• 12 сентября, 2019
  • 165

ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ: С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ СТРАХОВЩИКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Мальковская Мария

Генеральный директор УРАЛСИБ Страхование и УРАЛСИБ Жизнь, председатель Комитета по электронной коммерции и цифровым сервисам ВСС

В последнее время каждый, кому не лень, говорит о необходимости цифровизации страхового рынка. В основном темой обсуждения становятся новые технологические продукты и сервисы, которые должны улучшить качество обслуживания и сделать клиентов страховых компаний счастливей. Это и правильно, ведь интересы клиента должны всегда стоять выше всего остального. Но в обилии статей, колонок и мнений по поводу того, что страховщики должны сделать для клиента, очень мало кто говорит о том, с чем сталкиваются компании, которые уже начали трансформироваться и развивать цифровое страхование.

Эра цифровых технологий выводит весь бизнес на совершенно иные скорости. Выверить и следовать какой-то сформулированной стратегии довольно сложно. Компания может утвердить план развития на ближайшие 3-5 лет, выделить контрольные точки и этапы, а потом новые требования к регулированию или утверждение нового законопроекта могут кардинально изменить ориентиры компании. Сейчас очень сложно планировать вдолгую, решения должны приниматься очень быстро, а внедрения происходить еще быстрее. Из-за этого происходит дезориентация: непонятно, что нужно делать в первую очередь, что — во вторую.

С одной стороны, мультинаправленность развития рынка — это вынужденная мера, если продолжать делать все step by step, то технологический прогресс так и пройдет мимо отрасли. С другой же стороны, требования к бизнесу постоянно растут, а ресурсов для внедрения изменений явно не хватает. Регулятор справедливо усиливает контроль за игроками рынка, делая отрасль прозрачнее и надежнее. Но сроки для реализации изменений даются сжатые, а стоимость внедрений довольно высокая. Приходится сильно перераспределять ресурсы, многим такое остается просто не под силу.

Но недостаток капитала — это полбеды. Одна из основных проблем, с которой уже сейчас столкнулись страховщики — недостаток специалистов в области цифровых технологий. Отрасль долгое время не менялась или менялась очень медленно, сотрудники привыкли жить по-старому, а любые кардинальные изменения воспринимают с негативом. Кто-то просто не готов работать по-другому, а кто-то хорошо понимает, что в скором времени придется конкурировать не только с другими работниками, но и с роботами. Все усугубляется и тем, что на рынке сейчас очень мало настоящих специалистов в области цифровых технологий, а дальше дефицит будет только нарастать. Согласно исследованию BCG, в перспективе 5–7 лет нас ждет дефицит таких кадров в 1 миллион специалистов.

На рынке сейчас очень мало
настоящих специалистов в области
цифровых технологий, а дальше
дефицит будет только нарастать.
Согласно исследованию BCG,
в перспективе 5–7 лет нас ждет
дефицит таких кадров
в 1 миллион специалистов.

В отличие от сотрудников страховых компаний, клиенты, наоборот, жаждут перемен. При этом ждать изменений годами они не готовы, да и делать скидку на то, что многие сервисы сейчас просто невозможно запустить или масштабировать из-за законодательных ограничений клиент не будет.

Так и выходит, что страховщики должны лавировать между ожиданиями клиентов и исполнением требований законодательства. Например, полностью удаленное урегулирование сейчас невозможно из-за необходимости компаниям собирать первичную документацию, а клиент считает, что мы живем в каменном веке, прося его выслать оригиналы документов почтой России.

Продвижение услуг и коммуникация с клиентом выходит на совершенно иной уровень. Высокая конкуренция не позволяет компаниям продавать полисы по старинке, на первое место выходят сервисы и дополнительные опции. Чтобы быть на передовой рынка, страховщикам необходимо тратить немалые ресурсы на продвижение продуктов и сервисов. Цифровой офис клиента, омниканальные платформы коммуникаций, умные чат-боты, push-уведомления: для клиента это дополнительный критерий отбора страховой компании, а для страховщика — большая статья расходов, которой нельзя пренебрегать.

Любой регулируемый рынок требует от его участников повышенной концентрации, а период серьезной трансформации — мощное испытание на прочность. Пока новые требования «тащат» компании в разные стороны, страховщикам сложно двигаться вперед. До финишной прямой дойдут только те, кто правильно выстроит приоритеты и сможет рассчитать ресурсы.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…

ИННОВАЦИИ МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ

Чтобы удержать лидирующие позиции на рынке, сегодня компаниям недостаточно решать традиционные для своего бизнеса задачи. Необходимо работать на опережение. Один из…

ОТ БЕСКОНТАКТНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ

Применение искусственного интеллекта в страховании поможет снизить влияние человеческого фактора, сэкономить силы и средства компаний и их клиентов. Это вопрос ближайшего…