• 15 ноября, 2024
  • 27

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение безопасности на дорогах все еще требует внимания со стороны как страховщиков, так и ГИБДД. Об этом в своем интервью рассказал вице-президент ВСС Сергей Ефремов.

ССТ: Тема технического осмотра не­сколько лет назад очень бурно обсужда­лась. Насколько она сейчас актуальна для страховщиков?

Сергей Ефремов: Через этот инструмент контролируется техническое состояние транспортного средства. Для страховщи­ков очень важно, чтобы автомобили были технически исправны, потому что это повышает безопасность на дорогах, снижа­ет количество ДТП, улучшает статистику по страхованию ОСАГО и каско. В связи с этим страховщики сегодня контролируют технический осмотр через Российский союз автостраховщиков.

С 2012 по 2021 год РСА полностью за­нимался и контролем за правильностью проведения техосмотра, и аккредитацией операторов ТО. С 2021 года, в соответствии с № 170-ФЗ «О техническом осмотре» РСА занимается только аккредитацией, а кон­троль за правилами проведения техниче­ского осмотра осуществляет ГИБДД. Если выявляются какие-то нарушения правил проведения ТО, злоупотребления, поддель­ные диагностические карты, эта информа­ция от ГИБДД поступает в РСА. Если таких нарушений больше, чем два за год, РСА принимает решение об аннулировании аккредитации этого оператора.

Система построена достаточно хорошо. Похожие модели контроля есть в некото­рых странах мира, в том числе, в некоторых штатах США, в ряде европейских стран.

ССТ: Какие параметры контролирует РСА, проводя аккредитацию операторов ТО?

С. Е.: Есть требования к месту прове­дения технического осмотра: это должно быть здание или сооружение определенно­го уровня, определенных размеров, с осве­щением, с подведенной водой, с определен­ного размера смотровыми ямами. Должно быть специальное оборудование — к нему также предъявляются определенные тре­бования, установленные приказом Ми­нистерства автомобильного транспорта. Соответственно, эксперты РСА выезжают на места и проверяют соответствие ука­занным требованиям. Мы контролируем не только аккредитацию, но и нарушения правил аккредитации.

Иногда выявляются ситуации, когда на момент аккредитации помещение соот­ветствовало требованиям, то потом, в про­цессе работы, были изменены параметры помещения, и оно перестало соответство­вать принятым нормам. Когда мы получаем информацию о таких случаях, то проверяем ситуацию на месте. Информация может по­ступить из любого источника — от автовла­дельцев, от автопарков.

Мы знаем, какая высокая аварийность у такси и автобусов. В целях защиты жизни и здоровья пассажиров технический осмотр для автобуса обязательно должен подтвер­ждаться инспектором ГИББД. Без этого диагностическая карта не выдается.

На территории РФ аккредитовано 3598 операторов технического осмотра и 4217 пунктов технического осмотра. Некоторые операторы имеют несколько пунктов. Ежегодно Российский союз автостраховщиков рассматривает более 6500 заявлений в рамках аккредитации и более 9000 заявлений о внесении изменений в реестр операторов технического осмотра. Этот реестр также ведет РСА.

Эта мера очень серьезно повлияла на сни­жение аварийности автобусов. Ранее у нас было очень много автобусов, которые не проходили реального ТО. Были такие ситуации, когда автобусы из Краснодара проходили техосмотр в Одинцово Мо­сковской области. Причем за один день — 500 автобусов.

ССТ: Одним из вопросов, который неко­торое время назад очень активно обсуж­дался, был вопрос о стоимости техосмо­тра. Удалось его разрешить?

С. Е.: Сегодня стоимость ТО легкового автомобиля находится в пределах от 900 до 1500 руб., в зависимости от региона. Те­хосмотр грузового автомобиля — порядка 2000 руб., автобусов — до 3000 руб. Также в каждом регионе установлена цена, ниже которой стоимость ТО не может быть уста­новлена. Это очень важный момент.

