• 26 октября, 2025

ДМС должен стать обязательным

Щеглеватых Роман

Вице-президент ВСС

ДМС должен стать обязательным

Страховщики инициировали внедрение норм, предусматривающих изменение подходов к обеспечению медицинских гарантий для иностранного гражданина в рамках ДМС. По мнению вице-президента ВСС Романа Щеглеватых, от изменений выиграет региональный бюджет, система здравоохранения и развитие финансовых рынков в целом.

ССТ: Сейчас одна из актуальнейших тем — это медицинское страхование для иностранных граждан и лиц без граж­данства. Почему это настолько важно?

Роман Щеглеватых: По некоторым открытым источникам, в России временно пребывает более 6 млн иностранных граждан. Какая-то часть из них — с целью работать в России.

Временно пребывающие иностран­ные граждане и лица без гражданства обязаны иметь гарантии медицинского обслуживания.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федера­ции иностранный гражданин обязан иметь действующий на территории страны договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключен­ный со страховой организацией или с иностранной страховой организаци­ей, имеющими право в соответствии со страховым законодательством на осуществление в Российской Феде­рации добровольного медицинского страхования. Либо договор о пре­доставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на террито­рии которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность, либо полис обязательного медицинского страхо­вания в соответствии с требованиями законодательства Российской Феде­рации об обязательном медицинском страховании.

Но на деле, к сожалению, далеко не всегда иностранцы обеспечены не­обходимыми гарантиями, это в конеч­ном счете приводит к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты.

Если у въезжающего иностранца нет прав на ОМС, он должен иметь полис ДМС или договор платных услуг

ССТ: Как организовано страхование иностранных граждан, которые пребы­вают к нам с целью работать и жить?

Р. Щ.: Независимо от цели приезда, если у въезжающего иностранца нет прав на ОМС, он должен иметь полис ДМС или договор платных услуг.

Первая проблема возникает уже при пересечении границы, поскольку проверить подлинность предъявляемо­го документа (за исключением полиса ОМС) не представляется возможным. Таким образом, практика показывает, что мигранты въезжают как, правило, не имея на руках никаких медицинских гарантий.

ССТ: Что происходит потом?

Р. Щ.: Наше законодательство в сфере здравоохранения очень пациент-ориентировано. Согласно постановле­нию правительства от 08.05.2025 №631 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» экстренная медицинская помощь оказывается бесплатно, а неот­ложная или плановая помощь оказы­вается в рамках ДМС или договора платных услуг. Однако у нас нет четких критериев определения экстренной и неотложной помощи. Самый важный из них — угроза жизни пациента.

Учитывая, что неоказание помощи больному без уважительных причин может привести к уголовной ответ­ственности, медицинская организа­ция, скорее, окажет медицинскую помощь и представит ее как экстрен­ную. Такая помощь оплачивается за счет средств региональных бюдже­тов и составляет серьезную нагрузку, особенно в тех регионах, где мигран­тов больше. Эта нагрузка — тут нас, надеюсь, поддержат и медицинское сообщество, и региональные орга­ны власти — мягко говоря, неспра­ведлива.

ССТ: Как может быть разрешена тогда ситуация?

Р. Щ.: В июле этого года вышел указ президента № 467 «О государственном информационном ресурсе «Цифровой профиль иностранного гражданина». В этом профиле будет агрегирована вся информация, необходимая для разных госорганов и организаций, в том числе ресурс будет наполняться сведениями о полисах ДМС иностранных граждан и лиц без гражданства.

Мы уже плотно работаем и с Цен­тральным банком, и с Минфином, и с Минздравом по нашему участию в этом информационном ресурсе. Но одна лишь передача данных только создает условия для решения во­проса, связанного с необоснованной нагрузкой на региональные бюджеты здравоохранения. На наш взгляд, необходимо внести изменения в ряд федеральных законов.

Самое главное изменение должно коснуться правил въезда в Российскую Федерацию: должна быть установлена норма, предусматривающая обязан­ность для иностранного гражданина в какой-то разумный срок приобрести полис ДМС в российской страховой компании. При этом важно убрать вариативность — договор платных услуг, потому что это неконтролируе­мая область.

Поскольку информацию обо всех полисах ДМС мы будем передавать в государственный информационный ресурс, то для правоохранительных органов, которые обеспечивают проверку законности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, не составит труда понять, получил или не получил полис ДМС гражданин после насту­пления законного срока, и применить к нему соответствующие меры адми­нистративного воздействия.

ССТ: Полис должен быть ка­ким-то специальным?

Р. Щ.: Конечно, надо написать, какие виды медицинской помощи этот полис должен покрывать, чтобы избежать махинаций с короткими по­лисами ДМС от каких-то ситуативных историй типа укуса клеща. Основные изменения, про которые мы говорим, должны коснуться № 115-ФЗ. На мой взгляд, их достаточно несложно претворить в жизнь.

