• 21 сентября, 2022
  • 184

Разбираем 4 самых распространенных мифа об ОСАГО

Разбираем 4 самых распространенных мифа об ОСАГО

Вопреки высокой клиентоориентированности и прозрачности сегмента обязательного страхования автогражданской ответственности, некоторые российские автомобилисты продолжают верить различным и зачастую абсурдным легендам и мифам об обязательной «автогражданке». Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» разобрал 4 самых распространенных.

Миф 1. ОСАГО постоянно дорожает

Этот слух периодически возникает на фоне расширения тарифного коридора ОСАГО, который Центральный банк РФ корректирует с оглядкой на ситуацию в сегменте и в рамках масштабной реформы по индивидуализации тарифообразования ОСАГО. На самом деле, такая мера, наоборот, сдерживает рост цен на «автогражданку», поскольку страховщики восполняют убытки, возникающие из-за высокорисковых водителей, заслуженно повышая цены на полисы только для них. Для аккуратных автомобилистов стоимость остается неизменной, а зачастую и снижается.

Важно понимать, что стоимость полисов сегодня индивидуальна для каждого автомобилиста: она складывается из базового тарифа в пределах установленного тарифного коридора, индивидуальных тарифных факторов и специальных коэффициентов (региональный, мощностной, возраст-стаж, «бонус-малус» и т.д.).

Например, за низкорисковые категории автомобилистов, которые представляют подавляющее большинство (80%) на российских дорогах, по данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), страховые компании ведут активную борьбу, привлекая их предложениями купить ОСАГО по минимальному тарифу и предлагая скидки по коэффициенту «бонус-малус». Кстати, максимальную скидку в 56% по КБМ во втором квартале 2022 года получил каждый третий автовладелец.

Также не стоит забывать о статистике. Последние три года средняя стоимость полисов уверенно держалась на уровне 5 600 рублей. На протяжении I полугодия 2022 года разрыв между размером средней премии по ОСАГО для легковых автомобилей физлиц от верхней границы тарифного коридора с учетом регионального коэффициента составлял 30–50% в 60 регионах РФ. Получается страховщики удерживали стоимость полисов на приемлемом для автовладельцев уровне, хотя имели законные основания её повысить, вопреки уже полгода бушующему кризису автозапчастей, который негативно влияет на жизнеспособность сегмента ОСАГО из-за неумолимого увеличения стоимости ремонта. Очевидно, и теперь, после расширения тарифного коридора 13 сентября, стоимость полисов вырастет для высокоаварийных водителей, ведь она напрямую зависит от размеров выплат.

Миф 2. Получать выплату по ОСАГО долго и велик риск отказа

На самом деле, существует закон «Об ОСАГО», которому следует каждая страховая компания в РФ. Согласно пункту 21 статьи 12 закона, страховщик обязан производить страховую выплату в течение 20 календарных дней со дня принятия заявления с требованием о выплате страхового возмещения. Для отказа в выплате у страховой компании должны быть веские основания, поэтому добросовестному автомобилисту бояться абсолютно нечего: страховая компания в обязательном порядке и в назначенный срок выплатит положенную ему сумму.

Это лишний раз подтверждает и статистика: по данным РСА, только за первое полугодие 2022 года было совершено более 1 млн страховых выплат по ОСАГО, что равно аналогичному периоду за 2021 год. Поскольку количество выплат даже в кризисный для сегмента ОСАГО год не изменилось в сравнении с прошлогодним показателем, переживать из-за вероятных отказов у автомобилистов точно нет повода.

Миф 3. Выплата по ОСАГО никогда не покрывает стоимость ремонта

Одно из самых распространенных заблуждений. РСА каждые 3 месяца обновляет справочники запчастей согласно Единой методике определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства от ЦБ РФ. Это позволяет регулярно актуализировать содержащуюся в них информацию по средней стоимости запчастей. Именно от цен в справочниках напрямую зависит сумма страховой выплаты. Процесс обновления справочников абсолютно прозрачен: их выпуску предшествует открытое общественное обсуждение на сайте РСА, принять участие в котором и, соответственно, при необходимости внести коррективы может любой российский автомобилист.

Ежеквартальное обновление справочников запчастей позволяет страховым компаниям корректировать размеры страховых выплат в соответствии с ситуацией на рынке. Например, после вступления в силу 19 июня обновленных справочников запчастей средняя выплата выросла на 13% за один только месяц и в июле составила 80,8 тыс. руб. Таким образом, статистика в очередной раз доказывает, что ОСАГО становится все более клиентоориентированным, а стоимость выплат, которая напрямую зависит от стоимости запчастей в справочниках, корректируется с участием автовладельцев.

11 сентября вступила в силу новая норма Единой методики, введенная ЦБ РФ, согласно которой разрешено определять среднюю цену запчасти только по ценам аналогов оригинальных деталей при отсутствии оригиналов на российском рынке. Первые такие справочники вступят в силу уже 19 октября.

Миф 4. Высокорисковым водителям сложно купить полис: страховые компании отказываются продавать

ОСАГО является самым масштабным социальным проектом на территории РФ. Согласно закону «Об ОСАГО», страховые компании не имеют права отказать автовладельцу в заключении договора обязательный «автогражданки», если последний предоставил все необходимые документы в бумажной или электронной форме. Одновременно специально для высокорисковых категорий автомобилистов, по договорам с которыми страховщики предполагают высокий уровень убыточности, был создан перестраховочный пул в ОСАГО. Он заработал 20 апреля 2022 года, и только за первые три дня работы в перестрахование были переданы 49 тысяч договоров.

Фактически перестраховочный пул повысил доступность страховых полисов для всех «убыточных» категорий автомобилистов: как для таксистов, так и для других автовладельцев-поклонников быстрой езды, часто попадающих в ДТП, поэтому каких-либо сложностей с покупкой полисов у них даже гипотетически возникать не должно. Опять же это лишний раз доказывает неумолимая статистика. Так, в июле 2022 года количество договоров ОСАГО увеличилось на 10% по сравнению с маем, что составило 3, 47 млн. полисов вместо 3,15 млн. Это наглядно показывает отсутствие проблем с покупкой полисов у всех категорий автовладельцев.

В свою очередь, проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает автомобилистам, что доверять пустым слухам в инфополе не стоит, ведь часто в погоне за сенсацией авторы постов и статей могут использовать яркие двусмысленные заголовки и фразы, чем вводят читателей в заблуждение. Как правило, в материалах такого рода встречаются ничем не подкрепленные рассуждения. Лучше руководствоваться статистическими данными, приведенными из официальных источников, например, с сайтов РСА или ЦБ РФ. Это позволит сохранить нервные клетки и постепенно уменьшить количество распространяемой недостоверной информации. Ведь какой толк создавать и поддерживать мифы, в которые никто не будет верить?

Похожие статьи

НСИС готова к расширению ОСАГО на Беларусь

Национальная страховая информационная система (НСИС, 100%-ная дочерняя структура Банка России, оператор АИС страхования) готова к расширению ОСАГО на Беларусь.

Как будет работать механизм выявления водителей без ОСАГО по…

Эксперимент планируется начать 1 марта 2025 года. Разбираемся, как будут выявлять нарушителей и что будет им грозить.

Законодатели хотят упростить оформление ДТП по европротоколу

Правительство внесло в Госдуму законопроект о возможности оформлять электронное извещение о ДТП через госуслуги для всех страхователей ОСАГО.