Когда несколько лет назад активно про­ходила эта дискуссия, операторы техниче­ского осмотра опасались, что ТО проводить добровольно никто не будет — в это потеря рынка объемом порядка 50 млн транспорт­ных средств. Но количество новых автомо­билей в России сейчас невелико, из-за чего происходит большой оборот старых автомобилей, а они должны проходить тех­нический осмотр в обязательном порядке. Сегодня средний возраст транспортных средств в России — от 12 до 14 лет. Реаль­ное количество техосмотров не уменьши­лось, а даже немного увеличилось. Важно отметить, что стало больше реальных, а не «рисованных» технических осмотров.

ССТ: Как изменения отразились на ко­личестве операторов ТО?

С. Е.: В 2021 году из-за несоответствия помещений требованиям нового законода­тельства РСА сразу же лишил аккредитации более 1000 операторов. Сейчас все выровня­лось. Количество проводимых технических осмотров достигло уровня 2021 года.

Также повысились требования к экспер­там. Сегодня РСА перепроверяет данные по каждому специалисту. Если эксперт пре­доставляет документы из вуза, где он учил­ся, мы обязательно сделаем туда запрос, потому что мы встречались с большим количеством фальсификаций дипломов людьми, которые никогда нигде не учились, а диплом просто купили.

Также мы в РСА ведем реестр оборудова­ния. Бывало, выявляли, когда один и тот же тормозной стенд стоял сразу на нескольких пунктах технического осмотра, при этом один из них находился в Москве, другой на Камчатке, третий в Краснодаре. Сейчас данные по оборудованию в РСА заносятся в специальную базу данных, и фальсифика­ция при аккредитации невозможна.

Также в РСА ведется база экспертов: мы знаем, какой эксперт на какой станции работает. Раньше мы встречались с злоупо­треблениями, когда один и тот же эксперт числился на нескольких станциях техни­ческого осмотра. Сегодня основное требо­вание к эксперту — чтобы его основным местом работы был пункт технического осмотра. Он не может работать по совме­стительству в качестве эксперта.

ССТ: Какие проблемы с техническим осмотром еще остались?

С. Е.: С 1 сентября у нас появились короткие полисы ОСАГО. В основном их покупают таксомоторы — професси­ональные таксопарки и индивидуальные предприниматели. Такси должно каждый год до возраста транспорта 5 лет проходить технический осмотр. Машина старше 5 лет должна проходить технический осмотр два раза в год. Точно такой же порядок действу­ет и для пассажирских автобусов.

Самозанятые на своих личных маши­нах могут купить разрешение заниматься услугами такси. В этом случае они должны купить дополнительный полис ОСАГО для такси на то количество дней, когда они работают таксистами. Они также должны иметь диагностическую карту на такси. Но сегодня диагностической карты на такси для самозанятых никто не имеет.

ССТ: Как можно решить эту проблему?

С. Е.: Мы с этим вопросом обратились в ГИБДД — они проблему увидели. Одно дело, когда человек сам катается на своем автомобиле, но когда он начинает оказывать услуги пассажирам, это совершенно другая ответственность. Автомобиль должен быть технически исправным, что должно быть официально подтверждено. Диагностиче­ская карта в электронном виде содержится в базе данных. Сотрудник ГИБДД может, если у него есть планшет, зайти в базу и проверить, есть ли диагностическая карта на конкретный автомобиль. Правда, это несколько сложно, так как все данные нужно заводить в базу, чтобы проверить.

Если транспортное средство самозанято­го попадает в ДТП, когда он осуществляет перевозку в качестве такси, а у него нет диагностической карты, то страховщик выплатит возмещение пострадавшим пассажирам, а к владельцу транспортного средства будет выставлен регресс. Эта мера введена именно для того, чтобы стимулиро­вать самозанятых ответственно относиться к прохождению технического осмотра.

ССТ: Что показывает практика? Такие регрессы страховщики выставляют?

С. Е.: Я разговаривал с самозанятыми таксистами и спрашивал, знают ли они о таком порядке регистрации и о том, что страховщик выставит регресс, если нет диа­гностической карты. Никто этой информа­ции не знал. Более того, часть сотрудников страховых компаний также не в курсе этой ситуации. Нам нужно ее четко прописать и информировать как сотрудников страхо­вых компаний, так и самозанятых, осущест­вляющих услуги такси.

