• 22 мая, 2024
  • 25

БЕСШОВНАЯ МЕДИЦИНА

Кузнецов Дмитрий

Вице-президент ВСС

БЕСШОВНАЯ МЕДИЦИНА

Система оказания медицинской помощи гражданам может быть скорректирована за счет усиления роли страховых медицинских организаций, причем, не только в части проведения экспертиз и информационного сопровождения. Вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов уверен, что эти вопросы необходимо обсуждать в диалоге с Банком России, Минздравом России и ФФОМС.

ССТ: Каковы основные итоги деятель­ности страховщиков в сегменте ОМС?

Дмитрий Кузнецов: В целом за прошед­ший период произошла определенная трансформация отрасли: страховщикам приходилось расширять функционал и подключаться к решению новых задач, например, в части сопровождения разных категорий граждан, включая, безусловно, участников и ветеранов СВО, а также чле­нов их семей.

От СМО потребовалось наладить инфор­мирование граждан о выездных осмотрах сотрудников предприятий медицинскими бригадами как на самих предприятиях, так и в населенных пунктах, обеспечить сопровождение граждан в рамках про­филактических обследований репродук­тивной сферы, реализовать обязанности по проведению экспертизы всех случаев ЭКО и ряда категорий пострадавших в ДТП.

ССТ: Насколько эффективно страхов­щики справлялись с поставленными задачами?

Д. К.: Очень многие задачи могут решать­ся хорошо, если организовано максимально адекватное межведомственное взаимодей­ствие, в частности, страховых организаций как с медицинскими учреждениями, так и с фондами ОМС.

Почти два года назад было объявлено, что для удобства граждан все медицинские сервисы соберут на одной цифровой плат­форме в рамках домена «Здравоохранение». Мы полагаем, что необходима интеграция домена с информационными системами страховых медицинских организаций. Они уже сейчас де факто являются поставщика­ми и пользователями информации в систе­ме ГИС ОМС, однако четко прописанного алгоритма взаимодействия в материалах, касающихся архитектуры домена «Здраво­охранение», пока нет. Сейчас этот вопрос активно обсуждается, в том числе при участии Банка России.

ССТ: Как наличие этой сложной инфор­мационной системы скажется на меди­цинском обслуживания человека?

Д. К.: На мой взгляд, в личном каби­нете гражданина на портале Госуслуг должна быть кнопка «Обратиться в свою СМО». У каждого человека могут быть какие-то проблемы, связанные с получе­нием медицинской помощи: запись к врачу той или иной специализации, на обследо­вание или исследования и т. д. Этот пункт взаимодействия должен быть реализован на современном уровне.

Но что важно, если страховой представи­тель, сопровождая гражданина и помогая решать проблему, с которой тот столкнул­ся, например, при невозможности связать­ся со своей медицинской организацией, должен будет связываться с медицинской организацией по тому же телефону, что и обратившийся к нему застрахованный, не имея иных инструментов, это пре­вратится в профанацию. Именно этим объясняется необходимость интеграции информационных систем СМО и МО.

Если взглянуть шире, то становится понятно, что создание четких алгоритмов взаимодействия информационных систем страховых организаций, занимающихся личным страхованием (в частности, ДМС), и домена «Здравоохранение» просто необ­ходимо. Отрадно, что эта позиция поддер­живается Центральным Банком.

ССТ: Позволит ли страховщикам такая информационная система видеть, какое лечение назначено и, у каких специали­стов застрахованный должен наблюдать­ся? Это особенно важно, если человек прошел лечение в областном центре, а потом его выписывают по месту жи­тельства.

Д. К.: И этот вопрос важен. Мы достаточ­но давно обсуждали с Минздравом России, что сопровождение застрахованных лиц, которые получают помощь в медицинских организациях федерального подчинения, должно быть прерогативой СМО. Сей­час этим вопросом занимается ФФОМС, но надеюсь, что длительно обсуждаемые поправки в 326-ФЗ «Об обязательном меди­цинском страховании в Российской Феде­рации» и Закон об организации страхового дела изменят ситуацию.

И да, СМО напрямую не имеют возмож­ности получать информацию о лечении своих застрахованных в федеральных медицинских учреждениях. Наверное, получение этой информации онлайн, в чем все заинтересованы, будет реализовано в определенной перспективе. Хотелось бы, чтобы она не была далекой.

ССТ: Некоторое время назад очень много говорили о внедрении страхо­вых принципов в работу ОМС. Есть ли какие-то новости в этом направлении?

Д. К.: Вопрос, касающийся погружения классических страховых принципов в си­стему ОМС и проведения пилотных проек­тов в некоторых регионах, действительно, обсуждался. Проект был поддержан финан­совым блоком правительства, мы получили согласие Минздрава начать рассмотрение и обсуждение данного проекта. Однако, как мы помним, началась пандемия коро­навируса, затем произошла существенная коррекция политико-экономической ситуа­ции. Отвлекать Минздрав и Правительство в целом от решения приоритетных задач было бы не совсем корректно. Но полагаю, что мы должны к этой теме постепенно возвращаться.

