• 2 марта, 2024
  • 76

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ESG – НЕОБХОДИМАЯ «ГИГИЕНА» ДЛЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА

Тарасова Наталья

Управляющий директор СК «Сбербанк страхование жизни»

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ESG – НЕОБХОДИМАЯ «ГИГИЕНА» ДЛЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА

Развитие ESG-направлений в страховании благоприятно сказывается не только на трансформации самих компаний сектора и способствует развитию отрасли, но и улучшает социально-экономическую инфраструктуру страны. В СК «Сбербанк страхование жизни» считают, что ESG уже стало необходимой «гигиеной» для страхового бизнеса. Как в самой компании внедряют принципы устойчивого развития, рассказала в интервью Управляющий директор управления методологии и компетенций Наталья Тарасова.

ССТ: Прошло 2,5 года с тех пор как компания начала целенаправленно внедрять повестку ESG. Мы видим, что она достаточно быстро закрепила свою позицию на высоком уровне — близкому к рейтингу ESG Сбера — среди крупных финансовых организаций. Как вам это удалось?

Наталья Тарасова: Действительно, про­шло уже 2,5 года с тех пор как мы вслух сказали, что СберСтрахование жизни встает на путь ESG-трансформации. Для достижения вообще любых целей, не важ­но, в какой области, важны планомерные системные действия. Именно этой логики мы придерживаемся в процессе внедрения ESG-повестки в бизнес-модель компании. У нас есть стратегическое видение, куда мы идем в части устойчивого развития. Задачи мы ставим перед собой ежегодно, иногда чаще, чтобы то, что мы делаем, шло в ногу с экономикой и рынком, и остава­лось актуальным.

ССТ: Есть ли верхняя планка по уровню проникновения ESG в компаниях, и как ее можно описать?

Н. Т.: Верхней планкой можно было бы считать наивысший рейтинг ESG, к ко­торому мы, конечно же, стремимся, или какая-нибудь иная метрика, показываю­щая уровень зрелости этой системы. Но гораздо более важно — быть уверенными и строить бизнес так, чтобы мы могли честно сами себе сказать: да, мы ответ­ственный, устойчивый и человекоцен­тричный бизнес.

ССТ: Вы лидер среди страховых орга­низаций в ESG-рейтинге НРА — в конце прошлого года агентство впервые при­своило его СберСтрахованию жизни на очень высоком уровне. Есть ли в ком­пании своя шкала уровня ESG?

Н. Т.: Собственную шкалу уровня ESG компания не вводила, да и на текущий момент это кажется избыточным. Есть общепризнанные и согласованные регуля­тором подходы к оценке уровня зрелости процессов компании в части интеграции ESG принципов, реализованные в оценке рейтинговых агентств. Пока этого, с нашей точки зрения, достаточно. Если вводить ка­кие-либо иные единицы оценки — главное, чтобы они были прозрачными и едиными для всего рынка. При этом у нас ориен­тир — это Сбер, который сегодня явля­ется признанным лидером профильных рейтингов и рэнкингов бизнес-компаний по устойчивому развитию — включая НКР, НРА, Эксперт РА и другие агентства.

ССТ: В своих интервью генеральный директор компании Игорь Кобзарь рассказал, что фокусом трехлетней стратегии является человекоцентрич­ность. Можете описать, какую роль она будет играть в рамках ESG-повестки компании?

Н. Т.: Человек — это основной фокус нашей компании и Группы Сбера, и это не только про ESG-повестку. Сберстрахо­вание жизни, в первую очередь, защищает интересы клиента и его благосостояние в силу специфики своего бизнеса. Компа­ния всегда ставила человека в центр своей модели. Человекоцентричность — это выход «за рамки договора», это значит — сначала видеть человека с его жизненной ситуацией, долгосрочными интересами и целями, и только потом клиента. И этот подход отлично ложится в наше понима­ние себя, как страхового института, кото­рый не только в ESG-деятельности, а вооб­ще глобально в рамках своей социальной функции бизнеса может положительно повлиять на здоровье и благосостояние нации, на ее финансовую грамотность и на множество других социально-эконо­мических факторов.

Человек — это основной фокус нашей компании и Группы Сбера, и это не только про ESG-повестку. Сберстрахование жизни, в первую очередь, защищает интересы клиента и его благосостояние в силу специфики своего бизнеса.

ССТ: Насколько, по вашему мнению, рынок страхования заинтересован в устойчивом развитии?

