• 14 мая, 2020
  • 155

ДОВЕРИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Страховой рынок сегодня, как и вся страна, испытывает огромный стресс в связи с необходимостью принимать экстренные меры для борьбы с коронавирусом. При этом отрасль продолжает обеспечивать все текущие обязательства, гарантируя потребителям доступ к востребованным страховым продуктам и стремясь к более полному охвату экономики услугами страхования. Глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс в своем интервью обозначил несколько актуальных направлений диалога страхового сообщества с государством.

ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ

Современные страховые технологии: Российские страховщики сегодня оказались в эпицентре борьбы с коронавирусом. Как пандемия повлияла на работу страховых организаций?

Игорь Юргенс: Более 14 тысяч страховых представителей сейчас по всей России встали в один ряд с медиками на передовую линию защиты пациентов. Страховщики ОМС оказались прямо задействованы в процессе организации помощи людям, столкнувшимся с риском заболеть или нуждающимся в консультациях. Мы фиксируем небывалый всплеск таких обращений: их уже более четверти от всех поступивших вопросов. При этом, в условиях мобилизации всей медицинской системы, важно оказывать поддержку людям, которым нужна плановая медицинская помощь. Сейчас работа с каждым пациентом ведется практически в ручном режиме.

ССТ: Это наверняка потребовало серьезной перестройки?

И. Ю.: Страховщики продемонстрировали мобильность и адаптивность, разработав специальные программы по защите от коронавируса. И если в первые дни запуска таких продуктов встречался, в том числе, и скепсис, то сейчас уже на государственном уровне обсуждается возможность введения страховых принципов в обеспечение здоровья специалистов тех или иных отраслей, например, строителей.

Президент России Владимир Путин в обращении к нации отметил важность введения поддерживающих мер для врачей, среди которых значится и страховая защита, механизмы предоставления которой обсуждаются на всех уровнях власти. Мы со своей стороны выступили с предложением обеспечивать защиту для таких профессий в постоянном режиме, а не только в кризисные периоды — все возможности для этого у страхового рынка существуют.

ССТ: Как в это непростое время происходит взаимодействие с регулятором?

И. Ю.: В проводимой нами работе мы находим серьезную поддержку Банка России, который не только снизил регуляторную нагрузку на бизнес, но и оперативно помогает в решении всех ключевых задач отрасли. Так, благодаря своевременному разъяснению Центробанка, неотложные услуги по страхованию могут оказываться в период длинных «каникул». Компании, обеспечивающие исполнение обязательств по договорам ОМС, ДМС, ОСАГО, смогли в условиях усиления режима самоизоляции продолжать работу.

При этом, со своей стороны, страховое сообщество подготовило всю необходимую техническую базу для организации этой работы, в частности — для тех случаев, когда требуется пропускной режим.

ССТ: Вы отслеживаете статистику обращения за страховыми услугами в период действия мер по борьбе с вирусом?

И. Ю.: Оперативная статистика показывает, что по наиболее востребованным розничными потребителями видам страхования сохраняется позитивная динамика продаж. Это доказывает, что населению обеспечен доступ к необходимым услугам.

ССТ: Требуется ли сегодня страховой отрасли поддержка государства?

И. Ю.: Очевидно, что страховая отрасль, как и вся экономика, вся страна в целом, находится сейчас не в самом простом положении. По теме актуальных мер поддержки мы находимся в диалоге — внутри сообщества и с властями — и надеемся, что наиболее значимые из них удастся оперативно реализовать. Страховщики ожидают некоторых налоговых послаблений, а также возможности получить беспроцентные кредиты для покрытия операционного разрыва, возникающего в условиях удлиненных выходных.

