• 21 мая, 2019
  • 195

БАНКРОТ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Алчеева Юлия

Заместитель директора филиала Филиал ООО РСО «ЕВРОИНС» Туристическое Страхование

Исполнительный директор ERV в России Юлия Алчеева полагает, что страхование ответственности туроператоров нуждается в очень тщательной настройке. В своем интервью нашему журналу она рассказала, почему договор страхования не может равняться финансовой гарантии, почему туристам нельзя обещать возврат 100 % уплаченных за путевку средств и почему оператор туристического рынка не должен иметь возможность объявлять себя «банкротом» по собственному желанию.

Современные страховые технологии: Какова сегодня ситуация со страхованием ответственности туроператоров?

Юлия Алчеева: Самое главное достижение в том, что этому вопросу уделяется достаточно внимания. В структуре ВСС создана отдельная рабочая группа, занимающаяся вопросами страхования ответственности туроператоров. Еще в 2007 году в рамках ВСС были разработаны типовые правила, которые мы постоянно совершенствуем, дорабатываем в соответствии со 132-ФЗ 1, с практикой, получаемой в ходе урегулирования страховых событий. Этот вид страхования практически является вмененным: учитывая социальную значимость, ответственность туроператора застрахована на случай прекращения его деятельности. Когда это происходит на практике, возникает большое социальное напряжение: какие-то туристы не могут вернуться, другие — не могут уехать, кому-то приходится дополнительно оплачивать проживание или перелет. Ситуации самые разные и в большинстве своем — конфликтные. У нас уже выстроен постоянный открытый диалог с регулирующими туристскую сферу госорганами — Ростуризмом, Минэкомразвития.

ССТ: Легко ли туроператору застраховать свою ответственность? Есть ли компании, которые этого не делают?

Ю. А.: В законе предусмотрена альтернатива страхованию — банковская гарантия надлежащего размера или свой финансовый фонд соответствующей емкости. Согласно 132-ФЗ, туроператор, формирующий персональный фонд в размере 7 % от оборота, освобождается от страхования. Этот фонд считается достаточным финансовым обеспечением. Но на сегодняшний день нет практически ни одного туроператора, который имел бы возможность такой фонд сформировать.

Туристический бизнес не имеет возможности формировать активы так же, как финансовый. Проблему сегодня понимает и законодатель: это излишние требования к финансовой устойчивости туроператоров. Банковская гарантия должна быть соизмерима со страховой суммой по договору страхования. Когда туроператор только начинает свою деятельность, банковская гарантия или страховой полис должны быть оформлены на 50 млн рублей. Это минимальные параметры для операторов, занимающихся выездным туризмом.

Согласно 132-ФЗ, туроператор, формирующий персональный фонд в размере 7 % от оборота, освобождается от страхования. Этот фонд считается достаточным финансовым обеспечением.

Еще в законе есть определенный расчет размера гарантии и страховой суммы, которые зависят от оборота туроператора. Именно поэтому страхование остается пока наиболее понятным и доступным в этой индустрии инструментом управления риском.

Контроль туристической отрасли становится более строгим. С прошлого года были внесены изменения в 132-ФЗ. Теперь операторы должны не один раз в год, а раз в квартал подтверждать свои объемы. Несмотря на сложные 2018 и 2014 годы, когда происходило большое количеством банкротств, у страховщиков к этому виду страхования остается адекватное и в целом позитивное отношение.

Это соответствует мировой практике. В Европе страхование ответственности туроператора и банковская гарантия — это совершенно рабочие инструменты. Другое дело, что возникают проблемы, когда страховой суммы недостаточно для выплат в случае какого-то крупного банкротства.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Каско нужна осознанность

Каско нужна осознанность

По формальным показателям рынок каско растет быстрыми темпами, однако не всегда этот расчет обеспечен потребительскими ценностями. Заместитель генерального директора ООО «СК…
Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Добровольное страхование средств наземного транспорта или каско традиционно является одним из ключевых видов страхования в России. Об основных параметрах рынка и…
Преимущество каско — не только общий объем выплат

Преимущество каско — не только общий объем выплат

Для более активного развития рынка каско необходимо не только предложить хорошее сочетание цены и наполнения продуктов автострахования, но и сформировать у…