумма финансового обеспечения, если ее размер недостаточен для покрытия всех указанных расходов.

Представляется, что ответы на данные вопросы крайне важны для эффективной реализации новых норм, и ответы на них должны быть найдены в результате совместного обсуждения данных вопросов всех заинтересованных сторон — и страховых организаций, и уполномоченных государственных органов.

Фото:

ПРАКТИКА ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА

Чтобы новые правила могли быть реализованы, необходимо учитывать имеющийся опыт страхования, связанного с возмещением вреда, а также практику предъявления лицами, которым причинен вред, и надзорными органами требований о возмещении вреда. Также должны учитываться и общие нормы законодательства о страховании.

Закон содержит, в частности, требование о том, что договор страхования должен обеспечивать финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме причиненного вреда. Однако договор страхования не может обеспечивать финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, например, мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, соблюдение технологических процессов, обеспечение дистанционного контроля, обеспечение средствами индивидуальной защиты, обустройство обваловки и иные подобные мероприятия, поскольку в данных

случаях отсутствует событие, рассматриваемое в качестве страхового риска и обладающее признаками вероятности и случайности его наступления.

Кроме того, статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Анализ действующих методик исчисления размера вреда окружающей среде и практика предъявления органами Росприроднадзора требований на основании данных методик показывает, что суммы вреда могут быть очень значительными и существенно превышать возможную емкость как российского, так и зарубежного страховых рынков.

Выработка сбалансированных решений, позволяющих реализовать необходимое финансовое обеспечение, возможна при совместном обсуждении данных вопросов всеми заинтересованными сторонами.

Мы надеемся, что страховые организации примут участие в таком обсуждении, и будет создан механизм финансовой защиты, отвечающей требованиям закона и возможностям его реализации.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…