- 30 мая, 2025
- 24
Страхование на раз-два-три

Платформенная экономика коснулась и страхования. Не только сами страховые полисы можно купить на маркетплейсе финансовых услуг. Скоро продавцы (селлеры) любых маркетплейсов смогут застраховать свои риски с помощью специального страхового продукта. Заместитель директора по корпоративному бизнесу по имущественному страхованию АО «АльфаСтрахование» Татьяна Лаврова представила новый страховой продукт, который уже доказал свою востребованность.
ССТ: В чем суть страхования селлеров?
Татьяна Лаврова: Сейчас все больше людей зарабатывают торговлей на маркетплейсах и, как при любой предпринимательской деятельности, сталкиваются с рисками. Страховать все отдельно — тут перевозка, тут хранение, тут претензии от покупателей — слишком сложно. Поэтому мы создали страховой продукт, который может защитить интересы селлера на всем его коммерческом пути.
Для разработки оптимального продукта мы совместно с партнерами провели ряд исследований — опросов и интервью. Предприниматели, торгующие на маркетплейсах, рассказали, с какими именно рисками они сталкиваются, чего больше всего опасаются, и где несут основные убытки. Были и неожиданности: мы ждали ответов про складские пожары, но оказалось, что основная проблема селлеров — это расходы на обратную логистику, которые возникают при отказе покупателя от товара.
ССТ: А кто несет ответственность за сохранность товара на складе и при перевозке — селлер или маркетплейс?
Т. Л.: Зависит от того, чей склад и кто перевозит товар. Маркетплейс ведь в любом случае везет не сам, а через транспортную компанию, которая в конечном счете тоже несет ответственность. Но чтобы получить со всех причастных компенсацию в случае повреждения груза, понадобится много времени и судебных разбирательств. Продавец товара не готов ждать, когда найдется тот крайний виновник, который всем по цепочке возместит убыток. Для него вопрос скорости возмещения очень важен.
Но надо отметить, что даже если за убыток отвечает маркетплейс, наши продукты не предполагают суброгации к нему. Нет такого, что мы платим возмещение, а потом получаем с площадки. То есть, продукт защищает интересы и селлера, и площадки.
ССТ: Какие риски включены в продукт?
Т. Л.: Это конструктор с набором рисков. Обычно селлеры оформляют договоры страхования на тех площадках, где они делают бизнес. Партнером страховщика является маркетплейс, который набирает из конструктора и предлагает селлеру либо сразу какую-то стандартную «коробочку» с твердым набором рисков, либо конструкцию, в которой селлер может какие-то риски добавлять или убирать.
Основная проблема селлеров — это расходы на обратную логистику, которые возникают при отказе покупателя от товара
Обычно сначала внедряются именно «коробки», а потом уже развитие продукта идет через выбор потребителем того объема покрытия, который ему интереснее. Среди стандартных рисков — пожары на складе или в ПВЗ, любые повреждения при перевозке, кражи, заливы, механические повреждения товара на любом этапе. Более экзотические — потеря товара, подмена покупателем, риски курьерской доставки или убытки от недоступности сайта. Кроме того, преимуществом продуктов, которые мы сейчас предлагаем селлерам через площадки, мы считаем возможность страховать расходы на обратную логистику.
ССТ: Вы рекомендуете клиентам покупать отельные риски или сразу комплекс?
Т. Л.: Мы рекомендуем комплексное покрытие по трем причинам.
3 причины покупать комплексное покрытие
- Минимальная разница в цене.
При выборочном страховании клиент всегда выберет самую проблемную для себя зону, в которой он несет максимальные убытки, и страховать которую поэтому стоит дороже всего.
- Полное страховое покрытие.
При выборочном страховании часть операций останется незастрахованной, а убыток может произойти и там.
- Быстрое получение выплаты при убытке.
Если застраховано что-то одно, например, кража при перевозке, страховая компания должна установить, что произошло именно это событие. А это требует проверки и занимает время.
Поэтому мы рекомендуем страховать от всех рисков, и тогда выплату можно получить легко и быстро без разбирательств по поводу того, где именно пропал товар или по какой причине он был поврежден. Страховая защита предоставляется на весь срок до момента выдачи товара покупателю и автоматически возобновляется в случае его возврата.
ССТ: Есть еще специфика, свойственная именно маркетплейсам?
Т. Л.: Да, например, случаи подмены товара покупателем. Реальный случай: покупали норковую шубу, а вернули кролика. Очень много примеров, когда обратно в коробку кладут поношенные вещи. Сотруднику пункта выдачи заказов сложно отличить подмену. При этом подменить товар могут как в примерочной, так и дома, потому что его можно вернуть в течение какого-то времени. Такое недобросовестное поведение покупателей — это отдельный риск, который мы тоже страхуем.
