- 8 мая, 2021
- 42
ЧТО МЕШАЕТ «ВМЕНИТЬ» СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ОТ ЧС?
4 августа 2019 года вступила в силу статья 11.1 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Он дал субъектам федерации право разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования. Пресс-служба Министерства финансов Российской Федерации ответила на вопросы по выполнению новой нормы.
ССТ: Как в Минфине оценивают реализацию нормы закона № 68-ФЗ на практике?
– На сегодняшний день программа не утверждена в субъектах Российской Федерации.
ССТ: Почему разработка региональных программ страхования жилья на случай ЧС не получила широкого распространения?
– Среди причин — отсутствие необходимого уровня мотивации органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и реализовывать программы, а также отсутствие мотивации граждан заключать договоры страхования принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. Кроме этого, у страховых компаний нет мотивации участвовать в программах в субъектах, наиболее подверженных чрезвычайным ситуациям. Регионы, не подверженные ЧС, не видят смысла в подобных программах и ссылаются на работающие механизмы коммерческого страхования.
ССТ: Что должно было измениться в формировании бюджетов регионов, в социальной защищенности граждан по сравнению с текущим порядком выплаты компенсаций?
– Реализация программы позволяет задействовать два источника для возмещения гражданам ущерба, причиненного их застрахованным жилым помещениям: бюджетные средства и средства страховых организаций в пределах объема обязательств по договорам добровольного страхования.
В случае утраты жилого помещения, застрахованного в рамках программы, его собственнику, независимо от наличия в собственности иных жилых помещений или их долей, гарантируется возмещение ущерба в денежной форме. Возмещение рассчитывается исходя из показателя средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади недвижимости, определенного Минстроем России по региону, и общей площади утраченного жилья, либо предоставление жилого помещения, равноценного утраченному.
Если договор страхования жилого помещения, заключенный в рамках программы, отсутствует, то гражданин, не имеющий в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения или его доли, имеет право на предоставление жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации либо на возмещение ущерба в денежной форме за счет бюджетных средств.
При этом площадь предоставляемого за счет бюджетных средств жилого помещения рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более (далее — норма общей площади жилого помещения), но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Размер возмещения в денежной форме рассчитывается, как произведение нормы общей площади жилого помещения (но не более общей площади утраченного жилого помещения) и показателя средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Минстроем России по субъекту Российской Федерации.
Порядок формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с разработкой и реализацией программ не изменяется.
ССТ: Какие перспективы видит Минфин в реализации статьи 11.1 № 68-ФЗ?
– Возможность и сроки реализации указанной статьи зависят от большого количества взаимосвязанных факторов, что не позволяет делать достоверный прогноз.
ССТ: Действительно ли необходимо введение региональных программ или действующий порядок возмещения ущерба оптимален?
– Целью реализации программ является оптимизация использования бюджетных средств на возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям, находящимся в собственности граждан, и постепенное изменение менталитета граждан от уверенности в получении безвозмездной помощи от государства в случае причинения ущерба их жилым помещениям к осознанию собственной ответственности за обеспечение защиты своих имущественных интересов.
ССТ: Если региональные программы страхования жилья все-таки нужны, то каким образом можно стимулировать их развитие?
– Внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие систему мотивации субъектов федерации разрабатывать программы, страховщиков — участвовать в них на приемлемых для регионов и граждан условиях.
ССТ: Активно обсуждалось введение для губернаторов KPI's по разработке и реализации региональных программ страхования жилья. Почему идея не была реализована?
– Вопрос относится к компетенции Минэкономразвития России.
ССТ: Может ли страхование жилья на случай ЧС стать вмененным видом страхования?
– Законодательством Российской Федерации определено, что страхование осуществляется в добровольной или обязательной форме.
Под «вмененным» страхованием на практике понимается обязательность заключения договора страхования для осуществления какого-либо вида профессиональной, предпринимательской или иной деятельности. Основания «вменения» заключения договора страхования принадлежащего гражданину жилого помещения неочевидны.