• 7 июля, 2023
  • 81

ТАКСИ БЕЗ ДИСКРИМИНАЦИИ

Васильев Евгений

Вице-президент ВСС

ТАКСИ БЕЗ ДИСКРИМИНАЦИИ

Сегодня пассажиры такси гораздо хуже защищены страхованием в случае ДТП, чем те, кто пользуется другими видами общественного транспорта. Однако уже в весеннюю сессию ожидается принятие законопроекта, который, наконец, выровняет размер компенсаций при нанесении вреда пассажирам, будь то автобус, троллейбус или такси. Директор по методологии РСА Евгений Васильев ответил на несколько вопросов нашего журнала.

ССТ: Сейчас активно обсуждаются изменения в отдельные законодательные акты в части введения обязательного страхования гражданской ответствен­ности перевозчиков для легковых такси. Чего касаются основные темы обсуждения?

Евгений Васильев: Причина разработки законопроекта — проблемы безопасности пассажиров, пользующихся услугами легко­вых такси, и низкая финансовая защищен­ность данной категории пассажиров в слу­чае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу при перевозках.

Такси — популярный вид пассажирского транспорта, здесь работают сотни тысяч во­дителей, они перевозят миллионы пассажи­ров. Все они должны получить адекватную компенсацию, если машина попадает в ДТП.

Надо отметить, что такси — очень ава­рийный вид транспорта: частота аварий, виновниками которых становятся водители такси, в 7 раз превышает среднюю частоту ДТП по стране. Каждый год каждое третье такси становится причиной аварии, в ре­зультате которой причиняется вред другим участникам дорожного движения, пассажи­рам или пешеходам.

ССТ: Как решается проблема высокой аварийности такси?

Е. В.: Проблему эту необходимо решать комплексно, в первую очередь — повышая требования к водителям, допускаемым к работе. В то же время такси — это массо­вый вид транспорта, и необходимо, чтобы его пассажиры были обеспечены не мень­шей страховой защитой, чем пассажиры автобуса, троллейбуса или поезда.

Сейчас каждый владелец такси должен иметь полис ОСАГО. Страхование обеспе­чивает выплату пострадавшим пассажирам в размере до 500 тыс. руб., что в 4 раза меньше предельной суммы, которую можно получить при ДТП автобуса, троллейбуса или трамвая. Получается, что пассажиры такси почему-то защищены хуже.

ССТ: Все ли водители такси действи­тельно имеют полисы ОСАГО?

Е. В.: К сожалению, нет. Ситуация как раз осложняется тем, что не все владель­цы такси страхуют свою ответственность по ОСАГО. Часть водителей вообще не покупает полис ОСАГО. Дело в том, что из-за высокой аварийности такси полис ОСАГО получается для них дороже, чем для обычного автомобиля. Водители такси так пытаются экономить. Еще часть водителей не указывают, что машина ис­пользуется как такси, и оформляют «авто­гражданку», как для обычного автомобиля. Это видно из сравнения статистики АИС ОСАГО и количества такси, зарегистриро­ванных в региональных реестрах.

ССТ: Разве страховая компания не име­ет возможности проверить, как использу­ется транспортное средство?

Е. В.: Реестры такси ведутся на региональ­ном уровне в разных форматах, единого реестра такси не существует. Проверять каждого водителя, оформляющего ОСАГО на предмет — таксист он или нет, задача совершенно нереализуемая.

Страхование обеспечивает выплату пострадавшим пассажирам в размере

до 500 тыс. руб.,

что в 4 раза меньше предельной суммы, которую можно получить при ДТП автобуса, троллейбуса или трамвая.

ССТ: Что произойдет при ДТП, если у таксиста нет ОСАГО?

Е. В.: В ряде случаев пострадавшему в ДТП пассажиру такси такая выплата не может быть произведена в силу законо­дательства.

Так, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 1079 ГК РФ, вред, причиненный в ре­зультате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. Таким образом, лицо, причинившее вред, осво­бождается от выплаты возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. То есть если вред пассажиру такси причинен в результате столкновения двух автомобилей, и водитель такси не виновен в аварии, выплата пассажиру по договору ОСАГО в отношении автомобиля такси произведена быть не может. В то же время закон о страховании ответственности пе­ревозчиков перед пассажирами защищает пассажиров и в таких ситуациях.

