• 10 марта, 2021
  • 155

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАСШИРЯЕТ ПОЛЕ ДЛЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

Алексеев Виктор

заместитель генерального директора СК «МАКС»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РАСШИРЯЕТ ПОЛЕ ДЛЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

Бурный всплеск развития онлайн-сервиса в страховании — процесс важный, но требующий внимания и аккуратного подхода, способного предотвратить такой же бурный рост мошенничества. Так считает Виктор Алексеев, заместитель генерального директора АО «МАКС».

ССТ: Как цифровизация страховой отрасли отразилась на активности мошенников? Используют ли они онлайн-технологии в своих схемах?

Виктор Алексеев
Фото: Заместитель генерального директора АО «МАКС»

Виктор Алексеев: Мошенники активны всегда и всегда же используют любую возможность заработать дополнительно, особенно если вероятность наказания за действия минимальна. Поэтому с запуском Е-ОСАГО, как и предполагали страховщики, активизировались дополнительные схемы мошенничества. Основная направленность таких действий — снижение страховой премии посредством умышленного искажения информации о транспортном средстве, либо по параметрам, влияющим на размер страховой премии — КБМ, коэффициент территории, такси и т. д.

Кроме того, возможность оформить полис онлайн активизировала мошенников, заранее планирующих наступление страхового события. Например, нам пришлось срочно вводить запрет на оформление трех и более полисов одним и тем же лицом на страхование от несчастных случаев и страхование недорогих строений, так как одна за другой начали возникать ситуации с заявлением событий, связанных с серьезными травмами по полисам со страховой суммой до 1 млн руб. Но в итоге выяснялось, что человек приобрел 13 таких полисов, и по каждому из них страховщик обязан возместить ущерб. То же самое начало происходить со строениями, которые сгорали с завидным постоянством, при этом на руках у владельца было несколько полисов из числа так называемых «коробочных продуктов», которые легко можно оформить и оплатить на сайте страховщика.

ССТ: Стало ли больше мошеннических схем после внедрения онлайн-технологий в страховании? В каких видах они используются наиболее активно?

В. А.: Да, цифровые технологии дали толчок включению в мошенничество страховых посредников, которые, используя цифровую неграмотность значительной части автовладельцев, предлагают оформление полиса с использованием технологии Е-ОСАГО.

На сайте страховщика выкладывается информация о транспортном средстве с крайне низкой страховой премией, а владельцу машины выдают полис с реальными данными. В результате от владельца Mercedes недобросовестный посредник получает страховую премию в размере 10 тыс. руб., страховщику же перечисляет 1 тыс. руб. за мотоцикл. Такие случаи достаточно распространены и вскрываются на этапах заявления убытков, либо при обращении гражданина о заключении дополнительных соглашений к имеющемуся полису.

ССТ: Можете привести статистику по мошенничеству СК «МАКС» с использованием онлайн-технологий?

В. А.: Большинство страховщиков создали специальные подразделения, которые проводят объективную оценку информации по электронным полисам.

Проверяется подлинность представленных копий документов, а при вскрытии несоответствий производится расторжение таких договоров без возврата страховых премий.

Закон позволяет это делать. В 2020 году наша компания расторгла более 2 тыс. договоров по данным основаниям. Ни одной жалобы не поступило.

Это ровно означает, что страхователь согласился с тем, что он представил неверную информацию. При общении с коллегами из других страховых компаний мы получаем информацию о примерно такой же статистике.

ССТ: Насколько продуктивно страховщики взаимодействуют с правоохранительными органами для борьбы с мошенниками? Используются ли при этом цифровые технологии?

В. А.: Заявления в правоохранительные органы направляются по всем вскрытым фактам обмана страхователей со стороны страховых посредников. Не могу сказать об успешности таких заявлений — опыт возбуждения уголовных дел пока не наработан. Но ведь несколько лет назад не было опыта взаимодействия страховщиков с правоохранительными органами и по пресечению деятельности мошеннических

групп, специализирующихся на фальсификации ДТП. Сейчас же можно с уверенностью сказать, что «процесс пошел»: уголовные дела возбуждают постоянно. Значит, наработаем опыт и по новым видам дел.

ССТ: Каков прогноз — увеличится ли масштаб мошенничества с развитием онлайн-технологий?

В. А.: Прогноз пессимистичный для страховщиков.

В ближайшей перспективе планируется внедрить удаленное урегулирование страховых событий. Вот здесь поле для фальсификации резко расширится. Мы не против внедрения цифровых технологий и понимаем, что это элемент повышения качества работы со страхователем. Но готовимся к всплеску, как минимум, попыток использования мошенниками и их представителями нового поля для «отъема денег» у страховщиков. Наглядный пример — в письме участника ДТП в наш адрес. «Страховая компания не обеднеет» — написала дама — второй участник ДТП, срывая наклейки такси со своего автомобиля.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…
ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

ИСКЛЮЧИТЬ СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ

За годы работы Службы финансового уполномоченного проявились определенные нюансы, которые необходимо учитывать для исключения спорных ситуаций между страховщиками, потребителями страховых услуг…
НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

Нацеленность на достижение общего результата позволяют оперативно находить системные решения проблем с мошенничеством. О том, почему деятельность подразделений безопасности всех страховых…