• 20 августа, 2018

Повышение доступности ОСАГО: от электронных полисов к либерализации

Востребованность е-ОСАГО растет в геометрической прогрессии: в 2016 году, когда этот инструмент только появился, было продано чуть более 330 тыс. полисов. С начала 2017 года продажи е-ОСАГО стали обязательными для страховых компаний, как итог – за 2017 год было продано уже 7,69 млн полисов. А за семь месяцев текущего года – больше, чем за два предыдущих года вместе взятых.

В  пятерку лидеров по продаже e-ОСАГО за первые 7 месяцев текущего года вошли Свердловская область (418,5 тыс.), Санкт-Петербург (374,7 тыс.), Новосибирская область (316,7 тыс.), Приморский край (288,3 тыс.) и Воронежская область (282,1 тыс.). В общей сложности на их долю пришлось  около 17% от всех продаж е-ОСАГО – 1,68 млн. А ТОП-10 самых «электронных» регионов скупили почти треть электронных полисов – 2,85 миллиона.

На первоначальном этапе внедрение электронной системы продажи полисов автогражданки было отчасти вынужденной мерой. В некоторых регионах,  проявивших повышенную «токсичность», растущие выплаты по  ОСАГО довели страховые компании до убытков: страховщики попросту покидали такие области. В итоге приобретение полисов становилось в таких регионах проблемой для всех автовладельцев, в том числе – законопослушных и безаварийных. Удаленный способ страхования помог снять остроту проблемы.

«С помощью инструмента е-ОСАГО удалось решить проблему доступности полисов в регионах, как «токсичных» с точки зрения страховых компаний, так и просто удаленных, где страховщикам невыгодно было открывать офисы. Но со временем электронные полисы,  как подтверждает статистика,  приобрели популярность сами по себе — просто как удобный современный инструмент для автовладельцев. Они, по сути, стали первой удачной новацией в реформировании ОСАГО», — оценивает опыт электронных продаж атоэксперт Игорь Моржаретто.

Следующим шагом не только по реформированию отрасли, но и в частности по повышению доступности ОСАГО должна стать либерализация. Эту задачу еще в мае отмечал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин как одну из приоритетных: «Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», — говорил он. 

На  первом этапе либерализации ОСАГО страховые компании получат возможность  проводить более гибкую ценовую политику в рамках расширенного тарифного коридора. Также в их распоряжении окажется больше коэффициентов «возраст-стаж» — до 50-ти, изменится и подход к расчету коэффициента бонус-малус. Расширение инструментария позволит страховым компаниям производить более адресную оценку качества вождения автовладельца. А результатом полной либерализации станет установка персонального тарифа для каждого водителя.

Таким образом предполагается решить проблему токсичных регионов – как с точки зрения убыточности для страховщиков, как и с точки зрения доступности ОСАГО для страхователей. Каждый пользователь будет отвечать только сам за себя, а страховые больше не будут в минусе из-за злостных нарушителей. Тогда и проблема с покупкой ОСАГО в регионах исчезнет сама собой.

Кроме того, либерализация сделает более доступными и сами цены на ОСАГО: полисы должны подешеветь для опытных аккуратных водителей, которых по оценкам экспертов РСА большинство – около 70%.

«Мы делаем все, чтобы обеспечить пользователям доступное и удобное ОСАГО. Сначала появились электронные полисы, европротокол, теперь мы идем к тому, чтобы  тарифы стали более гибкими. Ведь доступность должна обеспечиваться не только легкостью приобретения или удобством использования, но и адекватностью цены», — объясняет президент РСА Игорь Юргенс.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…