- 10 июля, 2019
- 153
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА К СТРАХОВАНИЮ
Несколько лет назад одним весьма лаконичным документом — ведомственным приказом — был в значительной мере сотрясен сегмент страхового рынка, размерность которого составляла до 40 млрд рублей в год. Речь идет о приказе Министра строительства РФ об исключении из сводно-сметного расчета строительных проектов, осуществляемых за счет средств бюджетов различных уровней, расходов на страхование строительно-монтажных рисков.
Но это уже печальный финал истории, предшествовала которой другая. Следственным комитетом были обнаружены нарушения по страхованию при строительстве объектов на космодроме Восточный.
Страхование СМР осуществлялось по очень завышенной стоимости. О ситуации было доложено президенту страны, который дал поручение навести порядок. В Минстрое была создана рабочая группа, определявшая подходы к организации страхования и определению объективной стоимости страхования, которая могла быть отражена в сводно-сметных расчетах по каждому типу объектов, возводимых или реконструируемых за бюджетный счет. Ведь страхование рисков СМР в отношении типовой шкалы должно отличаться по стоимости от страхования космодрома или уникального моста через пролив. Однако в силу того, что страхование строительно-монтажных рисков является добровольным видом страхования, было принято решение относить расходы на страхование на подрядные организации без включения расходов на страхование в сводный сметный расчет. То есть подрядчик может страховать, но его расходы не будут компенсированы в смете. Напомню, что в соответствии с ГК РФ до передачи объекта строительства заказчику все риски несет на себе подрядчик. С другой стороны, подрядные организации для победы в конкурсе снижают цену своих предложений и не закладывают в свои расходы затраты на страхование — в итоге рынок страхования строительно-монтажных рисков провалился более чем на 50–70 % в течение одного года.
Справедливости ради надо отметить, что действительно было страхование по завышенной стоимости, что были и другие нарушения в связи со значительными переплатами страховой премии. Но найденное решение — с водой выплеснули и ребенка.
Попытки страховщиков убедить вернуть расходы на страхование в сводный сметный расчет продолжаются до сих пор, но ситуация не меняется. Установленный ранее предельный тариф от 1 до 3 % от стоимости всего проекта на цели страхования не позволял подрядчикам экономить на страховании, добиваясь реальной цены, потому что из одной статьи сметы перекинуть расходы на другую нельзя. В итоге вне зависимости от риска практически в большинстве случаев стоимость страхования была фиксированной и выше рыночной.
Появление приказа, по сути,вообще прекратило практикустрахования строительно-монтажных рисков длягосударственных строек —сейчас большинство строек,которые осуществляются винтересах государственныхзаказчиков, не страхуются, ариски находятся на подрядныхорганизациях, которые принаступлении крупного убыткасвоими силами не смогутс ним справиться.
В итоге даже по тем проектам, по которым реальный тариф должен был быть на уровне 0,1 %, по договору страхования тариф был в размере 1 % и выше.
Появление приказа, по сути, вообще прекратило практику страхования строительно-монтажных рисков для государственных строек — сейчас большинство строек, которые осуществляются в интересах государственных заказчиков, не страхуются, а риски находятся на подрядных организациях, которые при наступлении крупного убытка своими силами не смогут с ним справиться, что фактически будет означать банкротство подрядчика, а для госзаказчика — необходимость нести дополнительные расходы по выбору другого подрядчика для осуществления достройки объекта.
Так, вместо того чтобы найти непростое решение с применением дифференцированного тарифа в зависимости от категории сложности объекта строительно-монтажных рисков, был выбран другой вариант — полного исключения расходов на страхование, который существенным образом повлиял на размер сегмента страхового рынка страхования СМР.