У нас есть агрегаторы, которые предо­ставляют гражданам услуги таксомоторов: Яндекс, Максим и пр. Сейчас их обязали брать на себя контроль, что у таксиста есть разрешение на работу, что у него есть полис ОСАГО для такси. Но пока нет требования, чтобы они проверяли наличие диагности­ческой карты.

Так как диагностическая карта исклю­чена из обязательных документов для заключения договора ОСАГО, то стра­ховщик проверить ее наличие не может. Но по общественному транспорту такая система осталось: если автобусы попадают в ДТП, и у них нет диагностической карты, то на них возлагается регресс. Страхов­щики это контролируют. Но в отношении самозанятых такого понимания нет.

ССТ: Где же выход?

С. Е.: У нас сейчас есть «Национальная Страховая Информационная система» (НСИС). Она подключена к большому количеству ФОИВов. У НСИС заключен договор с МВД, и она может взаимодей­ствовать с ЕИС СТО. Страховщики могут обратиться к НСИС и запросить диагно­стическую карту по конкретному автомо­билю, если происходит страховой случай. Получив эту информацию, страховщики могут предъявить регресс таксисту — ви­новнику ДТП в случае отсутствия диагно­стической карты.

С 1 октября этого года НСИС начинает предоставлять информацию страховщикам.

ССТ: Еще недавно диагностическую карту можно было быстро и дешево купить в интернете без всякого осмотра. Что-то изменилось?

С. Е.: Действительно, до 2021 года, до вне­сения изменений в № 170-ФЗ, было очень большое количество нарушений, связанных с продажей диагностических карт без заезда в пункты технического осмотра, без техни­ческого диагностирования. Особенно часто этим злоупотребляли страховые агенты, которые предлагали этот «сервис», потому что без диагностической карты нельзя было заключить договор ОСАГО. Никто никуда не приезжал, на воротах работала только вывеска.

Перед МВД и РСА была поставлена задача — бороться с этой ситуацией и ее победить. МВД стали заниматься контролем за проведением технического осмотра и Еди­ной информационной системой ТО, которая находится в их распоряжении. Диагно­стическая карта автоматически заносится в эту базу. Было введено требование, чтобы на фоне автомобиля в пункте ТО фотогра­фировался еще и эксперт. Специальные программы отсекают фотошоп. Количество злоупотреблений с продажей поддельных диагностических карт реально снизилось. Сейчас фиксируются единичные случаи.

ССТ: В 2021 году произошла «отвяз­ка» наличия диагностической карты от оформления полиса ОСАГО. Как это повлияло на ситуацию?

С. Е.: Да, теперь не надо в обязательном порядке проходить техосмотр для того, чтобы заключить договор страхования. Это тоже существенно улучшило ситуацию. Страховщики сначала боялись, что это не­гативно будет влиять на техническое состо­яние автомобиля. По факту мы получили лишь уменьшение количества мошенников.

Обязанность проходить ТО для физи­ческих лиц осталась только при продаже машины старше четырех лет. Но это уже проблема человека, который автомобиль купил. Чтобы ее зарегистрировать, он дол­жен пройти технический осмотр. В обя­зательном порядке технический осмотр остался для общественного транспорта: автобусы, таксомоторы, специальные гру­зовые автомобили, приспособленные для перевозки пассажиров.

Похожие статьи

РСА: средняя выплата по ОСАГО выросла на 10,4% по сравнению с прошлым годом

РСА: средняя выплата по ОСАГО выросла на 10,4% по…

18 декабря в Москве прошёл семинар Российского Союза Автостраховщиков (РСА) для федеральных и региональных СМИ, на котором страховщики обсудили итоги 2024…
Единая система ОСАГО в рамках Союзного государства заработает в 2025 году

Единая система ОСАГО в рамках Союзного государства заработает в…

Изменения в Закон об ОСАГО в части системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках Союзного государства вступают в…
Полисы ДСЖ начнут продавать с 1 января 2025 года

Полисы ДСЖ начнут продавать с 1 января 2025 года

С 1 января 2025 года в России начнутся продажи полисов долевого страхования жизни (ДСЖ), который призван прийти на смену инвестиционному страхованию…