- 17 марта, 2025
- 12
«Антитеррористическое» перестрахование

Исторически страхование терроризма считалось одним из самых безубыточных видов страхования. Перестраховщики охотно предоставляли значительные емкости российскому рынку. Риски выделялись в самостоятельное направление и размещались на базе специально разрабатываемых условий.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
До 2022 года основными рынками для российских программ перестрахования риска терроризма были синдикаты Lloyd’s. Перестраховочные тарифы для разных страховщиков носили как рекомендательный характер, так и обязательный. Многие программы базировались на оригинальных тарифах с вычетами перестраховочной комиссии. Единые подходы к ценообразованию отсутствовали, цену в большинстве случаев мог определять сам цедент. Международный рынок перестрахования для российских объектов отличали невысокие стабильные тарифы, и даже общий всплеск ужесточения условий перестрахования, связанный с резонансными событиями, например, атакой на башни-близнецы в США, не оказывал существенного влияния на условия перестрахования для российского рынка.
Существовала также и российская емкость — Российский антитеррористический страховой пул (РАТСП), который был создан в 2001 году. Несмотря на название, пул является не страховым, а именно перестраховочным. Страховщики, входящие в пул, передают туда свои риски на базе установленных тарифов и правил. Эта емкость достаточно долгое время являлась основной для большинства страховщиков, однако часть крупных игроков имела и имеет собственные емкости и не входит в РАТСП.
Финансовый результат по этому направлению в целом до 2022 года был исключительно положительным.
СТРАХОВАЯ ПРАКТИКА
В оригинальных договорах страхования, как правило, устанавливался отдельный лимит на одно событие, страховой случай не включал покрытие военных действий, тарификация осуществлялась с применением различных специальных коэффициентов с учетом тотального и непредсказуемого характера потенциального страхового события и территориальной специфики. На территориях, где осуществлялись военные действия, покрытие не предоставлялось в принципе. С точки зрения страхователей, риск «терроризм и диверсия» был дополнением, расширением к основной имущественной программе страхования. Для крупных объектов включение данного риска фактически не меняло стоимость основной программы страхования.
Отметим, что классическое покрытие риска «терроризм и диверсия» базируется на понятиях, закрепленных в законодательстве. Для РФ страховым случаем являлось событие, классифицированное по статьям 205 «Террористический акт» и 281 «Диверсия» Уголовного кодекса РФ.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: 2022–2023
В 2022 году с началом СВО стало понятно, что ситуация изменилась. Изменилась не только внешняя среда и подверженность риску, изменились, как следствие, подходы страховщиков и страхователей. Начиная с 2022 года, рынок вступил в эпоху «нового терроризма». Новые реалии, связанные с военной составляющей в убытках, потребовали пересмотра общей политики страхования в сегменте.
Если ранее считалось, что именно места массового скопления людей увеличивают вероятность наступления страхового случая по риску «терроризм», то с 2022 года главной целью террористических атак становятся инфраструктурные объекты и объекты ТЭК. Фокус сместился именно на причинение максимального имущественного ущерба сначала в регионах, находящихся рядом с линией боевого соприкосновения, а затем и дальше, вглубь России.
В этих новых реалиях РНПК на первом этапе сконцентрировала свои усилия на замещении долей международных перестраховщиков, покинувших российский рынок. В конце февраля 2022 года произошел переход с международного перестрахования на российское. Причем, переход этот удалось сделать бесшовным благодаря тому, что РНПК сохранила для российских страховщиков все условия перестрахования, действовавшие на февраль 2022 года как с точки зрения покрытия, так и цены.
Однако новые реалии, о которых уже было упомянуто выше, а также монопольное положение заставили компанию быстро двигаться в сторону максимально возможной унификации условий и подходов к перестрахованию риска «терроризм».
В 2022 году рынок представлял собой несколько разрозненный ландшафт: существовали РАТСП с наиболее четко прописанными условиями и правилами, несколько специализированных автоматических емкостей (фасилити), факультативное перестрахование, а также комплексные мультивидовые облигаторные договоры с включенным в покрытие риском терроризма. Условия страхования сильно различались. Да, по-прежнему, основным триггером покрытия оставались соответствующие статьи УК РФ (ст. 205 «терроризм» и ст. 281 «диверсия»), но появился и ряд исключений, которые разнились от страховщика к страховщику, в частности, в отношении подходов к покрытию действий БПЛА, военных рисков, кибератак и других условий. Кто-то покрывал БПЛА, кто-то исключал, кто-то внедрял оговорки об исключении военных рисков, кто-то, наоборот, ничего не исключал. Назрела необходимость создания единого продукта с унифицированными условиями. От РНПК, как от основного держателя емкости, требовалось обеспечить единые подходы и условия. Этого от РНПК ожидали практически все страховщики, которые работают в этом сегменте.
В рамках реализации данной задачи РНПК в 2023 году разработала Концепцию перестрахования рисков терроризма и диверсии, определяющую новые, а главное — единые стандарты и подходы к перестрахованию, а именно — к трактованию рисков терроризма, к соотношению приоритета и эксцедента в рамках непропорциональной портфельной защиты, к включению риска БПЛА в покрытие, и ряд других. РНПК обеспечила страховщикам возможность автоматического покрытия в рамках своих программ рисков терроризма на новых и приграничных территориях при соблюдении соотношения приоритета и эксцедента с целью сохранения заинтересованности страховщика в адекватной оценке риска и его цены. Стоит отметить, что, несмотря на настоятельные просьбы ряда страховщиков унифицировать тарифы для всего рынка, РНПК отказалась от этой идеи, дав полное право страховщикам отрегулировать условия страхования и тарифы, принимая риск терроризма на условиях, которые страховщик определяет самостоятельно.
