- 8 июля, 2023
- 169
ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
Cамое важное, зачем нужен страховой рынок — предоставлять страховую защиту. Она должна работать.
ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Мы не отказались от планов по внедрению новых подходов к финансовой устойчивости. Хотя у некоторых были сомнения: мол, что вы делаете в такое сложное время? Но изменения привели в итоге к более эффективному способу расчета резервов, которые позволили уменьшить нагрузку на капитал для отрасли.
Надо сказать, что Банк России последователен в своих действиях. Несколько лет назад мы сообщили о стремлении к тому, чтобы наши регуляторные требования по финансовой устойчивости защищали страховой рынок с учетом всех рисков. Сегодня Банк России считает, что страховая отрасль чувствует себя достаточно уверенно. В чем еще хотел бы отдельно поддержать страховщиков — это в работе по повышению удовлетворенности потребителя и доступности страховых услуг. Мне кажется, это самое важное, зачем нужен страховой рынок — предоставлять страховую защиту. Она должна работать. Здесь, безусловно, много сделано, однако совместно с рынком нам необходимо продолжить это движение.
ВОПРОСЫ ОСАГО
Извечная болезненная тема — это ОСАГО. В прошлом году, несмотря на все объективные сложности, был запущен перестраховочный пул, который дал инструмент для перераспределения внутри рынка «всплесков» убыточности в отдельных регионах с тем, чтобы это не влияло на доступность услуги. Очень важно, чтобы этот инструмент работал правильно.
Я соглашусь, что ситуация с жалобами в целом не является критической. Тем не менее мы видим очаги напряженности на некоторых территориях, где перестраховочный пул почему-то не срабатывает
должным образом. Нужно обязательно разобраться в причинах, чтобы потребитель не был заложником системных проблем, которые происходят даже не на уровне страховых компаний, а на уровне злоупотреблений в отдельных регионах, арбитража в ценах между бывшими в употреблении запчастями и новыми деталями. Такие явления стимулируют не очень правильное поведение потребителя, и мы должны сами с этим работать. Но точно совершенно, что потребитель не должен страдать из-за этих нарушений. Когда у нас в отдельных регионах потребители вдруг сталкиваются с проблемой, что невозможно купить полис ОСАГО через интернет — это недопустимо.
Ваш потребитель становится все моложе и моложе, он требует современных сервисов по доступности продуктов и урегулированию убытков, над которыми нам всем вместе нужно работать.
Наступает новый этап в сфере страхования — этап цифровизации, включая ОСАГО. Для предоставления гражданам максимально удобного сервиса в ОСАГО будет происходить планомерный переход на электронное урегулирование убытков. Первый этап стартует уже с 15 июля этого года. С этого дня страховые компании должны будут обеспечить предоставление такой возможности при оформлении ДТП по европротоколу с подачей заявления через портал «Госуслуги», а также смогут
в добровольном порядке предоставлять полный сервис онлайн-урегулирования. С 1 января 2025 года все страховщики обязаны будут внедрить сервис дистанционного урегулирования убытка по ОСАГО.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ
Осенью прошлого года на форуме Finopolis состоялись очень показательные обсуждения: страховые компании внедряют цифровые сервисы и при этом у них есть конкуренты не из страхового сегмента, которые начинают оказывать по факту страховые услуги. Здесь страховой отрасли точно нельзя опоздать. Более того, ваш потребитель становится все моложе и моложе, он требует современных сервисов по доступности продуктов и урегулированию убытков, над которыми нам всем вместе нужно работать. Банк России будет в этом помогать, мы будем добиваться интеграции с другими государственными информационными сервисами (ГИС), которые позволят потребителю получать нужную информацию быстрее и проще. Я думаю, дополнительным импульсом в этой части станет начало реализации закона о передаче ряда информационных систем от страхового сообщества в специально созданную «дочку» Банка России — «Национальную страховую информационную систему». Это позволит проще продвигать идею интеграции с ГИС.
Вернусь к потребителю. Для него важно понимать, что он приобретает. Надеюсь, что добросовестные практики, которые были порой за гранью добра и зла, ушли в прошлое. Тем не менее и сейчас страховой продукт вызывает вопросы: есть ли в нем вообще страховая защита? Или, когда страховой полис покрывает меньше, чем обязан по закону покрывать! Банк России будет способствовать росту рынка за счет здорового и хорошего предложения продукта потребителям.
Инвестиционные потоки двигаются, часть капитала возвращается. Я думаю, что все это приведет к росту спроса на страховые услуги.
ПЕРСПЕКТИВЫ, РЕПУТАЦИЯ И ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ
Сейчас в экономике, с одной стороны, наблюдается высокая турбулентность, с другой — открываются большие возможности. Инвестиционные потоки двигаются, часть капитала возвращается. Я думаю, что все это приведет к росту спроса на страховые услуги. В этой части возрастает потенциал у страхования жилья. Участники форума также упоминали такие продукты, как долгосрочное страхование жизни. Мы поддерживаем законопроект о гарантировании в страховании жизни. Надеюсь, он будет принят в ближайшее время.
Сегодня я в очередной раз обращаюсь к страховому сообществу. Когда происходит хоть один некрасивый случай, он появляется в заголовках многих изданий: вот, страховщики кого-то обманули. При этом о тысяче случаев, когда потребители получают защиту в очень трагических обстоятельствах, известно не так широко. Чтобы о таких случаях узнать, приходится долго искать информацию. На мой взгляд, нужно развивать PR-направление отрасли, чтобы просто и доступно рассказывать людям о том, какие практики в страховании существуют, какую пользу они дают клиентам. Такие сообщения очень важны, так как повышают доверие граждан к страхованию.
И, наконец, тема, которая весьма важна в контексте событий прошлого года — это перестрахование. Банк России подставил рынку плечо в лице РНПК. Мы знаем, что рынок пережил большой шок. И национальный перестраховщик пошел всем навстречу, и сейчас компания будет донастраивать свои процессы. Это действительность, с которой мы будем какое-то время жить. Но мы всячески готовы поощрять иные формы формирования перестраховочной защиты. Наличие одной РНПК имеет большое количество минусов. Мы их осознаем, и Банк России готов помогать в создании альтернативных форм.