- 15 ноября, 2024
- 27
БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ
После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение безопасности на дорогах все еще требует внимания со стороны как страховщиков, так и ГИБДД. Об этом в своем интервью рассказал вице-президент ВСС Сергей Ефремов.
ССТ: Тема технического осмотра несколько лет назад очень бурно обсуждалась. Насколько она сейчас актуальна для страховщиков?
Сергей Ефремов: Через этот инструмент контролируется техническое состояние транспортного средства. Для страховщиков очень важно, чтобы автомобили были технически исправны, потому что это повышает безопасность на дорогах, снижает количество ДТП, улучшает статистику по страхованию ОСАГО и каско. В связи с этим страховщики сегодня контролируют технический осмотр через Российский союз автостраховщиков.
С 2012 по 2021 год РСА полностью занимался и контролем за правильностью проведения техосмотра, и аккредитацией операторов ТО. С 2021 года, в соответствии с № 170-ФЗ «О техническом осмотре» РСА занимается только аккредитацией, а контроль за правилами проведения технического осмотра осуществляет ГИБДД. Если выявляются какие-то нарушения правил проведения ТО, злоупотребления, поддельные диагностические карты, эта информация от ГИБДД поступает в РСА. Если таких нарушений больше, чем два за год, РСА принимает решение об аннулировании аккредитации этого оператора.
Система построена достаточно хорошо. Похожие модели контроля есть в некоторых странах мира, в том числе, в некоторых штатах США, в ряде европейских стран.
ССТ: Какие параметры контролирует РСА, проводя аккредитацию операторов ТО?
С. Е.: Есть требования к месту проведения технического осмотра: это должно быть здание или сооружение определенного уровня, определенных размеров, с освещением, с подведенной водой, с определенного размера смотровыми ямами. Должно быть специальное оборудование — к нему также предъявляются определенные требования, установленные приказом Министерства автомобильного транспорта. Соответственно, эксперты РСА выезжают на места и проверяют соответствие указанным требованиям. Мы контролируем не только аккредитацию, но и нарушения правил аккредитации.
Иногда выявляются ситуации, когда на момент аккредитации помещение соответствовало требованиям, то потом, в процессе работы, были изменены параметры помещения, и оно перестало соответствовать принятым нормам. Когда мы получаем информацию о таких случаях, то проверяем ситуацию на месте. Информация может поступить из любого источника — от автовладельцев, от автопарков.
Мы знаем, какая высокая аварийность у такси и автобусов. В целях защиты жизни и здоровья пассажиров технический осмотр для автобуса обязательно должен подтверждаться инспектором ГИББД. Без этого диагностическая карта не выдается.
На территории РФ аккредитовано 3598 операторов технического осмотра и 4217 пунктов технического осмотра. Некоторые операторы имеют несколько пунктов. Ежегодно Российский союз автостраховщиков рассматривает более 6500 заявлений в рамках аккредитации и более 9000 заявлений о внесении изменений в реестр операторов технического осмотра. Этот реестр также ведет РСА.
Эта мера очень серьезно повлияла на снижение аварийности автобусов. Ранее у нас было очень много автобусов, которые не проходили реального ТО. Были такие ситуации, когда автобусы из Краснодара проходили техосмотр в Одинцово Московской области. Причем за один день — 500 автобусов.
ССТ: Одним из вопросов, который некоторое время назад очень активно обсуждался, был вопрос о стоимости техосмотра. Удалось его разрешить?
С. Е.: Сегодня стоимость ТО легкового автомобиля находится в пределах от 900 до 1500 руб., в зависимости от региона. Техосмотр грузового автомобиля — порядка 2000 руб., автобусов — до 3000 руб. Также в каждом регионе установлена цена, ниже которой стоимость ТО не может быть установлена. Это очень важный момент.
Когда несколько лет назад активно проходила эта дискуссия, операторы технического осмотра опасались, что ТО проводить добровольно никто не будет — в это потеря рынка объемом порядка 50 млн транспортных средств. Но количество новых автомобилей в России сейчас невелико, из-за чего происходит большой оборот старых автомобилей, а они должны проходить технический осмотр в обязательном порядке. Сегодня средний возраст транспортных средств в России — от 12 до 14 лет. Реальное количество техосмотров не уменьшилось, а даже немного увеличилось. Важно отметить, что стало больше реальных, а не «рисованных» технических осмотров.
ССТ: Как изменения отразились на количестве операторов ТО?
С. Е.: В 2021 году из-за несоответствия помещений требованиям нового законодательства РСА сразу же лишил аккредитации более 1000 операторов. Сейчас все выровнялось. Количество проводимых технических осмотров достигло уровня 2021 года.
Также повысились требования к экспертам. Сегодня РСА перепроверяет данные по каждому специалисту. Если эксперт предоставляет документы из вуза, где он учился, мы обязательно сделаем туда запрос, потому что мы встречались с большим количеством фальсификаций дипломов людьми, которые никогда нигде не учились, а диплом просто купили.
Также мы в РСА ведем реестр оборудования. Бывало, выявляли, когда один и тот же тормозной стенд стоял сразу на нескольких пунктах технического осмотра, при этом один из них находился в Москве, другой на Камчатке, третий в Краснодаре. Сейчас данные по оборудованию в РСА заносятся в специальную базу данных, и фальсификация при аккредитации невозможна.
