• 16 апреля, 2017
  • 163

РЕФОРМА ОСАГО: ОТ НАЛОГА К УСЛУГЕ

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

В марте этого года приняты поправки к закону об ОСАГО, вводящие приоритет натуральной формы возмещения над денежной выплатой. Закон отличается от первоначальных предложений страховщиков, и положительные результаты изменений по-настоящему скажутся только через 2–3 года, но уже сейчас понятно: такого ОСАГО у нас еще не было.

Несколько лет назад мегарегулятор и страховщики столкнулись с тем, что необычайно разрослась деятельность так называемых «автоюристов». Суммы, которые они взыскивали со страховщиков, стали уже многомиллиардными: за 2016 год автоюристами, как представителями пострадавшего, было получено почти 40 млрд рублей. Так что целью этого закона с самой первой редакции, которая была очень простой и умещалась на полутора листочках бумаги, было прекращение возможности получения неправомерных выплат автоюристами. По большому счету, стоит задача вытеснить их из судов, как класс, злоупотребляющий правом. Способ, которым предлагалось этого достичь — замена денежной выплаты ремонтом, то есть переход на страховое возмещение в натуральной форме. Эта позиция была поддержана и правительством, и Центральным банком, и Минфином, и всеми страховщиками.

Игорь Юргенс Президент Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА)

Инициатива поправок исходила от РСА и была, в первую очередь, направлена на потребителя. В таком успешном продукте, как автокаско, потребитель может получить нормальную услугу — качественно отремонтированный автомобиль, при этом, что главное — ему ничего не нужно доплачивать за износ запасных частей, которые используются в процессе ремонта. Страховщики предложили изменить закон об ОСАГО так, чтобы износ при ремонте также не учитывался. Это одна из главных, базовых идей.

Вторая идея состояла в том, чтобы при тех улучшениях, которые обеспечат страховщики для потребителя, не увеличился страховой взнос, чтобы за более качественную услугу не пришлось платить больше. Здесь страховщики тоже предложили свои варианты.

Тот законопроект, который был предложен страховщиками, претерпел существенные изменения. Они привели к тому, что только часть потребителей получит хорошую качественную услугу. Причем незначительная часть — на первом этапе внедрения изменений, которые вводятся постепенно.

Закон распространяется только на вновь заключенные договоры. Когда еще по ним произойдут убытки! Это очень длительный и долгий процесс. В таком режиме потребитель почувствует реальные положительные изменения в лучшем случае через год.

При заключении договора ОСАГО потребитель выбирает для себя сразу ту станцию технического обслуживания, на которой от хочет ремонтировать автомобиль. Эта станция должна быть выбрана из списка, предлагаемого страховщиком. По нашему мнению, выбор СТО должен определять страховщик, поскольку он должен компенсировать убытки от износа, а это можно сделать путем распределения ремонтных потоков.

Конечно, может так случиться, что за время действия договора ОСАГО выбранный сервис закрылся, переехал в другое место или ухудшил качество работы и страховая компания расторгла с ним договор. В этом случае страховщик по согласованию предоставит другой сервис или выплатит деньгами.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…