Наши предложения были учтены в письме Российского союза промышленников и предпринимателей, которое было направлено РСПП на имя Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. В нем говорится, в частности, что поддержку целесообразно оказывать предприятиям, работающим во всех областях экономики. Сейчас же меры поддержки оказываются, фактически, только субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

РЕГУЛЯТОРНАЯ НАГРУЗКА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ РСПП ПО ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕСА:

  • Получателями субсидии могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в любой из отраслей экономики, определенной списком Правительственной комиссии. При этом никаких дополнительных ограничений, связанных с обязательным включением в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, быть не должно.
  • Денежные средства предоставляются на условиях беспроцентной целевой ссуды сроком на 3 года с целью осуществления бесперебойной операционной деятельности, выплаты заработной платы работникам, оплаты налогов текущего периода, расчетов по текущим обязательствам перед кредитными организациями.
  • Лимит финансовой поддержки определяется в размере налоговых сборов, уплаченных налогоплательщиками за 2019 год.
  • Для получения помощи каждому налогоплательщику открываются индивидуальные субсчета в уполномоченных банках, отвечающих установленным критериям.
  • Контроль за целевым использованием денежных средств возлагается на уполномоченные банки, у которых есть все необходимые механизмы и ресурсы для осуществления подобного контроля.
ССТ: Каких мер по совершенствованию надзора ожидают сегодня страховщики от мегарегулятора?

И. Ю.: В Основных направлениях развития финансового рынка на 2019–2021 годы уже есть такие меры. Одним из ожидаемых эффектов их реализации является снижение издержек рынка по соблюдению регулирования с одновременным повышением результативности деятельности регулятора. И сегодня осуществляется важнейший для страхового сообщества процесс по актуализации нормативной базы — «регуляторная гильотина».

Вместе с тем страховое сообщество считает необходимым сформировать устойчивый тренд по синхронизации задач, направленных на снижение регуляторной нагрузки и внедрение риск-ориентированного подхода к регулированию. Этот подход, основанный на принципах Solvency II, осуществляется поэтапно, новые требования будут вступать в силу последовательно. Перед страховыми организациями стоит сложная и многогранная задача по адаптации к новым требованиям, которая требует скоординированных усилий различных корпоративных служб.

ССТ: Можно ли уже при этом рассчитывать на снижение бремени регуляторной нагрузки в страховой отрасли?

И. Ю.: Сегодня регулятор предпринимает шаги по поддержке страховой отрасли: временно смягчены многие требования, отменены плановые проверки. Но после того как пандемия закончится, отложенные задачи нужно будет решать.

Именно по этой причине страховое сообщество хотело бы предложить варианты решения основных проблем, связанных с избыточным регулированием — с тем, чтобы ресурсы отрасли были направлены на достижение ключевых целей: повышение доверия к страховой индустрии и финансовой устойчивости.

Изменения законодательства и нормативных требований в области формирования бухгалтерской (финансовой) и надзорной отчетности в течение последних двух лет привели к значительному росту регуляторной нагрузки на страховые компании. Не только сократились сроки представления отчетности в Банк России, но и ужесточилась ответственность за ошибки в ней. При этом надо понимать, что получение отчетности страховщиков на 5–6 дней раньше вряд ли позволит предотвратить системные кризисы у отдельных недобросовестных страховых компаний, но при этом создаст значительное бремя трудозатрат и рисков для всех без исключения участников рынка.

К тому же, помимо надзорной и статистической отчетности, складывается практика запросов регулятора о предоставлении дополнительной отчетности в рамках так называемого обследования.

ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ ПО СНИЖЕНИЮ ИЗДЕРЖЕК УЧАСТНИКОВ РЫНКА ПО СОБЛЮДЕНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

  • Исключение неактуальной/избыточной/ дублирующей информации в предоставляемой отчетности, снижение трудозатрат страховщиков за счет объединения схожих по экономической сути отчетных данных.
  • Сокращение объемов отчетности, в т. ч. за счет имеющейся в общедоступных источниках информации.
  • Оптимизация отчетности за счет изменения порядка и сроков составления, дифференциации требований к различным группам страховых компаний.
ССТ: Вы считаете это избыточной мерой?