Другая специфичная группа рисков — это все, что связано с использованием технологий. Селлеры продают товары через онлайн-витрину, и из-за DDoS-атак, фишинга, подменных сайтов и пр. оборот селлера снижается очень сильно.
Кроме того, селлеры часто вкладывают большие деньги в раскрутку своего сайта, в рейтинги, чтобы у них была хорошая поисковая выдача. И если эту страничку похищают, это тоже может быть потенциальным убытком. Поэтому киберстрахование актуально для селлеров.
ССТ: По таким продуктам большая убыточность?
Т. Л.: Сейчас мы на стадии пилота, поэтому не могу ответить на ваш вопрос. Пока мы собираем фактуру и смотрим на реальный процесс: кто страхуется, что у них происходит, их реальные действия, картина убытка. На пилоте убыточность может быть выше 100%, важно вовремя ее скорректировать.
Недобросовестное поведение покупателей — это отдельный риск, который мы тоже страхуем
Очень неожиданные факторы влияют на убыточность. Например, то, насколько тщательно селлер заполняет карточку своего товара, насколько хорошо фотография отражает его реальный вид, насколько правильно он описывает его с точки зрения потребительских свойств — это влияет на количество возвратов, влияет на расходы на обратную логистику и, соответственно, на экономику страхового продукта.
Имеют значение и сезонность, и поведение самих селлеров по отношению друг к другу. Например, мы сейчас внимательно следим за ситуациями, когда селлеры специально заказывают товары у своих конкурентов в удаленные населенные пункты, чтобы вывести их из продажи. С одной стороны — это рост расходов на обратную логистику, а с другой — убытки самих селлеров от вынужденного простоя. Хочется включить в продукт возмещение таких убытков, вот сейчас пытаемся научиться их считать.
ССТ: Как вы оцениваете риски?
Т. Л.: Андеррайтинг каждого селлера мы, конечно, не делаем — здесь речь идет скорее об андеррайтинге канала. Наша задача организовать процесс так, чтобы правильно рассчитать убыточность и не допустить антиселекцию риска, то есть ситуацию, когда канал создает привлекательные условия для страхования рисков «плохого» качества и неинтересные условия для «хороших».
ССТ: Какой срок получения страховой выплаты?
Т. Л.: В продукте правило: получение выплаты в три шага за три дня. Нам важно, чтобы клиент мог все сделать на раз-два-три.
ССТ: Как происходит оформление убытка?
Т. Л.: Около 90 % убытков урегулируем без дополнительных экспертиз и осмотров. Страховщик практически в режиме реального времени видит заполненные данные, подгруженные документы, фотографии и т. п. У нас разработаны алгоритмы упрощенного порядка определения размера страховой выплаты при повреждении товара на основании данных визуального осмотра. Если селлер не согласен, он может представить документы с более детальной информацией и получить более точный расчет. То есть, мы даем, с одной стороны, простоту и скорость, а с другой — выбор.
ССТ: Есть ли ограничения по сумме выплаты?
Т. Л.: Да, конечно, в любом договоре страхования есть предел выплат — страховая сумма. В идеале она должна быть равной витринной стоимости товара, но в коробочных продуктах для маркетплейсов, как правило, есть лимит выплаты на один заказ. Мы всегда смотрим профиль стоимости товаров — лимита должно хватать не менее чем на 90 % всех товаров, которые торгуются на площадке. А селлеры, которые торгуют дорогими товарами, всегда могут докупить покрытие напрямую в АльфаСтраховании.
У нас разработаны алгоритмы упрощенного порядка определения размера страховой выплаты при повреждении товара на основании данных визуального осмотра.
ССТ: Насколько этот бизнес интересен для компании? Какие у вас планы?
Т. Л.: Сейчас у нас стадия «пилота», который обычно длится от несколько месяцев до полугода. Пилот показывает востребован продукт или нет, и что нужно поменять. За два месяца застраховано больше 340 тыс. заказов, объем ответственности — более 2 млрд рублей. Мне кажется, это говорит о том, что наш продукт востребован.
Сейчас наша задача не заработать, а создать нужный и недорогой продукт. Если мы с этой задачей справимся (а я в этом уверена), то продукт будет масштабироваться и приносить прибыль. А дальше мы будем должны его постоянно улучшать, чтобы оставаться лидерами на конкурентном рынке.