- 2 марта, 2024
- 76
СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ESG – НЕОБХОДИМАЯ «ГИГИЕНА» ДЛЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА
Развитие ESG-направлений в страховании благоприятно сказывается не только на трансформации самих компаний сектора и способствует развитию отрасли, но и улучшает социально-экономическую инфраструктуру страны. В СК «Сбербанк страхование жизни» считают, что ESG уже стало необходимой «гигиеной» для страхового бизнеса. Как в самой компании внедряют принципы устойчивого развития, рассказала в интервью Управляющий директор управления методологии и компетенций Наталья Тарасова.
ССТ: Прошло 2,5 года с тех пор как компания начала целенаправленно внедрять повестку ESG. Мы видим, что она достаточно быстро закрепила свою позицию на высоком уровне — близкому к рейтингу ESG Сбера — среди крупных финансовых организаций. Как вам это удалось?
Наталья Тарасова: Действительно, прошло уже 2,5 года с тех пор как мы вслух сказали, что СберСтрахование жизни встает на путь ESG-трансформации. Для достижения вообще любых целей, не важно, в какой области, важны планомерные системные действия. Именно этой логики мы придерживаемся в процессе внедрения ESG-повестки в бизнес-модель компании. У нас есть стратегическое видение, куда мы идем в части устойчивого развития. Задачи мы ставим перед собой ежегодно, иногда чаще, чтобы то, что мы делаем, шло в ногу с экономикой и рынком, и оставалось актуальным.
ССТ: Есть ли верхняя планка по уровню проникновения ESG в компаниях, и как ее можно описать?
Н. Т.: Верхней планкой можно было бы считать наивысший рейтинг ESG, к которому мы, конечно же, стремимся, или какая-нибудь иная метрика, показывающая уровень зрелости этой системы. Но гораздо более важно — быть уверенными и строить бизнес так, чтобы мы могли честно сами себе сказать: да, мы ответственный, устойчивый и человекоцентричный бизнес.
ССТ: Вы лидер среди страховых организаций в ESG-рейтинге НРА — в конце прошлого года агентство впервые присвоило его СберСтрахованию жизни на очень высоком уровне. Есть ли в компании своя шкала уровня ESG?
Н. Т.: Собственную шкалу уровня ESG компания не вводила, да и на текущий момент это кажется избыточным. Есть общепризнанные и согласованные регулятором подходы к оценке уровня зрелости процессов компании в части интеграции ESG принципов, реализованные в оценке рейтинговых агентств. Пока этого, с нашей точки зрения, достаточно. Если вводить какие-либо иные единицы оценки — главное, чтобы они были прозрачными и едиными для всего рынка. При этом у нас ориентир — это Сбер, который сегодня является признанным лидером профильных рейтингов и рэнкингов бизнес-компаний по устойчивому развитию — включая НКР, НРА, Эксперт РА и другие агентства.
ССТ: В своих интервью генеральный директор компании Игорь Кобзарь рассказал, что фокусом трехлетней стратегии является человекоцентричность. Можете описать, какую роль она будет играть в рамках ESG-повестки компании?
Н. Т.: Человек — это основной фокус нашей компании и Группы Сбера, и это не только про ESG-повестку. Сберстрахование жизни, в первую очередь, защищает интересы клиента и его благосостояние в силу специфики своего бизнеса. Компания всегда ставила человека в центр своей модели. Человекоцентричность — это выход «за рамки договора», это значит — сначала видеть человека с его жизненной ситуацией, долгосрочными интересами и целями, и только потом клиента. И этот подход отлично ложится в наше понимание себя, как страхового института, который не только в ESG-деятельности, а вообще глобально в рамках своей социальной функции бизнеса может положительно повлиять на здоровье и благосостояние нации, на ее финансовую грамотность и на множество других социально-экономических факторов.
Человек — это основной фокус нашей компании и Группы Сбера, и это не только про ESG-повестку. Сберстрахование жизни, в первую очередь, защищает интересы клиента и его благосостояние в силу специфики своего бизнеса.
