- 22 мая, 2024
- 64
БЕСШОВНАЯ МЕДИЦИНА
Система оказания медицинской помощи гражданам может быть скорректирована за счет усиления роли страховых медицинских организаций, причем, не только в части проведения экспертиз и информационного сопровождения. Вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов уверен, что эти вопросы необходимо обсуждать в диалоге с Банком России, Минздравом России и ФФОМС.
ССТ: Каковы основные итоги деятельности страховщиков в сегменте ОМС?
Дмитрий Кузнецов: В целом за прошедший период произошла определенная трансформация отрасли: страховщикам приходилось расширять функционал и подключаться к решению новых задач, например, в части сопровождения разных категорий граждан, включая, безусловно, участников и ветеранов СВО, а также членов их семей.
От СМО потребовалось наладить информирование граждан о выездных осмотрах сотрудников предприятий медицинскими бригадами как на самих предприятиях, так и в населенных пунктах, обеспечить сопровождение граждан в рамках профилактических обследований репродуктивной сферы, реализовать обязанности по проведению экспертизы всех случаев ЭКО и ряда категорий пострадавших в ДТП.
ССТ: Насколько эффективно страховщики справлялись с поставленными задачами?
Д. К.: Очень многие задачи могут решаться хорошо, если организовано максимально адекватное межведомственное взаимодействие, в частности, страховых организаций как с медицинскими учреждениями, так и с фондами ОМС.
Почти два года назад было объявлено, что для удобства граждан все медицинские сервисы соберут на одной цифровой платформе в рамках домена «Здравоохранение». Мы полагаем, что необходима интеграция домена с информационными системами страховых медицинских организаций. Они уже сейчас де факто являются поставщиками и пользователями информации в системе ГИС ОМС, однако четко прописанного алгоритма взаимодействия в материалах, касающихся архитектуры домена «Здравоохранение», пока нет. Сейчас этот вопрос активно обсуждается, в том числе при участии Банка России.
ССТ: Как наличие этой сложной информационной системы скажется на медицинском обслуживания человека?
Д. К.: На мой взгляд, в личном кабинете гражданина на портале Госуслуг должна быть кнопка «Обратиться в свою СМО». У каждого человека могут быть какие-то проблемы, связанные с получением медицинской помощи: запись к врачу той или иной специализации, на обследование или исследования и т. д. Этот пункт взаимодействия должен быть реализован на современном уровне.
Но что важно, если страховой представитель, сопровождая гражданина и помогая решать проблему, с которой тот столкнулся, например, при невозможности связаться со своей медицинской организацией, должен будет связываться с медицинской организацией по тому же телефону, что и обратившийся к нему застрахованный, не имея иных инструментов, это превратится в профанацию. Именно этим объясняется необходимость интеграции информационных систем СМО и МО.
Если взглянуть шире, то становится понятно, что создание четких алгоритмов взаимодействия информационных систем страховых организаций, занимающихся личным страхованием (в частности, ДМС), и домена «Здравоохранение» просто необходимо. Отрадно, что эта позиция поддерживается Центральным Банком.
ССТ: Позволит ли страховщикам такая информационная система видеть, какое лечение назначено и, у каких специалистов застрахованный должен наблюдаться? Это особенно важно, если человек прошел лечение в областном центре, а потом его выписывают по месту жительства.
Д. К.: И этот вопрос важен. Мы достаточно давно обсуждали с Минздравом России, что сопровождение застрахованных лиц, которые получают помощь в медицинских организациях федерального подчинения, должно быть прерогативой СМО. Сейчас этим вопросом занимается ФФОМС, но надеюсь, что длительно обсуждаемые поправки в 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Закон об организации страхового дела изменят ситуацию.
И да, СМО напрямую не имеют возможности получать информацию о лечении своих застрахованных в федеральных медицинских учреждениях. Наверное, получение этой информации онлайн, в чем все заинтересованы, будет реализовано в определенной перспективе. Хотелось бы, чтобы она не была далекой.
ССТ: Некоторое время назад очень много говорили о внедрении страховых принципов в работу ОМС. Есть ли какие-то новости в этом направлении?
