• 10 мая, 2023
  • 92

ВОКРУГ БУКВЫ S

Коликова Ирина

Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности компании «Ингосстрах»

ВОКРУГ БУКВЫ S

Несмотря на определенные трудности, возникающие в последнее время с публикацией отчетных данных, страховые компании находятся в поиске баланса, который позволит раскрывать информацию по ESG-направлениям, избегая негативных последствий для бизнеса. Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности страховой компании «Ингосстрах» Ирина Коликова поделилась планами компании по развитию ESG-повестки на 2023 год.

Ирина Коликова

Ирина Коликова
Заместитель генерального директора
по финансово-экономической
деятельности страховой компании
«Ингосстрах»

Современные страховые технологии: Насколько тема ESG актуальна сегодня для страховых компаний?

Ирина Коликова: Мы все ориентиру­емся на вектор, заданный регулятором. Банк России писал и говорил о том, что тема устойчивого развития важна и что ее планируется развивать. Сейчас нет требо­ваний о регулярном предоставлении в ЦБ РФ данных по этой теме. Но отдельные вопросы по теме устойчивого развития от Центрального банка мы периодически получаем. Например, последний запрос ре­гулятора касался ведения инвестиционной деятельности с элементами ESG.

Таким образом, вопросы от Банка России поступают, но насколько активно зани­маться ESG-тематикой определяет сама страховая компания. Ровно так же сама компания решает, что включать в нефи­нансовую отчетность. Из отчета очень хорошо видно, начала ли компания только заниматься ESG-проектами или уже давно живет этой проблематикой.

ССТ: А как ваша компания относится к инвестиционной деятельности с элемен­тами ESG?

И. К.: Мы знаем, что есть компании, которые выпускают облигации с грифом ESG. Они проходят определенную цепочку согласований, получают необходимый рей­тинг и выходят на торговые площадки — на Московскую биржу, например. Безус­ловно, Центральному банку интересно, как страховые компании, которые являются серьезными инвесторами, пользуются эти­ми инструментами.

Мы регулятору ответили честно. И не ошибусь, если скажу, что такой ответ дают все страховщики. Тема устойчивого развития, безусловно, привлекает внима­ние к сравнительно новым инвестицион­ным инструментам. Но пока мы не видим, влияет ли пометка ESG на финансовый ре­зультат в большую или меньшую сторону.

Если мы говорим о каких-то небольших компаниях, то для них тематика ESG — хороший способ заявить о себе. Несмо­тря на то, что мы — большая компания, мы играем вдолгую. Тема устойчивого развития нам интересна, но она требует определенного времени на осмысление.

ССТ: Какие темы для своей нефинансо­вой отчетности выбирает «Ингосстрах»?

И. К.: На мой взгляд, очень важна связь нефинансовой отчетности с теми целями, которые ставит перед собой компания. Из 17 целей устойчивого развития, утвержден­ных ООН, мы выбрали для себя несколько: здоровье и благополучие, качественное образование, достойная работа и эконо­мический рост, инновации, ответственное потребление, партнерство и климат, потому что компания страхует эти риски.

По этим направлениям мы определи­ли для себя те нефинансовые показате­ли, за которыми следим. Нефинансовая отчетность дополняет финансовую и дает возможность принимать более взвешенные решения на долгосрочную перспективу. Не­важно, касаются ли эти решения развития компании или инвестиционной деятель­ности. Чем лучше команда осведомлена о деятельности компании, тем больше у нас всех инструментов для принятия более взвешенных решений совместно, всем коллективом, и движения к будущему. Это и есть суть устойчивого развития.

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ «ИНГОССТРАХ», ВЫБРАННЫЕ ИЗ УТВЕРЖДЕННЫХ ООН 17 ЦЕЛЕЙ ESG

ССТ: Как информация из нефинансовой отчетности вашей компании учитывается в рейтингах или рэнкингах?

И. К.: Действительно, есть некоторое количество рэнкингов, составляемых уважаемыми рейтинговыми агентствами. Они пользуются доступной информацией из открытых источников, в том числе — наших отчетов.

В чем ирония? Например, одна из «лю­бимых» тем таких исследований — соот­ношение мужчин и женщин в коллективе компании. Мы проанализировали нашу статистику и увидели, что для нас это не проблема: в «Ингосстрахе» примерно равное соотношение мужчин и женщин как в руководстве компании, так и в коллекти­ве. Поэтому мы не выбрали этот показатель как индикативный. Вместе с тем, когда рейтинговые агентства составляют рэнкин­ги и просматривают нефинансовые отчеты, то отсутствие этого показателя в отчетно­сти расценивается как минус. Несправед­ливо, что на наше положение в рэнкинге влияет тема, которая для нас не приоритет­на. Поэтому при составлении нефинансо­вой отчетности приходится думать о том, какие показатели в него включить. То есть, какие показатели будут интересны рынку, даже если внутри компании они не являют­ся ключевыми.

