ЧТО МЕШАЕТ «ВМЕНИТЬ» СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ОТ ЧС?

ЧТО МЕШАЕТ «ВМЕНИТЬ» СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ОТ ЧС?

4 августа 2019 года вступила в силу статья 11.1 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Он дал субъектам федерации право разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования. Пресс-служба Министерства финансов Российской Федерации ответила на вопросы по выполнению новой нормы.

ССТ: Как в Минфине оценивают реализацию нормы закона № 68-ФЗ на практике?

– На сегодняшний день программа не утверждена в субъектах Российской Федерации.

ССТ: Почему разработка региональных программ страхования жилья на случай ЧС не получила широкого распространения?

– Среди причин — отсутствие необходимого уровня мотивации органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и реализовывать программы, а также отсутствие мотивации граждан заключать договоры страхования принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. Кроме этого, у страховых компаний нет мотивации участвовать в программах в субъектах, наиболее подверженных чрезвычайным ситуациям. Регионы, не подверженные ЧС, не видят смысла в подобных программах и ссылаются на работающие механизмы коммерческого страхования.

ССТ: Что должно было измениться в формировании бюджетов регионов, в социальной защищенности граждан по сравнению с текущим порядком выплаты компенсаций?

– Реализация программы позволяет задействовать два источника для возмещения гражданам ущерба, причиненного их застрахованным жилым помещениям: бюджетные средства и средства страховых организаций в пределах объема обязательств по договорам добровольного страхования.

В случае утраты жилого помещения, застрахованного в рамках программы, его собственнику, независимо от наличия в собственности иных жилых помещений или их долей, гарантируется возмещение ущерба в денежной форме. Возмещение рассчитывается исходя из показателя средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади недвижимости, определенного Минстроем России по региону, и общей площади утраченного жилья, либо предоставление жилого помещения, равноценного утраченному.

Если договор страхования жилого помещения, заключенный в рамках программы, отсутствует, то гражданин, не имеющий в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения или его доли, имеет право на предоставление жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации либо на возмещение ущерба в денежной форме за счет бюджетных средств.

При этом площадь предоставляемого за счет бюджетных средств жилого помещения рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более (далее — норма общей площади жилого помещения), но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Размер возмещения в денежной форме рассчитывается, как произведение нормы общей площади жилого помещения (но не более общей площади утраченного жилого помещения) и показателя средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Минстроем России по субъекту Российской Федерации.

Порядок формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с разработкой и реализацией программ не изменяется.

ССТ: Какие перспективы видит Минфин в реализации статьи 11.1 № 68-ФЗ?

– Возможность и сроки реализации указанной статьи зависят от большого количества взаимосвязанных факторов, что не позволяет делать достоверный прогноз.

ССТ: Действительно ли необходимо введение региональных программ или действующий порядок возмещения ущерба оптимален?

– Целью реализации программ является оптимизация использования бюджетных средств на возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям, находящимся в собственности граждан, и постепенное изменение менталитета граждан от уверенности в получении безвозмездной помощи от государства в случае причинения ущерба их жилым помещениям к осознанию собственной ответственности за обеспечение защиты своих имущественных интересов.

ССТ: Если региональные программы страхования жилья все-таки нужны, то каким образом можно стимулировать их развитие?

– Внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие систему мотивации субъектов федерации разрабатывать программы, страховщиков — участвовать в них на приемлемых для регионов и граждан условиях.

ССТ: Активно обсуждалось введение для губернаторов KPI's по разработке и реализации региональных программ страхования жилья. Почему идея не была реализована?

– Вопрос относится к компетенции Минэкономразвития России.

ССТ: Может ли страхование жилья на случай ЧС стать вмененным видом страхования?

– Законодательством Российской Федерации определено, что страхование осуществляется в добровольной или обязательной форме.

Под «вмененным» страхованием на практике понимается обязательность заключения договора страхования для осуществления какого-либо вида профессиональной, предпринимательской или иной деятельности. Основания «вменения» заключения договора страхования принадлежащего гражданину жилого помещения неочевидны.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…