Д. К.: Вопрос, касающийся погружения классических страховых принципов в систему ОМС и проведения пилотных проектов в некоторых регионах, действительно, обсуждался. Проект был поддержан финансовым блоком правительства, мы получили согласие Минздрава начать рассмотрение и обсуждение данного проекта. Однако, как мы помним, началась пандемия коронавируса, затем произошла существенная коррекция политико-экономической ситуации. Отвлекать Минздрав и Правительство в целом от решения приоритетных задач было бы не совсем корректно. Но полагаю, что мы должны к этой теме постепенно возвращаться.
Создание четких алгоритмов взаимодействия информационных систем страховых организаций, занимающихся личным страхованием (в частности, ДМС), и домена «Здравоохранение» просто необходимо. Отрадно, что и эта позиция поддерживается Центральным Банком.
Эффективность расходования направляемых в отрасль финансовых средств приоритетна всегда. Когда меняется экономическая ситуация, подходы к ее обеспечению могут меняться тоже. Это могут быть аспекты принятия, как мы раньше предлагали, определенных рисков СМО по оплате медицинской помощи, могут быть другие аспекты, касающиеся усиления функционала страховых организаций по конкретным направлениям или развитие дополнительных функций. Варианты возможны. Полагаю, что в ближайшее время было бы целесообразно вернуться к консультациям с регуляторами отрасли.
ССТ: Часто встречается мнение, что бюджет в ОМС недостаточен для полноценного оказания медицинской помощи. Вы согласны с этим?
Д. К.: Это очень неоднозначный вопрос. В систему направлен очень большой объем средств, существенно увеличено финансирование федеральных медицинских организаций. Но постоянно появляются новые приоритетные направления, которые также требуют финансирования. Не в последнюю очередь это касается увеличения оплаты труда тех или иных групп медицинских работников.
Многое определяется региональными особенностями. Когда готовился № 430-ФЗ, по которому федеральные клиники уходили в подчинение ФФОМС, обсуждался вопрос, насколько могут пострадать те или иные субъекты из-за того, что их региональные программы будут урезаны, чтобы обеспечить финансирование этого блока медицинских учреждений. И на сегодня сказать, что все регионы пострадали, совершенно точно нельзя. Возможность направлять в федеральные клиники своих пациентов для многих просто идеальна. Но ряд субъектов на сегодня испытывают недостаточность средств для реализации территориальных программ. Поэтому говорить, что везде все хорошо или, наоборот, что денег везде не хватает, точно неправильно.
Также мы прекрасно понимаем, что включение методов диагностики, которые позволяют глубже обследовать пациента, и пристальное внимание при диспансеризации к состоянию здоровья граждан позволяют выявлять больше патологий. А выявление патологий влечет за собой лечебные действия. Например, есть рост расходов на сопровождение пациентов с онкологией в ряде субъектов.
ССТ: Стационар на дому для пациентов, нуждающихся в постороннем уходе, — этот набор услуг погружен в ОМС?
Д. К.: Оказание медицинской помощи на дому в систему ОМС погружено. Но всегда хочется большего. Есть проект по сопровождению лиц пожилого возраста. Если к этому подключаются частные медицинские организации, то страховщики проводят экспертизу качества медицинских услуг.
ССТ: Какие задачи стоят перед страховщиками ОМС в этом году?
Д. К.: Как я уже говорил, в настоящее время усилено внимание к репродуктивному здоровью наших граждан. И именно к этому направлению придется активно подключиться страховщикам. При этом мы понимаем, что вопрос сопровождения соответствующей категории граждан потребует и определенной коррекции алгоритмов общения представителей СМО и застрахованных.
Мы прекрасно понимаем, что включение методов диагностики, которые позволяют глубже обследовать пациента, и пристальное внимание при диспансеризации к состоянию здоровья граждан позволяют выявлять больше патологий. А выявление патологий влечет за собой лечебные действия.
Приоритетным же для отрасли личного страхования, я полагаю, будет вопрос взаимодействия и интеграции информационных систем. Важно, чтобы сведения о получении гражданином медицинской помощи в любой медицинской организации, вне зависимости от участия ее в системе ОМС, находили отражение в его электронной медкарте, чтобы доступ к ним мог получать уполномоченный гражданином медработник или представитель страховой организации для оказания медицинской помощи, проведения экспертных мероприятий или осуществления выплат по договорам личного страхования. Весь этот путь должен быть простым и бесшовным.