В 2023 году РНПК разработала Концепцию перестрахования рисков терроризма и диверсии, определяющую новые, а главное — единые стандарты и подходы к перестрахованию
Таким образом, в основе новой концепции РНПК лежали следующие базовые подходы:
— единые правила и условия для всего рынка;
— РНПК предоставляет необходимые автоматические емкости на непропорциональной базе, как это ранее было и при международном перестраховании, если приоритет страховщика составляет не менее 3 % от емкости. Участие страховщика в приоритете важно с точки зрения его заинтересованности в качестве андеррайтинга и адекватности ценообразования при приеме рисков терроризма на страхование;
— сверх автоматических емкостей РНПК обеспечивает факультативную поддержку;
— «военная составляющая», включая действия БПЛА, входит в перестраховочное покрытие, если событие квалифицировано по статьям 205 или 281 УК РФ;
— покрытие предоставляется на всей территории Российской Федерации, включая новые субъекты;
— РНПК не устанавливает тарифы в рамках автоматических емкостей страховщиков.
ПЕРВЫЕ ИТОГИ
К концу 2024 года стало понятно, что ряд предпосылок в ценообразовании страховщиков был не совсем корректен. Прежде всего, это касается частотности убытков. Также мы видим, что во многих случаях влияние местоположения объекта страхования было несколько переоценено, а влияние сферы деятельности страхователя, наоборот, недооценено. Рынок столкнулся с большим количеством убытков, и страхование рисков терроризма в целом показало существенный негативный результат.
Еще одной особенностью этого периода стало то, что внешне похожие события правоохранительными органами квалифицировались по-разному:
— как терроризм по 205 статье УК РФ/диверсия по 281 статье УК РФ;
— как умышленное повреждение имущества по 167 статье УК РФ.
Таким образом, при квалификации по ст. 167 УК РФ случай попадал в зону действия обычного имущественного, а не «террористического» покрытия.
Также большой проблемой уже для основного имущественного покрытия стала трактовка исключений из покрытия.
Недавнее Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2025 года показывает, что применение ст. 964 ГК РФ и освобождение страховщиков от выплаты страхового возмещения возможно только в том случае, если объявлена война и введено военное положение.
Несмотря на соответствующую квалификацию по статье УК РФ, в ряде случаев из описательной части постановления следовало, что деяния совершены вооруженными силами Украины с применением боевого оружия, что может говорить о том, что событие явилось следствием военных действий и, по мнению страховщиков, должно исключаться из покрытия в соответствии со статьей 964 ГК РФ. Однако недавнее Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2025 года показывает, что применение ст. 964 ГК РФ и освобождение страховщиков от выплаты страхового возмещения возможно только в том случае, если объявлена война и введено военное положение.
Таким образом, указанный судебный акт показывает, что если случай является страховым по договору страхования, способ его совершения не будет иметь принципиального значения, если не объявлена война.
Появляется дополнительный риск, что теперь суды будут игнорировать любое ограничение страхового покрытия и ссылаться на указанное Определение ВС РФ как на прецедент. Это может привести к тому, что ограничения покрытия перестанут вообще работать. В этих условиях, вероятнее всего, страховщикам придется корректировать тарифы уже по основному имущественному покрытию с учетом фактического покрытия полисом «военной составляющей».
Отсутствие единообразной судебной практики, а также разнородные условия страхования и убыточность сегмента в целом потребовали глубокого анализа ситуации и уточнения подходов. Усугубляло ситуацию отсутствие возможности провести комплексный анализ всех убытков в силу разрозненности статистики, а также выделить премию по риску «терроризм» из общего тарифа по договору страхования в большинстве случаев. Но даже в этой ситуации предварительный анализ РНПК показывал, что по ряду территорий и индустрий тарифы должны быть выше в разы.
ДЕЙСТВИЯ РНПК В 2025 ГОДУ
Не желая делать резких движений без всестороннего анализа ситуации, РНПК предложила рынку проанализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения подверженности риску и сложившейся судебной практики, провести глубокий анализ статистики и подходов страховщиков.
Анализ показал, что на рынке есть отдельные страховщики, убытки которых в силу отраслевой специфики в основном оказываются в приоритете их автоматической программы, формируя для страховщика существенный негативный результат в сегменте страхования рисков терроризма, но фактически мало затрагивая участие перестраховщика в этих убытках.
РНПК предлагает реструктурировать покрытие терроризма с паритетным участием в приоритете облигаторной емкости
Для таких страховщиков в качестве временной меры до момента корректировки их андеррайтинговой и тарифной политики РНПК предлагает реструктурировать покрытие терроризма с паритетным участием в приоритете облигаторной емкости. Это означает поддержку страховщика в переходный период и разделение убытков в приоритете между страховщиком и РНПК в равных долях, что существенно увеличит участие перестраховщика в убытках, в то время как при классическом непропорциональном перестраховании убытки в размере приоритета остаются полностью на удержании страховщиков. Все риски сверх приоритета, как и ранее, будут полностью защищены емкостью РНПК.
Таким образом, в 2025 году РНПК дает страховщикам возможность, как и ранее, самостоятельно настроить адекватную степени риска и прозрачную для всех сторон тарификацию риска «терроризм» с учетом уже имеющейся статистики. Если же такое саморегулирование не произойдет в должной мере, то РНПК будет готова установить базовые технические тарифы для этого сегмента, которые будут применяться для расчета премии по перестраховочным программам РНПК. При этом РНПК продолжит при заинтересованности страховщиков предоставлять им свою емкость для пропорционального размещения рисков терроризма в рамках приоритета страховщиков по облигаторным программам перестрахования.