Должна быть установ­лена норма, предусма­тривающая обязанность для иностранного гражданина в какой-то разумный срок при­обрести полис ДМС в российской страховой компании.

Второй момент значительно сложнее, но он очень важен. Это касается экстренной медицинской помощи. Детализировать крите­рии разделения неот­ложной и экстренной медицинской помощи крайне сложно: в момент обращения у пациента может не быть угрозы жизни, но никто не может дать гаран­тий, что, условно, через полчаса такая угроза может и появиться.

Если в этой части ничего не пред­принять, то у нас, скорее всего, сохра­нится ситуация, в которой даже при наличии полиса ДМС пациенты будут обращаться в медицинскую организа­цию с сильными болями и получать помощь бесплатно. Таким образом, нагрузка на бюджет сохранится. Это означает, что полис ДМС для этих иностранных граждан должен по­крывать в том числе и экстренную помощь.

ССТ: Как это будет работать?

Р. Щ.: Нужно предусмотреть, что ме­дицинские организации получат доступ к «Цифровому профилю иностранного гражданина». Когда к ним обращается такой гражданин, можно будет по­смотреть по базе, есть ли у него полис ДМС, а затем связаться со страховой компанией и выставить счет на оплату оказанной помощи, не отказывая граж­данину в ее оказании.

ССТ: Это проблемы государственные, а страховщикам ДМС это вообще зачем нужно?

Р. Щ.: Тут несколько моментов. По факту, сегодня иностранные граждане, которые имеют полис ДМС, крайне редко их предъявляют при об­ращении в медицинскую организацию, руководствуясь тем, что им все равно медпомощь окажут. Могу предпо­ложить, что большинство трудовых мигрантов вообще рассматривают полис ДМС как некую таксу за право на работу, как налог.

ССТ: Но ведь для страховщиков это хорошо — убытков нет.

Р. Щ.: Мы вместе с Центральным банком все-таки стремимся двигать­ся в сторону повышения клиентской ценности продукта.

Сегмент ДМС, который касается мигрантов, относительно небольшой с точки зрения всего рынка, наверное, около 2 %. Это не тот драйвер, кото­рый развивает рынок ДМС, это сопут­ствующая история. Но она выставляет страховщиков в невыгодном свете. Мы-то не виноваты, что иностранцы не предъявляют полисы ДМС в медор­ганизациях, но тень ложится на нас, а репутация здесь важнее.

Сейчас для решения этого вопро­са создаются необходимые условия, чтобы правоохранительные органы могли проверять наличие полиса ДМС, а медорганизации могли видеть всю необходимую информацию об ино­странце и обращаться в страховую для возмещения расходов оттуда, а не из бюджета.

ССТ: Когда будут внедрены все упомя­нутые изменения?

Р. Щ.: По указу Президента информа­ционный ресурс с цифровым профи­лем должен заработать с июня 2026 года. По-хо­рошему, надо все зако­нодательные изменения вносить параллельно, чтобы затраченные средства на этот инфор­мационный ресурс, как и ресурсы госорганов и организаций, не были потрачены впустую.

Детализировать крите­рии разделения неот­ложной и экстренной медицинской помощи крайне сложно: в момент обращения у пациента может не быть угрозы жизни, но никто не может дать гарантий, что через полчаса такая угроза появится.

Мы уже направили в за­интересованные феде­ральные органы испол­нительной власти наши предложения по внесению изменений в законода­тельство, конкретно сформулировав но­вые редакции ряда статей и положений. Уже получили от некоторых обратную связь и работаем с замечаниями.

В ближайшее время мы должны выйти на трек, связанный с обсуждением этих предложений на каких-то обще­ственных площадках, а может быть, на площадках федеральных органов власти. Далее к весенней сессии Го­сударственной Думы надо стараться успеть с этими изменениями, проведя соответствующие процедуры.

На наш взгляд, эти изменения долж­ны способствовать развитию системы здравоохранения, повышению доступ­ности и качества медицинской помощи для наших граждан.

Похожие статьи

Медицинская помощь для ветеранов СВО: комплексно, адресно, безотлагательно

Медицинская помощь для ветеранов СВО: комплексно, адресно, безотлагательно

Обеспечение участников СВО доступной и качественной медицинской помощью — одно из флагманских направлений работы страховой медицинской организации «Капитал МС». На XXVIII…
От точности учета — к ценности для пациента

От точности учета — к ценности для пациента

Снятие негласных барьеров по установлению подозрений на онкозаболевания не привело к существенному повышению точности раннего выявления рака у пациентов. Очевидно, что…

Каждый четвертый россиянин готов сменить работу ради медстраховки

Каждый четвёртый россиянин (26%) готов отказаться от работы с большей зарплатой ради работодателя, который предлагает расширенный полис ДМС.