• 20 мая, 2019
  • 148

Личная инфляция ушла в минус

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Если в марте дефлятор впервые с начала года уступил по размеру официальной инфляции, то в апреле он вообще ушел в минус. Так, при официальном значении инфляции в 0,3%, рассчитанном Росстатом в апреле, дефлятор в том же периоде показал динамику в -0,2%. Таким образом, накопленные значения двух индексов с начала года продолжили сближение. И если по итогам марта разница между ними составляла 0,6%, то с учетом апрельских результатов дефлятор оказался выше инфляции всего на 0,1%.

«Общее снижение повседневных расходов, сопровождаемое снижением же размера среднего чека, говорит и о традиционной апрельской стабилизации потребления, но также и об активной экономии, – поясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – В попытках противостоять очередному витку роста цен наши соотечественники занялись интенсивными поисками лучших промо предложений на привычные товары. Кривая дефлятора в первые четыре месяца текущего года показывает, что определенных результатов российским потребителям удалось достигнуть уже в марте. В апреле же личная инфляция однозначно победила официальную».

Итак, действительно, в апрельском снижении дефлятора до минусовой зоны «виноваты», в первую очередь, товары, за которые россиянам удалось в среднем платить на -0,6%, чем месяцем ранее. Цены на бензин показали почти неуловимую, но отрицательную динамику в -0,02%. Цены на услуги ЖКХ в среднем также остались на уровне предыдущего месяца. Совокупность этих факторов и привела дефлятор к отрицательному значению.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Хороший соцпакет, просторная зона отдыха и обучение — россияне…

О том, какой видят работу мечты, рассказали участники исследования проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья» для…
Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…

Страховой Дом ВСК составил рейтинг самых опасных соседей в…

Агенты Страхового Дома ВСК выяснили, в каких регионах жители больше всего беспокоятся о своей недвижимости.