В ОСАГО важно понятие вины. Здесь не важно, такси или не такси — важно, кто виноват. Если в ДТП виноват води­тель другой машины, то вступает в силу его полис ОСАГО. Если виноват водитель такси, а полиса ОСАГО у него нет, в таком случае пострадавшие пассажиры могут обратиться в компенсационный фонд РСА. Компенсационный фонд произведет положенную выплату компенсации. Но здесь есть особенность: придется ждать официального установления виновника ДТП, а это занимает порой достаточно много времени.

ТАКСИ – ОЧЕНЬ АВАРИЙНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА:

ССТ: А как работает закон о страхо­вании жизни и здоровья пассажиров в других видах транспорта?

Е. В.: В России действует закон о стра­ховании гражданской ответственности перевозчика — ОСГОП. Он распростра­няется на всех перевозчиков, кроме такси и метро. По этому закону, вне зависимости от того виновен или не виновен води­тель, пассажир может получить страхо­вую выплату до 2 млн рублей. Причем здесь пострадавшему пассажиру ничего не нужно ждать. Нужны только медицин­ские документы, подтверждающие степень вреда здоровью.

ССТ: В экспертном сообществе сейчас проходят дискуссии о том, что стра­хование по предложенной схеме, как в ОСГОП, подходит только для автопар­ков, а для таксистов, работающих как са­мозанятые — неприменимо. Вы согласны с этим?

Е. В.: У нас есть очень много водителей, которые работают как частные предпри­ниматели. Существует мнение, что если таксист — частный предприниматель, то он может менять машину, на которой работает, чуть ли не каждый день. И это представляет проблему для заключения договора страхования.

Такое мнение не соответствует действи­тельности. Для получения разрешения на работу в качестве такси самозанятый получает разрешение в муниципалитете на конкретную машину. Разрешение вы­дается на пять лет. Если предприниматель меняет машину, ему необходимо получить новое разрешение, поэтому схема с еже­дневной сменой автомобилей нерабочая. Но если уж так случилось, что автомобиль необходимо заменить, то и страховку на него необходимо будет оформить.

Поэтому какой-то острой проблемы с за­ключением полиса по страхованию своей ответственности мы не видим.

Также стоит отметить, что если по каким-то причинам таксист перехо­дит с одной машины на другую внутри года, то есть до истечения срока полиса, то он должен исключить из реестра такси первую машину и включить в реестр вто­рую. В таком случае договор страхования первой машины будет расторгнут. Страхо­вая компания выплатит водителю день­ги за неистекший период страхования. Эти деньги водитель сможет направить на оплату нового договора.

Кроме того, к моменту, когда закон всту­пит в силу, все страховщики, работающие по ОСГОП, реализуют на своих сайтах личные кабинеты для страхователей, кото­рые позволят в электронном виде пода­вать заявление на страхование и вносить изменения в действующий полис. Большой нагрузки на водителя по оформлению договора страхования не ляжет.

ССТ: Станет ли поездка на такси доро­же из-за необходимости покупки нового полиса?

Е. В.: Полис ОСАГО для такси дорогой потому, что такси часто попадают в ДТП, и при этом страдает железо. Машина тре­бует ремонта. Жизнь и здоровье пассажи­ров страдают достаточно редко.

Всероссийский союз страховщиков про­вел предварительные расчеты, и по ним затраты на страхование ответственности перевозчика перед пассажирами для такси составят 52 коп. на поездку. Возмещение по такому полису за вред жизни, здоровью или имуществу каждого пассажира состав­ляет до 2 млн руб.

Принятие законопроекта в весеннюю сес­сию позволит, наконец, выровнять размер компенсаций при нанесении вреда пасса­жирам на всем общественном транспорте.

Похожие статьи

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

На рынке ОСАГО наблюдаются позитивные тенденции, отмечает вице-президент ВСС Евгений Васильев. В своем интервью он рассказывает читателям о том, какие изменения…
ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ОСАГО на российском рынке действует уже более 20 лет, но этот социально значимый вид страхования по-прежнему находится в фокусе внимания законодателей.…
ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Пятилетний опыт и практика работы финансовых уполномоченных свидетельствуют, с одной стороны, о зрелости данного института, с другой — о необходимости решения…