- 10 марта, 2021
- 146
ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАСШИРЯЕТ ПОЛЕ ДЛЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ
Бурный всплеск развития онлайн-сервиса в страховании — процесс важный, но требующий внимания и аккуратного подхода, способного предотвратить такой же бурный рост мошенничества. Так считает Виктор Алексеев, заместитель генерального директора АО «МАКС».
ССТ: Как цифровизация страховой отрасли отразилась на активности мошенников? Используют ли они онлайн-технологии в своих схемах?
Виктор Алексеев: Мошенники активны всегда и всегда же используют любую возможность заработать дополнительно, особенно если вероятность наказания за действия минимальна. Поэтому с запуском Е-ОСАГО, как и предполагали страховщики, активизировались дополнительные схемы мошенничества. Основная направленность таких действий — снижение страховой премии посредством умышленного искажения информации о транспортном средстве, либо по параметрам, влияющим на размер страховой премии — КБМ, коэффициент территории, такси и т. д.
Кроме того, возможность оформить полис онлайн активизировала мошенников, заранее планирующих наступление страхового события. Например, нам пришлось срочно вводить запрет на оформление трех и более полисов одним и тем же лицом на страхование от несчастных случаев и страхование недорогих строений, так как одна за другой начали возникать ситуации с заявлением событий, связанных с серьезными травмами по полисам со страховой суммой до 1 млн руб. Но в итоге выяснялось, что человек приобрел 13 таких полисов, и по каждому из них страховщик обязан возместить ущерб. То же самое начало происходить со строениями, которые сгорали с завидным постоянством, при этом на руках у владельца было несколько полисов из числа так называемых «коробочных продуктов», которые легко можно оформить и оплатить на сайте страховщика.
ССТ: Стало ли больше мошеннических схем после внедрения онлайн-технологий в страховании? В каких видах они используются наиболее активно?
В. А.: Да, цифровые технологии дали толчок включению в мошенничество страховых посредников, которые, используя цифровую неграмотность значительной части автовладельцев, предлагают оформление полиса с использованием технологии Е-ОСАГО.
На сайте страховщика выкладывается информация о транспортном средстве с крайне низкой страховой премией, а владельцу машины выдают полис с реальными данными. В результате от владельца Mercedes недобросовестный посредник получает страховую премию в размере 10 тыс. руб., страховщику же перечисляет 1 тыс. руб. за мотоцикл. Такие случаи достаточно распространены и вскрываются на этапах заявления убытков, либо при обращении гражданина о заключении дополнительных соглашений к имеющемуся полису.
ССТ: Можете привести статистику по мошенничеству СК «МАКС» с использованием онлайн-технологий?
В. А.: Большинство страховщиков создали специальные подразделения, которые проводят объективную оценку информации по электронным полисам.
Проверяется подлинность представленных копий документов, а при вскрытии несоответствий производится расторжение таких договоров без возврата страховых премий.
Закон позволяет это делать. В 2020 году наша компания расторгла более 2 тыс. договоров по данным основаниям. Ни одной жалобы не поступило.
Это ровно означает, что страхователь согласился с тем, что он представил неверную информацию. При общении с коллегами из других страховых компаний мы получаем информацию о примерно такой же статистике.
ССТ: Насколько продуктивно страховщики взаимодействуют с правоохранительными органами для борьбы с мошенниками? Используются ли при этом цифровые технологии?
В. А.: Заявления в правоохранительные органы направляются по всем вскрытым фактам обмана страхователей со стороны страховых посредников. Не могу сказать об успешности таких заявлений — опыт возбуждения уголовных дел пока не наработан. Но ведь несколько лет назад не было опыта взаимодействия страховщиков с правоохранительными органами и по пресечению деятельности мошеннических
групп, специализирующихся на фальсификации ДТП. Сейчас же можно с уверенностью сказать, что «процесс пошел»: уголовные дела возбуждают постоянно. Значит, наработаем опыт и по новым видам дел.
ССТ: Каков прогноз — увеличится ли масштаб мошенничества с развитием онлайн-технологий?
В. А.: Прогноз пессимистичный для страховщиков.
В ближайшей перспективе планируется внедрить удаленное урегулирование страховых событий. Вот здесь поле для фальсификации резко расширится. Мы не против внедрения цифровых технологий и понимаем, что это элемент повышения качества работы со страхователем. Но готовимся к всплеску, как минимум, попыток использования мошенниками и их представителями нового поля для «отъема денег» у страховщиков. Наглядный пример — в письме участника ДТП в наш адрес. «Страховая компания не обеднеет» — написала дама — второй участник ДТП, срывая наклейки такси со своего автомобиля.