• 8 июля, 2020
  • 164

СЕРВИСЫ ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

Самошин Алексей

Директор по страховым и информационным технологиям ВСС

В этом году Всероссийский союз страховщиков и Российский союз автостраховщиков планируют старт нескольких крупных онлайн-проектов. Какие задачи они решают и на какой стадии находятся, рассказывает Алексей Самошин, директор по страховым и информационным технологиям ВСС.

Современные страховые технологии: Какие информационные системы сейчас действуют в ВСС и РСА? Все ли они разработаны в силу требований законодательства?

Алексей Самошин: В настоящий момент в страховых союзах реализуется ряд крупных проектов федерального уровня. Ключевым, который должен послужить основой для информационных систем всех страховых союзов, является проект «Совершенствование и развитие информационных систем, оператором которых является РСА в соответствии с законодательством Российской Федерации». Начало проекту было положено в конце 2018 года. Сейчас уже разработаны и готовятся к запуску в рамках проекта такие основные модули, как договоры и убытки ОСАГО, расчет КБМ. Их старт намечен на лето 2020 года.

При работе над проектом мы принимали во внимание возможность масштабирования системы не только на автострахование, но и на другие виды страхования с учетом их особенностей. Так, в рамках разработки была введена унификация хранения информации, ее обработки и анализа за счет использования унифицированной модели данных (ядро логической модели), на основе которой строятся структуры данных, специфичные для конкретных страховых продуктов.

В 2019 году идеология, а также ряд технологических решений нашего глобального проекта послужили основой для создания информационной «Системы по страхованию жилья в чрезвычайных ситуациях», ее оператором закон определил ВСС. Сейчас к системе подключено уже более 40 страховых компаний.

Другим крупным и значимым проектом стал «Электронный Европротокол Онлайн». Реализованный в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в ноябре 2019 года и ставший первым из 25 «Супер-сервисов» по трансформации государственных (муниципальных) услуг и сервисов. В проекте автостраховщики выступили партнерами государства в создании сервисов для автовладельцев. Сервис предоставляет возможность автовладельцам оформлять извещения о ДТП в мобильном приложении «Помощник ОСАГО» течение 10-15 минут без участия сотрудников ГИБДД. Особенностью сервиса является то, что извещение подписывается и заполняется двумя участниками, каждым со своего мобильного телефона. Электронное извещение, оформленное в мобильном приложении, полностью равносильно бумажному, подписывается электронной подписью каждого участника. Для упрощения процесса заполнения приложение содержит множество подсказок, при этом персональные данные для оформления извещения предоставляет ЕСИА, а данные о транспортном средстве и полисе ОСАГО предоставляет РСА (АИС ОСАГО). Сейчас, на стадии пилотной эксплуатации, приложение работает в 5 регионах: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и область и республика Татарстан.

Внедрение системы подразумевало настройку взаимодействия 5 масштабных IT-систем, среди которых само мобильное приложение Помощник ОСАГО, единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), единый портал госуслуг, система АИС ОСАГО и информационные системы страховых компаний. Изначально проект задумывался как инструмент Банка России, но в процессе реализации стало очевидно, что его правильнее реализовывать на площадке страхового союза, на этом этапе к нам присоединилось Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Проект с самых первых дней оказался очень востребованным автолюбителями, количество скачиваний достигло нескольких сотен тысяч и первые оформленные ДТП появились прямо в день запуска проекта.

ССТ: Какие преимущества получил страховой рынок при использовании этих систем? С какими трудностями пришлось столкнуться при их использовании? Каким образом эти трудности преодолевались?

А. С.: Несколько лет назад, с появлением электронного ОСАГО, например, РСА столкнулся с новыми вызовами: количество запросов к информационным базам выросло на порядок (пиковые нагрузки резко выросли с 1,5 до 15 млн запросов в сутки), появились новые виды мошенничества в сфере электронного страхования договоров ОСАГО за счет подмены тарифообразующих данных и редактирования электронного полиса.

В то же время из-за законотворческих инициатив органов власти в области новых видов страхования ВСС предстал перед необходимостью в беспрецедентно сжатые сроки стать оператором АИС «Жилье». Эти и другие вызовы потребовали от нас полного пересмотра подхода к развитию информационных систем в страховых союзах. Трансформация требовала осуществить ряд действий, в том числе законодательные изменения и подходы к методологии, создание управляющих комитетов по основным проектам и многое другое. С чем мы успешно справились.

Например, для обеспечения борьбы с мошенническими действиями лиц, оформляющих договоры страхования в электронном виде (подчеркну, в большинстве случаев речь идет о «помощниках» при заключении договора, а не о страхователях), была создана подсистема информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти АИС ОСАГО, которая позволяет проверять данные страховым компаниям для обеспечения их чистоты. Налажена работа с МВД в части проверки водительских удостоверений, паспортов граждан РФ и данных по транспортному средству, ФНС в части проверки юридических лиц. Конечно, остается еще много проблем, скорость и качество ответов государственных систем зачастую не позволяет осуществлять проверки онлайн при заключении договора страхования, есть и другие трудности, которые мы планируем преодолеть.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

БАЛАНС СТРУКТУРЫ РЫНКА ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Усиление регуляторной нагрузки ставит своей целью повышение устойчивости страхового рынка и гарантий для частных потребителей. Однако основная опасность чрезмерного давления —…

СТРАХОВОЙ РЫНОК МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

Для страхового рынка сокращение числа игроков — не всегда благо, а предпринятые меры по ослаблению регуляторной нагрузки в период пандемии коронавируса…

ВИРУС ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ

Пандемия коронавируса не только повлияла на состояние дел в ряде отраслей, но и отразилась на статистике страховых мошенничеств. Какие новые тренды…