- 8 июля, 2020
- 147
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ
В реформе контрольно-надзорной деятельности огромная роль отводится добросовестности контролируемого лица. А она, в свою очередь, включает в себя грамотное использование такого инструмента, как страхование ответственности. Какие изменения в контроле и надзоре за предприятиями произойдут уже через полгода, рассказала первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель экспертной группы по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» Марина Блудян.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете эффективность контрольно-надзорной деятельности в России?
Марина Блудян: На мой взгляд, контрольно-надзорная деятельность недостаточно эффективна, что приводит к значительному ущербу для охраняемых законом ценностей. Давайте задумаемся о некоторых цифрах.
В Российской Федерации на федеральном уровне действуют 50 органов исполнительной власти, в которых работают более 200 тыс. человек. Ими осуществляется 221 вид государственного надзора и контроля. На региональном уровне осуществляется 49 видов регионального надзора и контроля, еще 16 видов контроля действует на муниципальном уровне. Тем не менее общие потери населения составляют несколько сотен тысяч человек в год!
Сравнение с другими странами показывает, что Россия в несколько раз или на порядок уступает по показателям смертности, числу пострадавших, аварийности, нанесенному материальному ущербу и прочим видам случаев причинения вреда во многих сферах деятельности.
ССТ: Какова величина материального ущерба?
М. Б.: В России отсутствует действенная система учета материального ущерба по всем видам государственного контроля и надзора. Только от последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций ущерб составляет десятки миллиардов рублей.
ССТ: Принимаете ли вы во внимание ущерб, который несут предприниматели от избыточного контроля?
М. Б.: Да, и он очень велик! По разным оценкам, обременения, связанные с избыточными требованиями, могут составлять не менее 7,5 % ВВП.
Сейчас проверки одного и того же предпринимателя по ряду вопросов могут проводить сразу несколько ведомств. Например, требования по охране труда контролируют Роструд, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор. Более того, их требования противоречат друг другу. Сложившееся положение дел отвращает людей от занятия бизнесом.
ССТ: Какие задачи должна решить реформа контрольно-надзорной деятельности?
М. Б.: Реформа КНД — это не просто реформа, это настоящая революция. Она полностью поменяет принцип подхода к контролю и надзору. Для этого должен произойти полный переворот сознания контролеров.
Чиновник должен быть высокооплачиваемым консультантом и аналитиком, хорошо знающим, как работает бизнес. Его главная задача — не допустить потерь охраняемых законом ценностей: жизни и здоровья граждан, животных, растений, государственного и негосударственного имущества, исторических и нравственных ценностей.