• 16 ноября, 2018

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ОМС

Кузнецов Дмитрий

Вице-президент ВСС

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов считает, что в системе ОМС страховщик – единственная по-настоящему заинтересованная в эффективном расходовании средств сторона. По его мнению, только расширение прав и возможностей медицинских страховых компаний повысит качество медицинского обслуживания населения.

Современные страховые технологии: Соответствует ли современная система ОМС задаче обеспечения здоровья населения?

Дмитрий Кузнецов: Система ОМС в этом году отмечает свой четвертьвековой юбилей. Мне кажется, одно это свидетельствует о том факте, что она важна. Это, без преувеличения, одна из важнейших составных частей системы социальной защиты населения: в 100 % случаев застрахованному гражданину будет оказана необходимая медицинская помощь при возникновении проблем со здоровьем.

При этом следует помнить, страхование — инструмент финансирования тех или иных действий по решению возникшей проблемы. В нашем случае — это оплата медицинской помощи. К сожалению, в действующей системе медицинского страхования до сих пор присутствует некая двойственность: до принятия закона о медицинском страховании существовала государственная система финансирования здравоохранения, после его появления она стала бюджетно-страховой.

ССТ: А что мешает назвать ее полностью страховой?

Д. К.: Безусловно, Президентом России было неоднократно сказано о переходе на страховые рельсы в системе обязательного медицинского страхования. И определенные шаги сделаны. Но сказать, что система стала полностью страховой — нельзя.

Страховщиком в системе является Федеральный фонд ОМС, который в соответствии с законодательством, делегирует отдельные полномочия страховым медицинским организациям (и территориальным фондам ОМС). И эти полномочия крайне важны, так как позволяют осуществлять защиту прав и интересов застрахованных граждан на получение необходимой и качественной медицинской помощи при возникновении необходимости, напоминать гражданам об их правах в системе, а также содействовать более бережному и внимательному отношению к своему здоровью, привлекая к прохождению профилактических осмотров.

ССТ: А что уже сделано после слов главы государства?

Д. К.: Было повышено внимание к игрокам рынка, тем самым страховым медицинским организациям. Прежде всего, к их финансовой устойчивости, благодаря чему произошло укрупнение страховщиков, которые осуществляют свою деятельность в нескольких, как минимум, субъектах, гарантируя своим застрахованным одинаковый уровень защиты и поддержки.

Пристальное внимание уделяется показателям фактической работы страховой медицинской организации, чьи компетенции (и принципы их реализации) по взаимодействию с застрахованным возрастают год от года. Но движение от бюджетной системы к бюджетно-страховой нужно продолжать, ставя целью «страховую модель». Причем вопрос не о внезапном переходе к «рисковой модели» — вопрос об изменении функционала страховой организации.

ССТ: А что нам подсказывает мировой опыт? Можем ли мы в России использовать какие-то уже хорошо зарекомендовавшие себя модели?

Д. К.: В мире существуют самые разные системы финансирования здравоохранения, от полностью государственных до полностью частных, а также множество комбинированных вариантов. Это зависит от массы факторов, включая менталитет той или иной нации, ее исторический путь и предысторию развития структуры медицинской помощи. Выбрать, какая система лучше, а потом ее копировать — очень сложно, практически невозможно. Несмотря на огромное разнообразие, нет такой системы здравоохранения, которой были бы довольны все жители страны.

Более того, даже понимая претензии к финансированию нашей системы здравоохранения, я хочу сказать, что мы находимся впереди многих стран. Мы просто несколько избаловались теми обещаниями, гарантиями и услугами, которые получаем. Например, во многих странах практически невозможно вызвать врача на дом к ребенку с температурой — такой сервис просто не предусмотрен. Еще пример — перелом шейки бедра, случающийся чаще всего в пожилом возрасте. В России мы обычно вызываем скорую, которая везет пострадавшего в больницу. В большом ряде стран никакая «скорая» на такой вызов не приедет: транспортировка в клинику не в угрожающем жизни состоянии здоровья — не работа медицинской бригады.

А отвечая на вопрос, должен сказать, что с учетом достигнутого в стране, ориентиром для нас могла бы служить модель медицинского страхования, принятая в Нидерландах. Она близка нам.

ССТ: Но достаточно ли в сложившейся в России системе инструментов защиты прав человека, нуждающегося в медицинской помощи?

Д. К.: Страховая компания сегодня выступает в качестве заинтересованного участника решения проблем человека и медицинского учреждения при общении их друг с другом. Система исключительно государственного финансирования, бюджетного управления, оставляет пациента один на один с медиком без какого-либо инструмента защиты его прав.

Мы просто не замечаем, насколько сильно изменилась ситуация по сравнению «с советскими временами», когда мы лечились анальгином, Но-шпой и димедролом. Сейчас сложно представить, что человеку, «привезенному в больницу по скорой», не проведут коронарографию или не поставят стент при наличии показаний. Мы периодически говорим о нехватке лекарственных средств, но у нас появилось это разнообразие средств.

Да, какие-то материалы, оборудование, лекарственные средства стали дороже, но и мы научились больше капризничать. Если мы повернем назад, то лишимся инструмента защиты прав пациентов и реальной возможности отстаивания этих прав. Государство же лишится инструмента контроля за рациональностью расходования средств.

Сейчас основа системы — это институт защиты прав граждан и определенный, но не до конца используемый механизм оптимизации расходов в системе оказания медицинской помощи. В идеале, мы должны изменить статус страховой медицинской организации. Он касается набора инструментов, которыми может располагать страховая компания, чтобы исполнять свой функционал именно по оптимизации расходов и обеспечению доступности и качества медицинской помощи для населения.

Целый ряд проблемных моментов можно решить, дав определенные права и расширив инструменты работы страховщика.

Существующая практика финансирования сейчас тотально перекрывает для государства возможность оптимизации расходования средств, потому что требование увеличить финансирование есть всегда, а доказательная база причин для этого зачастую спорная.

В подобных новациях заинтересован гражданин. Финансово заинтересована — СМО. Но у нее пока не хватает полномочий. Мы должны очень интенсивно работать над расширением этих возможностей для страховых организаций и над предложениями по дальнейшему эволюционному и закономерному изменению системы ОМС. Наверное, сначала обоснованность изменений системы стоило бы опробировать в нескольких «пилотных регионах», чтобы с полной уверенностью в дальнейшем распространить новации на территорию всей страны.

ССТ: Какие цели касательно ОМС стоят в стратегии ВСС?

Д. К.: Стратегия — квинтэссенция чаяний, целей и планов их достижений участников страхового рынка. В нашем случае, цель — это дальнейшее развитие системы ОМС, погружение в нее классических страховых принципов, передача ответственности за управление частью системных рисков страховым медицинским организациям. По нашему искреннему убеждению, в результате подобных шагов мы сможем построить эффективную пациентоориентированную систему здравоохранения с эффективной мотивацией врача и ответственностью его за результат лечения, что является приоритетом для руководства страны, профильного министерства, а главное — каждого из нас.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…