Создание четких алгоритмов взаимодействия информационных систем страховых организаций, занимающихся личным страхованием (в частности, ДМС), и домена «Здравоохранение» просто необходимо. Отрадно, что и эта позиция поддерживается Центральным Банком.

Эффективность расходования направляе­мых в отрасль финансовых средств прио­ритетна всегда. Когда меняется экономиче­ская ситуация, подходы к ее обеспечению могут меняться тоже. Это могут быть аспекты принятия, как мы раньше предла­гали, определенных рисков СМО по оплате медицинской помощи, могут быть другие аспекты, касающиеся усиления функциона­ла страховых организаций по конкретным направлениям или развитие дополни­тельных функций. Варианты возможны. Полагаю, что в ближайшее время было бы целесообразно вернуться к консультациям с регуляторами отрасли.

ССТ: Часто встречается мнение, что бюджет в ОМС недостаточен для полно­ценного оказания медицинской помощи. Вы согласны с этим?

Д. К.: Это очень неоднозначный вопрос. В систему направлен очень большой объем средств, существенно увеличено финанси­рование федеральных медицинских орга­низаций. Но постоянно появляются новые приоритетные направления, которые также требуют финансирования. Не в последнюю очередь это касается увеличения оплаты труда тех или иных групп медицинских работников.

Многое определяется региональными особенностями. Когда готовился № 430-ФЗ, по которому федеральные клиники ухо­дили в подчинение ФФОМС, обсуждался вопрос, насколько могут пострадать те или иные субъекты из-за того, что их регио­нальные программы будут урезаны, чтобы обеспечить финансирование этого блока медицинских учреждений. И на сегодня сказать, что все регионы пострадали, совер­шенно точно нельзя. Возможность направ­лять в федеральные клиники своих паци­ентов для многих просто идеальна. Но ряд субъектов на сегодня испытывают недоста­точность средств для реализации террито­риальных программ. Поэтому говорить, что везде все хорошо или, наоборот, что денег везде не хватает, точно неправильно.

Также мы прекрасно понимаем, что включение методов диагностики, которые позволяют глубже обследовать пациента, и пристальное внимание при диспансе­ризации к состоянию здоровья граждан позволяют выявлять больше патологий. А выявление патологий влечет за собой лечебные действия. Например, есть рост расходов на сопровождение пациентов с онкологией в ряде субъектов.

ССТ: Стационар на дому для пациентов, нуждающихся в постороннем уходе, — этот набор услуг погружен в ОМС?

Д. К.: Оказание медицинской помощи на дому в систему ОМС погружено. Но всегда хочется большего. Есть проект по со­провождению лиц пожилого возраста. Если к этому подключаются частные медицин­ские организации, то страховщики прово­дят экспертизу качества медицинских услуг.

ССТ: Какие задачи стоят перед страхов­щиками ОМС в этом году?

Д. К.: Как я уже говорил, в настоящее время усилено внимание к репродуктив­ному здоровью наших граждан. И именно к этому направлению придется активно подключиться страховщикам. При этом мы понимаем, что вопрос сопровожде­ния соответствующей категории граждан потребует и определенной коррекции алгоритмов общения представителей СМО и застрахованных.

Мы прекрасно понимаем, что включение методов диагностики, которые позволяют глубже обследовать пациента, и пристальное внимание при диспансеризации к состоянию здоровья граждан позволяют выявлять больше патологий. А выявление патологий влечет за собой лечебные действия.

Приоритетным же для отрасли личного страхования, я полагаю, будет вопрос вза­имодействия и интеграции информацион­ных систем. Важно, чтобы сведения о полу­чении гражданином медицинской помощи в любой медицинской организации, вне зависимости от участия ее в системе ОМС, находили отражение в его электронной медкарте, чтобы доступ к ним мог получать уполномоченный гражданином медработ­ник или представитель страховой органи­зации для оказания медицинской помощи, проведения экспертных мероприятий или осуществления выплат по договорам лич­ного страхования. Весь этот путь должен быть простым и бесшовным.

Похожие статьи

ЖИТЬ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО

ЖИТЬ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО

В год 30-летия ВСС председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин рассказал о сотрудничестве медицинских и страховых организаций в деле…
СЧАСТЬЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ: ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭКО ПО ОМС

СЧАСТЬЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ: ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭКО ПО…

В Год семьи в рамках Программы государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания медицинской помощи на 2024 год граждане, которые хотят стать родителями,…
СТРАХОВАНИЕ НАДЕЖДЫ

СТРАХОВАНИЕ НАДЕЖДЫ

Изменившиеся экономические условия диктуют новые подходы, в том числе — к страхованию от задержки сдачи строящегося объекта в эксплуатацию (DSU). Проблемы…