ССТ: Насколько, по вашему мнению, рынок страхования заинтересован в устойчивом развитии?
Н. Т.: Соблюдение принципов ESG, с моей точки зрения, это уже необходимая «гигиена» для страхового бизнеса. Да, можно не называть что-то понятием ESG, но, например, корректное и грамотное управление рисками — это обязательное условие для страховщика. Забота о сотрудниках, просветительская деятельность среди населения — тоже уже стандарт. Понятно, что не все компании могут позволить себе выделить специальную команду или отдельный, например, благотворительный бюджет, но минимум, на наш взгляд, делать нужно. Отвечая на вопрос, кажется, что рынок должен быть заинтересован в соблюдении стандартов ESG. Ведь страхование — это про защиту и уверенность, а как давать уверенность клиентам, если ты не заинтересован в устойчивости твоего бизнеса?
ССТ: Какие наблюдаете тренды ESG в 2024 году и как они «ложатся» на страховой рынок?
Н. Т.: В последнее время мы наблюдаем растущий интерес страхового регулятора, Центрального банка, к вопросам ESG в общем, а также к наличию нефинансовой отчетности. Есть уже рекомендации ЦБ в части того, что и как отражать в этой отчетности. Кроме того, Банк России опубликовал в конце 2023 года рекомендации по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития.
Это значит, что ESG в фокусе, и страховой рынок не исключение.
ССТ: Могли бы вы оценить долю проникновения ESG в продукты компании и бизнеса в целом? Внедряете ли ESG в свои продукты?
Н. Т.: Полтора года назад мы первыми на рынке запустили линейку новых продуктов на базе unit-linked, обеспечивающих инвесторам страховую защиту и возможность активно управлять вложенными средствами через выбор рыночной стратегии. В настоящий момент клиентам, в зависимости от их риск-аппетита, по программе «Управляемый капитал» доступны девять готовых стратегий, а также индивидуальные стратегии. Таким образом, стратегии включают ESG компоненты, отвечающие запросам клиента.
Если говорить в целом, то ESG — это не только про соблюдение «зеленой» повестки, это еще и забота о здоровье нации. Поэтому любой защитный продукт, включающий покрытие от болезней, а также предоставляющий организацию лечения, компенсацию расходов на него или сервисы поддержки здоровья — это уже априори продукт ESG. Все наши продукты, так или иначе, можно отнести к ESG — мы, как компания по страхованию жизни, в первую очередь заботимся о долголетии и здоровье каждого клиента.
ССТ: Вы уделяете большое вниманию благотворительности и волонтерству. Могли бы вы назвать самые значимые проекты, которые планируете реализовать в 2024 году?
Н. Т.: На 2024 год, как и на предыдущий, у нас запланировано много социальных проектов. Как и ранее, команда доноров сдает кровь, нас с каждым днем становится все больше. Мы продолжаем проводить вебинары и очные курсы по финансовой и страховой грамотности для абсолютно разных аудиторий. Мы поддерживаем фонды, которые помогают людям получить протезы конечностей. Мы системно работаем над тем, чтобы как можно больше детей знали о серьезности сердечно-сосудистых заболеваний, а также о том, как опознать инсульт и что нужно сделать, чтобы максимально быстро помочь спасти человека.
В конце прошлого года мы начали системно поддерживать благотворительный фонд «Добрый дом» и социальную гостиницу, где живут семьи со всей России с детьми, проходящими лечение от онкологии в Москве. Продолжим так делать и в этом году.
ССТ: Какое внимание уделяете ответственному корпоративному управлению?
Н. Т.: Корпоративному управлению мы с первого дня придаем такое же высокое значение, как и социальной и экологической составляющим. У нас зрелая система управления рисками, высокий уровень кибербезопасности, корпоративное управление в СберСтраховании жизни соответствует лучшим практикам и нормам. Безусловно, мы на этом не останавливаемся, а двигаемся в ногу с последними законодательными изменениями и внутренними требованиями.