- 13 марта, 2019
- 161
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Светлана Радионова считает, что главным результатом начавшейся в России «экологической реформы» должно стать формирование конструктивного взаимодействия между природоохранным блоком, всеми органами и уровнями власти, бизнес-сообществом и жителями нашей страны.
Современные страховые технологии: Миссия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сформулирована как «обеспечение экологической безопасности и повышение эффективности экологического надзора». Что это значит для Вас, как руководителя Службы?
Светлана Радионова: У нас нет иного пути развития, кроме как объединиться с бизнесом для совместной работы в этом направлении. Необходимо настроить процесс так, чтобы бизнес мог более эффективно функционировать в строгом соответствии с действующим природоохранным законодательством. Работать динамично, с большей выгодой, используя новейшие технологии, и, вместе с тем, повернувшись лицом к населению, не игнорируя проблемы, которые стоят перед простыми людьми. На сегодняшний момент важно учитывать интересы всех сторон.
Я думаю, что именно крупный бизнес, промышленность должны задавать тон, показывать всей стране пример, как вести работу, не принося вреда экологии. Надеюсь, и Росприроднадзор зарекомендует себя как образец работы контролирующего органа власти. Служба не обладает законотворческой инициативой, но мы можем формировать предложения по оптимизации нормативных правовых актов.
Недавно председатель правительства объявил о режиме «регуляторной гильотины ». Это означает актуализацию обязательных требований к бизнесу при проведении проверочных мероприятий. При этом режиме исключаются излишние, дублирующие, устаревшие требования. Росприроднадзор — первый надзорный орган, который будет работать по данному алгоритму. Все задачи, которые ставит правительство, принимаются к безусловному исполнению.
В мировой практике широко применяется страхование экологических рисков. Думаю, что и в России мы могли бы обсудить на разных площадках такую возможность — повышение ответственности предприятий за нанесенный вред экологии через использование механизмов страхования.
ССТ: Какова роль научной общественности в Вашей работе?
С. Р.: Проблемы производства и проблемы экологии, развитие технологий и воздействие на окружающую среду неразрывно связаны. Я думаю, что нам необходимо создать Научно-технический совет. Он должен стать площадкой, где начнется обсуждение общих проблем. Бизнес получит возможность высказаться о том, какие нормы востребованы, логичны, более экономически выгодны производству и при этом защищают интересы населения в вопросах экологии. В этом случае мы вместе будем проходить административные процедуры, совместная работа станет прозрачной для всех заинтересованных сторон. И, безусловно, наша работа должна быть нацелена на результат. Население — основной потребитель и оценщик качества работы власти и бизнеса.
Правила надзора должны позволять бизнесу эффективно развиваться. В этом случае бизнес будет больше вкладывать в обеспечение экологического благополучия нашей страны. Чем более экологичные технологии мы применим, тем меньший вред окружающей среде мы нанесем. Но важно, чтобы к локомотиву крупного бизнеса прицепились «вагончики» среднего и малого бизнеса — тогда этот поезд привезет нас в чистую окружающую среду. Понимаю, что впереди долгая, сложная, кропотливая работа. Придется доказать каждую норму, каждый шаг. Но я думаю, что у нас будет много интересных идей, и мы к такой работе готовы.
ССТ: Некоторые эксперты говорят о низкой степени экологической ответственности в России. Как повысить ответственность хозяйствующих субъектов?
С. Р.: Конечно, одним из направлений решения этой проблемы является экологическое просвещение, но это не единственный способ повысить ответственность бизнеса. Расширение экономических свобод для участников хозяйственной деятельности предполагает усиление ответственности за экологические правонарушения. Важно, чтобы реализовался принцип неотвратимости наступления ответственности.
В мировой практике широко применяется страхование экологических рисков. Думаю, что и в России мы могли бы обсудить на разных площадках такую возможность — повышение ответственности предприятий за нанесенный вред экологии через использование механизмов страхования. Но это пока идея, которая требует серьезной проработки.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- сокращен срок проведения государственной экологической экспертизы с 3 до 2 месяцев;
- уточнены объекты государственной экологической экспертизы;
- урегулированы отдельные пробелы, связанные с введением с 1 января 2019 года дифференцированной системы нормирования в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- урегулирован порядок получения разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.