Также важным моментом является рас­крытие информации в текущих условиях. Центральный банк в прошлом году ввел некие послабления в части раскрытия информации, но эти сведения запраши­вают наши партнеры, и сейчас большая часть послаблений отменена. Нам хочется рассказывать о себе.

Таким образом, сейчас важно найти необходимый баланс: как опубликовать информацию, раскрытие которой рань­ше считалось абсолютно естественным, но не спровоцировать негативных по­следствий для бизнеса. Сейчас это серьез­ный вызов для всех, кто готовит годовые отчеты.

«ЗЕЛЕНЫЙ ОФИС»

ССТ: Интересуются ли сотрудники и клиенты страховой компании инфор­мацией по теме устойчивого развития? Насколько для них важен ESG-рейтинг компании?

И. К.: Физических лиц можно разделить на две категории — клиентов и сотруд­ников. Для сотрудников, особенно для молодых, тема устойчивого развития очень важна. Прямо сейчас именно буква S — социальная политика — встает во главу угла. Нужно сделать так, чтобы сотрудни­кам было интересно работать. Они должны осознавать, что пришли на работу в компа­нию, которая не просто банально зарабаты­вает деньги, но созидает что-то важное.

Что касается клиентов, то сейчас мы ка­кого-то спроса на информацию по теме устойчивого развития не видим. В свое время в компании запускались продукты, которые могли быть направлены на ESG-те­матику. Например, в «Ингосстрахе» были продукты с телематикой: водителям автоматически передавалась информация, если их режим вождения был рисковый. Сейчас мы изучаем такие направления де­ятельности, чтобы объединить активности с нашими клиентами. Это не значит, что клиенты сами интересуются. Это значит, что мы приглашаем клиентов проводить эти мероприятия вместе.

Такие акции всегда хорошо воспринима­ются. Улучшает ли это имидж компании? Однозначно — да. Кто должен быть пер­вым: клиент должен прийти с инициати­вой, или мы должны прийти к клиенту и пригласить его? В нашей компании пока, скорее, второе. Мы сейчас только готовим­ся к таким совместным акциям.

ССТ: Какие у компании планы на этот год?

И. К.: Как уже говорилось выше, основное направление работы будет выстраиваться вокруг буквы S. Это социально значимые проекты, которые развернуты лицом к клиенту. Одновременно они направлены на то, чтобы сотрудникам было интересно работать в компании. Эта активность будет неразрывно связана с развитием бренда компании.

Мы планируем большой спектр меропри­ятий по работе со студентами-стажерами и развитию кадрового резерва компании. Кроме того, в планах есть работа в направ­лении создания так называемого «зеленого офиса».

Самое главное — это расширение системы показателей, которая даст более глубокое осознание, как мы движемся по выбранным направлениям. Когда мы будем достаточно оснащены знаниями о деятельности компа­нии по уже существующим проектам, когда сможем четко понимать, как эти показатели анализируются Центробанком или рейтин­говыми агентствами, тогда можно будет выстраивать наиболее долговременную стратегию, применяя системный анализ.

Именно такой подход даст возможность сделать акцент на устойчивом развитии компании.

БУКВА S В ESG

Социальная политика как составляющая ESG предполагает широкое влияние деятельности компании на общество, учитывает взаимо­отношения с сотрудниками, поставщиками, клиентами, корпоративную культуру и соци­ально-этические обязательства организации. Этот фактор позволяет дать оценку стандартов взаимодействия работодателя с сотрудника­ми, справедливой заработной платы и других социальных вопросов, волнующих общество.

Похожие статьи

Сбер представил интерактивный годовой отчёт

По итогам годового Общего собрания акционеров, на котором был утверждён одовой отчёт банка за 2023 год, Сбер выпустил его интерактивную версию.

Просто делать добро: донорские мероприятия в «Ингосстрахе»

14 июня отмечается Всемирный день донора крови. «Ингосстрах», как компания, которая следует принципам устойчивого развития ESG, регулярно организует донорские мероприятия как в…

«Ингосстрах» получил награду за лучший ESG проект

13 июня в Завидове прошла церемония награждения лауреатов программы «Лучшие ESG проекты России». «Ингосстрах» стал победителем в номинации «ЦУР 4 “Качественное образование”», второй…