Н. Т.: Соблюдение принципов ESG, с моей точки зрения, это уже необходимая «ги­гиена» для страхового бизнеса. Да, можно не называть что-то понятием ESG, но, например, корректное и грамотное управ­ление рисками — это обязательное условие для страховщика. Забота о сотрудниках, просветительская деятельность среди населения — тоже уже стандарт. Понят­но, что не все компании могут позволить себе выделить специальную команду или отдельный, например, благотворительный бюджет, но минимум, на наш взгляд, делать нужно. Отвечая на вопрос, кажется, что рынок должен быть заинтересован в соблю­дении стандартов ESG. Ведь страхование — это про защиту и уверенность, а как давать уверенность клиентам, если ты не заинте­ресован в устойчивости твоего бизнеса?

ССТ: Какие наблюдаете тренды ESG в 2024 году и как они «ложатся» на стра­ховой рынок?

Н. Т.: В последнее время мы наблюдаем растущий интерес страхового регулято­ра, Центрального банка, к вопросам ESG в общем, а также к наличию нефинансовой отчетности. Есть уже рекомендации ЦБ в части того, что и как отражать в этой отчетности. Кроме того, Банк России опу­бликовал в конце 2023 года рекомендации по предоставлению (раскрытию) финансо­выми организациями информации клиен­там о финансовых продуктах устойчивого развития.

Это значит, что ESG в фокусе, и страховой рынок не исключение.

ССТ: Могли бы вы оценить долю про­никновения ESG в продукты компании и бизнеса в целом? Внедряете ли ESG в свои продукты?

Н. Т.: Полтора года назад мы первыми на рынке запустили линейку новых про­дуктов на базе unit-linked, обеспечивающих инвесторам страховую защиту и возмож­ность активно управлять вложенными средствами через выбор рыночной страте­гии. В настоящий момент клиентам, в зави­симости от их риск-аппетита, по программе «Управляемый капитал» доступны девять готовых стратегий, а также индивидуаль­ные стратегии. Таким образом, стратегии включают ESG компоненты, отвечающие запросам клиента.

Если говорить в целом, то ESG — это не только про соблюдение «зеленой» по­вестки, это еще и забота о здоровье нации. Поэтому любой защитный продукт, вклю­чающий покрытие от болезней, а также предоставляющий организацию лечения, компенсацию расходов на него или сервисы поддержки здоровья — это уже априори продукт ESG. Все наши продукты, так или иначе, можно отнести к ESG — мы, как компания по страхованию жизни, в первую очередь заботимся о долголетии и здоровье каждого клиента.

Страхование — это про защиту и уверенность, а как давать уверенность клиентам, если ты не заинтересован в устойчивости твоего бизнеса?

ССТ: Вы уделяете большое вниманию благотворительности и волонтерству. Могли бы вы назвать самые значимые проекты, которые планируете реализо­вать в 2024 году?

Н. Т.: На 2024 год, как и на предыдущий, у нас запланировано много социальных проектов. Как и ранее, команда доноров сдает кровь, нас с каждым днем становится все больше. Мы продолжаем проводить вебинары и очные курсы по финансовой и страховой грамотности для абсолютно разных аудиторий. Мы поддерживаем фонды, которые помогают людям полу­чить протезы конечностей. Мы системно работаем над тем, чтобы как можно больше детей знали о серьезности сердечно-со­судистых заболеваний, а также о том, как опознать инсульт и что нужно сделать, чтобы максимально быстро помочь спасти человека.

В конце прошлого года мы начали систем­но поддерживать благотворительный фонд «Добрый дом» и социальную гостиницу, где живут семьи со всей России с детьми, про­ходящими лечение от онкологии в Москве. Продолжим так делать и в этом году.

ССТ: Какое внимание уделяете ответ­ственному корпоративному управлению?

Н. Т.: Корпоративному управлению мы с первого дня придаем такое же высокое значение, как и социальной и экологиче­ской составляющим. У нас зрелая система управления рисками, высокий уровень кибербезопасности, корпоративное управ­ление в СберСтраховании жизни соот­ветствует лучшим практикам и нормам. Безусловно, мы на этом не останавливаем­ся, а двигаемся в ногу с последними законо­дательными изменениями и внутренними требованиями.

УПРАВЛЯЕМЫЙ КАПИТАЛ

Похожие статьи

ПЕРВЫЙ ПРИОРИТЕТ

ПЕРВЫЙ ПРИОРИТЕТ

Человекоцентричность означает готовность страховщика всегда вставать на сторону человека в сложной для него жизненной ситуации. Важно, чтобы взаимодействие с компанией было…
ESG ТРЕБУЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

ESG ТРЕБУЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

В продвижении ESG-повестки важно фокусироваться не на принципах и лозунгах, а на практических шагах. Нужно, чтобы мероприятия в сфере устойчивого развития…

Портфель ответственного финансирования Сбера превысил 3,7 трлн рублей

Объём портфеля ответственного финансирования Сбера вырос на 27% с начала года и достиг 3,7 трлн рублей. Как отметил Александр Ведяхин, интерес…