Также в РСА ведется база экспертов: мы знаем, какой эксперт на какой станции работает. Раньше мы встречались с злоупотреблениями, когда один и тот же эксперт числился на нескольких станциях технического осмотра. Сегодня основное требование к эксперту — чтобы его основным местом работы был пункт технического осмотра. Он не может работать по совместительству в качестве эксперта.
ССТ: Какие проблемы с техническим осмотром еще остались?
С. Е.: С 1 сентября у нас появились короткие полисы ОСАГО. В основном их покупают таксомоторы — профессиональные таксопарки и индивидуальные предприниматели. Такси должно каждый год до возраста транспорта 5 лет проходить технический осмотр. Машина старше 5 лет должна проходить технический осмотр два раза в год. Точно такой же порядок действует и для пассажирских автобусов.
Самозанятые на своих личных машинах могут купить разрешение заниматься услугами такси. В этом случае они должны купить дополнительный полис ОСАГО для такси на то количество дней, когда они работают таксистами. Они также должны иметь диагностическую карту на такси. Но сегодня диагностической карты на такси для самозанятых никто не имеет.
ССТ: Как можно решить эту проблему?
С. Е.: Мы с этим вопросом обратились в ГИБДД — они проблему увидели. Одно дело, когда человек сам катается на своем автомобиле, но когда он начинает оказывать услуги пассажирам, это совершенно другая ответственность. Автомобиль должен быть технически исправным, что должно быть официально подтверждено. Диагностическая карта в электронном виде содержится в базе данных. Сотрудник ГИБДД может, если у него есть планшет, зайти в базу и проверить, есть ли диагностическая карта на конкретный автомобиль. Правда, это несколько сложно, так как все данные нужно заводить в базу, чтобы проверить.
Если транспортное средство самозанятого попадает в ДТП, когда он осуществляет перевозку в качестве такси, а у него нет диагностической карты, то страховщик выплатит возмещение пострадавшим пассажирам, а к владельцу транспортного средства будет выставлен регресс. Эта мера введена именно для того, чтобы стимулировать самозанятых ответственно относиться к прохождению технического осмотра.
ССТ: Что показывает практика? Такие регрессы страховщики выставляют?
С. Е.: Я разговаривал с самозанятыми таксистами и спрашивал, знают ли они о таком порядке регистрации и о том, что страховщик выставит регресс, если нет диагностической карты. Никто этой информации не знал. Более того, часть сотрудников страховых компаний также не в курсе этой ситуации. Нам нужно ее четко прописать и информировать как сотрудников страховых компаний, так и самозанятых, осуществляющих услуги такси.
У нас есть агрегаторы, которые предоставляют гражданам услуги таксомоторов: Яндекс, Максим и пр. Сейчас их обязали брать на себя контроль, что у таксиста есть разрешение на работу, что у него есть полис ОСАГО для такси. Но пока нет требования, чтобы они проверяли наличие диагностической карты.
Так как диагностическая карта исключена из обязательных документов для заключения договора ОСАГО, то страховщик проверить ее наличие не может. Но по общественному транспорту такая система осталось: если автобусы попадают в ДТП, и у них нет диагностической карты, то на них возлагается регресс. Страховщики это контролируют. Но в отношении самозанятых такого понимания нет.
ССТ: Где же выход?
С. Е.: У нас сейчас есть «Национальная Страховая Информационная система» (НСИС). Она подключена к большому количеству ФОИВов. У НСИС заключен договор с МВД, и она может взаимодействовать с ЕИС СТО. Страховщики могут обратиться к НСИС и запросить диагностическую карту по конкретному автомобилю, если происходит страховой случай. Получив эту информацию, страховщики могут предъявить регресс таксисту — виновнику ДТП в случае отсутствия диагностической карты.
С 1 октября этого года НСИС начинает предоставлять информацию страховщикам.
ССТ: Еще недавно диагностическую карту можно было быстро и дешево купить в интернете без всякого осмотра. Что-то изменилось?
С. Е.: Действительно, до 2021 года, до внесения изменений в № 170-ФЗ, было очень большое количество нарушений, связанных с продажей диагностических карт без заезда в пункты технического осмотра, без технического диагностирования. Особенно часто этим злоупотребляли страховые агенты, которые предлагали этот «сервис», потому что без диагностической карты нельзя было заключить договор ОСАГО. Никто никуда не приезжал, на воротах работала только вывеска.
Перед МВД и РСА была поставлена задача — бороться с этой ситуацией и ее победить. МВД стали заниматься контролем за проведением технического осмотра и Единой информационной системой ТО, которая находится в их распоряжении. Диагностическая карта автоматически заносится в эту базу. Было введено требование, чтобы на фоне автомобиля в пункте ТО фотографировался еще и эксперт. Специальные программы отсекают фотошоп. Количество злоупотреблений с продажей поддельных диагностических карт реально снизилось. Сейчас фиксируются единичные случаи.
ССТ: В 2021 году произошла «отвязка» наличия диагностической карты от оформления полиса ОСАГО. Как это повлияло на ситуацию?
С. Е.: Да, теперь не надо в обязательном порядке проходить техосмотр для того, чтобы заключить договор страхования. Это тоже существенно улучшило ситуацию. Страховщики сначала боялись, что это негативно будет влиять на техническое состояние автомобиля. По факту мы получили лишь уменьшение количества мошенников.
Обязанность проходить ТО для физических лиц осталась только при продаже машины старше четырех лет. Но это уже проблема человека, который автомобиль купил. Чтобы ее зарегистрировать, он должен пройти технический осмотр. В обязательном порядке технический осмотр остался для общественного транспорта: автобусы, таксомоторы, специальные грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пассажиров.