- 20 августа, 2018
- 152
Повышение доступности ОСАГО: от электронных полисов к либерализации
Востребованность е-ОСАГО растет в геометрической прогрессии: в 2016 году, когда этот инструмент только появился, было продано чуть более 330 тыс. полисов. С начала 2017 года продажи е-ОСАГО стали обязательными для страховых компаний, как итог – за 2017 год было продано уже 7,69 млн полисов. А за семь месяцев текущего года – больше, чем за два предыдущих года вместе взятых.
В пятерку лидеров по продаже e-ОСАГО за первые 7 месяцев текущего года вошли Свердловская область (418,5 тыс.), Санкт-Петербург (374,7 тыс.), Новосибирская область (316,7 тыс.), Приморский край (288,3 тыс.) и Воронежская область (282,1 тыс.). В общей сложности на их долю пришлось около 17% от всех продаж е-ОСАГО – 1,68 млн. А ТОП-10 самых «электронных» регионов скупили почти треть электронных полисов – 2,85 миллиона.
На первоначальном этапе внедрение электронной системы продажи полисов автогражданки было отчасти вынужденной мерой. В некоторых регионах, проявивших повышенную «токсичность», растущие выплаты по ОСАГО довели страховые компании до убытков: страховщики попросту покидали такие области. В итоге приобретение полисов становилось в таких регионах проблемой для всех автовладельцев, в том числе – законопослушных и безаварийных. Удаленный способ страхования помог снять остроту проблемы.
«С помощью инструмента е-ОСАГО удалось решить проблему доступности полисов в регионах, как «токсичных» с точки зрения страховых компаний, так и просто удаленных, где страховщикам невыгодно было открывать офисы. Но со временем электронные полисы, как подтверждает статистика, приобрели популярность сами по себе – просто как удобный современный инструмент для автовладельцев. Они, по сути, стали первой удачной новацией в реформировании ОСАГО», – оценивает опыт электронных продаж атоэксперт Игорь Моржаретто.
Следующим шагом не только по реформированию отрасли, но и в частности по повышению доступности ОСАГО должна стать либерализация. Эту задачу еще в мае отмечал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин как одну из приоритетных: «Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», — говорил он.
На первом этапе либерализации ОСАГО страховые компании получат возможность проводить более гибкую ценовую политику в рамках расширенного тарифного коридора. Также в их распоряжении окажется больше коэффициентов «возраст-стаж» – до 50-ти, изменится и подход к расчету коэффициента бонус-малус. Расширение инструментария позволит страховым компаниям производить более адресную оценку качества вождения автовладельца. А результатом полной либерализации станет установка персонального тарифа для каждого водителя.
Таким образом предполагается решить проблему токсичных регионов – как с точки зрения убыточности для страховщиков, как и с точки зрения доступности ОСАГО для страхователей. Каждый пользователь будет отвечать только сам за себя, а страховые больше не будут в минусе из-за злостных нарушителей. Тогда и проблема с покупкой ОСАГО в регионах исчезнет сама собой.
Кроме того, либерализация сделает более доступными и сами цены на ОСАГО: полисы должны подешеветь для опытных аккуратных водителей, которых по оценкам экспертов РСА большинство – около 70%.
«Мы делаем все, чтобы обеспечить пользователям доступное и удобное ОСАГО. Сначала появились электронные полисы, европротокол, теперь мы идем к тому, чтобы тарифы стали более гибкими. Ведь доступность должна обеспечиваться не только легкостью приобретения или удобством использования, но и адекватностью цены», – объясняет президент РСА Игорь Юргенс.