• 8 июля, 2023
  • 169

ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ СТРАХОВОГО РЫНКА

Габуния Филипп

заместитель Председателя Банка России

ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ СТРАХОВОГО РЫНКА

Cамое важное, зачем нужен страховой рынок — предоставлять страховую защиту. Она должна работать.

ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Мы не отказались от планов по вне­дрению новых подходов к финансовой устойчивости. Хотя у некоторых были сомнения: мол, что вы делаете в такое сложное время? Но изменения привели в итоге к более эффективному способу расчета резервов, которые позволили уменьшить нагрузку на капитал для отрасли.

Надо сказать, что Банк России после­дователен в своих действиях. Несколько лет назад мы сообщили о стремлении к тому, чтобы наши регуляторные тре­бования по финансовой устойчивости защищали страховой рынок с учетом всех рисков. Сегодня Банк России счи­тает, что страховая отрасль чувствует себя достаточно уверенно. В чем еще хотел бы отдельно поддержать стра­ховщиков — это в работе по повыше­нию удовлетворенности потребителя и доступности страховых услуг. Мне кажется, это самое важное, зачем нужен страховой рынок — предоставлять стра­ховую защиту. Она должна работать. Здесь, безусловно, много сделано, одна­ко совместно с рынком нам необходимо продолжить это движение.

ВОПРОСЫ ОСАГО

Извечная болезненная тема — это ОСАГО. В прошлом году, несмотря на все объективные сложности, был запущен перестраховочный пул, который дал ин­струмент для перераспределения внутри рынка «всплесков» убыточности в отдельных регионах с тем, чтобы это не влияло на доступность услуги. Очень важно, чтобы этот инструмент работал правильно.

Я соглашусь, что ситуация с жалобами в целом не является критической. Тем не менее мы видим очаги напряженности на некоторых территориях, где перестра­ховочный пул почему-то не срабатывает

должным образом. Нужно обязательно ра­зобраться в причинах, чтобы потребитель не был заложником системных проблем, которые происходят даже не на уровне страховых компаний, а на уровне зло­употреблений в отдельных регионах, арбитража в ценах между бывшими в употреблении запчастями и новыми деталями. Такие явления стимулируют не очень правильное поведение потреби­теля, и мы должны сами с этим работать. Но точно совершенно, что потребитель не должен страдать из-за этих нарушений. Когда у нас в отдельных регионах потреби­тели вдруг сталкиваются с проблемой, что невозможно купить полис ОСАГО через интернет — это недопустимо.

Ваш потребитель становится все моложе и моложе, он требует современных сервисов по доступности продуктов и урегулированию убытков, над которыми нам всем вместе нужно работать.

Наступает новый этап в сфере страхо­вания — этап цифровизации, включая ОСАГО. Для предоставления гражданам максимально удобного сервиса в ОСАГО будет происходить планомерный переход на электронное урегулирование убытков. Первый этап стартует уже с 15 июля этого года. С этого дня страховые компании должны будут обеспечить предоставление такой возможности при оформлении ДТП по европротоколу с подачей заявления через портал «Госуслуги», а также смогут

в добровольном порядке предоставлять полный сервис онлайн-урегулирования. С 1 января 2025 года все страховщики обя­заны будут внедрить сервис дистанцион­ного урегулирования убытка по ОСАГО.

ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ

Осенью прошлого года на форуме Finopolis состоялись очень показательные обсуждения: страховые компании внедря­ют цифровые сервисы и при этом у них есть конкуренты не из страхового сегмен­та, которые начинают оказывать по факту страховые услуги. Здесь страховой отрасли точно нельзя опоздать. Более того, ваш по­требитель становится все моложе и моложе, он требует современных сервисов по до­ступности продуктов и урегулированию убытков, над которыми нам всем вместе нужно работать. Банк России будет в этом помогать, мы будем добиваться интегра­ции с другими государственными инфор­мационными сервисами (ГИС), которые позволят потребителю получать нужную информацию быстрее и проще. Я думаю, дополнительным импульсом в этой части станет начало реализации закона о переда­че ряда информационных систем от страхо­вого сообщества в специально созданную «дочку» Банка России — «Национальную страховую информационную систему». Это позволит проще продвигать идею интегра­ции с ГИС.

Вернусь к потребителю. Для него важно понимать, что он приобретает. Надеюсь, что добросовестные практики, которые были порой за гранью добра и зла, ушли в прошлое. Тем не менее и сейчас страховой продукт вызывает вопросы: есть ли в нем вообще страховая защита? Или, когда стра­ховой полис покрывает меньше, чем обязан по закону покрывать! Банк России будет способствовать росту рынка за счет здо­рового и хорошего предложения продукта потребителям.

Инвестиционные потоки двигаются, часть капитала возвращается. Я думаю, что все это приведет к росту спроса на страховые услуги.

ПЕРСПЕКТИВЫ, РЕПУТАЦИЯ И ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ

Сейчас в экономике, с одной стороны, на­блюдается высокая турбулентность, с дру­гой — открываются большие возможности. Инвестиционные потоки двигаются, часть капитала возвращается. Я думаю, что все это приведет к росту спроса на страховые услуги. В этой части возрастает потенциал у страхования жилья. Участники форума также упоминали такие продукты, как долгосрочное страхование жизни. Мы под­держиваем законопроект о гарантировании в страховании жизни. Надеюсь, он будет принят в ближайшее время.

Сегодня я в очередной раз обращаюсь к страховому сообществу. Когда происхо­дит хоть один некрасивый случай, он появ­ляется в заголовках многих изданий: вот, страховщики кого-то обманули. При этом о тысяче случаев, когда потребители полу­чают защиту в очень трагических обстоя­тельствах, известно не так широко. Чтобы о таких случаях узнать, приходится долго искать информацию. На мой взгляд, нужно развивать PR-направление отрасли, чтобы просто и доступно рассказывать людям о том, какие практики в страховании суще­ствуют, какую пользу они дают клиентам. Такие сообщения очень важны, так как повышают доверие граждан к страхованию.

И, наконец, тема, которая весьма важна в контексте событий прошлого года — это перестрахование. Банк России подставил рынку плечо в лице РНПК. Мы знаем, что рынок пережил большой шок. И наци­ональный перестраховщик пошел всем навстречу, и сейчас компания будет дона­страивать свои процессы. Это действитель­ность, с которой мы будем какое-то время жить. Но мы всячески готовы поощрять иные формы формирования перестрахо­вочной защиты. Наличие одной РНПК имеет большое количество минусов. Мы их осознаем, и Банк России готов помогать в создании альтернативных форм.

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…