И. Ю.: Регулярная отчетность страховщиков, представляемая в Банк России, уже полностью раскрывает состав активов страховщика. Любые дополнительные требования о предоставлении форм «в порядке обследования» являются мерой избыточного контроля.

Также в настоящее время страховым компаниям вменено в обязанность отчитываться перед специализированными депозитариями о своих активах, находящихся в покрытии страховых резервов и собственных средств. Одновременно спецдепы обязаны ежедневно осуществлять контроль покрытия резервов и капитала страховщиков, включая подтверждение величины каждого инвестиционного актива. По нашему мнению, данная мера контроля является полностью избыточной для страховых компаний с устойчивым финансовым положением.

ССТ: Ожидаются ли в ближайшее время изменения, усугубляющие положение с отчетностью — чего еще ждать страховщикам?

И. Ю.: Боюсь, что увеличение регуляторной нагрузки будет связано с принятием Положения Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков». К сожалению, несмотря на предварительное обсуждение этого нормативного акта, некоторые значимые для страхового сообщества позиции об избыточном регулировании учтены не были. Положение вступит в силу с 01.07.2021 и обяжет страховые организации обеспечить как подготовку более детального раскрытия информации по активам и обязательствам, так и принятие самих мер по выполнению данных требований. Наибольшее беспокойство рынка вызывают завышенные требования к срокам погашения дебиторской задолженности агентов, которые приведут к необходимости частичного или полного перестроения модели продаж и работы с агентами всех страховых компаний. Также ряд расчетов требований к капиталу, вступающих в силу с 01.07.2022, как, например, риска дефолта в отношении страховой дебиторской задолженности, является с экономической и математической точки зрения избыточным из-за двойного учета нагрузки на капитал.

 

ЭПОХА МСФО

КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЩИКОВ НЕ БЫЛИ УЧТЕНЫ:

  • Разрешить учитывать в расчете достаточности капитала вложения в дочерние общества, являющиеся страховыми организациями, в размере превышения фактического капитала, рассчитанного в соответствии с новыми требованиями, над величиной, обеспечивающей требуемое пороговое значение.
  • Разрешить учитывать в полном объеме участие в организациях, обладающих рейтингом выше минимального порога, установленного Банком России, а также применять критерии, установленные для вложений в юридические лица, над которым отсутствует контроль.
  • Учитывать специфику ведения бизнеса с системно-значимыми организациями, в частности задолженность перед страховщиком федеральных органов государственной власти.
ССТ: Какие перемены будут связаны с внедрением МСФО (IFRS) 17?

И. Ю.: МСФО 17 открывает новую эпоху в учете договоров страхования, коренным образом меняя порядок учета во всех организациях, которые заключают договоры страхования. Его своевременное внедрение имеет жизненно важное значение для повышения качества и сопоставимости бухгалтерского учета по договорам страхования. Однако страховыми компаниями уже выявлены значительные сложности, связанные с подготовкой к внедрению стандарта, а также проведена предварительная оценка потенциальных издержек. В марте текущего года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB) перенес дату вступления стандарта на два года — на годовые отчетные периоды, начинающиеся 01.01.2023 года или после этой даты. Также было продлено действие исключения для некоторых страховщиков в отношении применения МСФО 9 «Финансовые инструменты» с тем, чтобы они могли одновременно применять как МСФО 9, так и МСФО 17. Эти меры позволят страховщикам во всем мире одновременно внедрить новый стандарт, который Совет считает выгодным для инвесторов, страховщиков и других заинтересованных сторон.

Кроме того, Совет планирует выпустить поправки к МСФО 17 во втором квартале 2020 года.

ССТ: Каких же затрат МСФО 17 потребует от страховщиков?

И. Ю.: На данный момент разброс оценок будущих затрат на внедрение стандарта у страховых компаний велик и зависит от размера компании, степени ее технической оснащенности, текущего уровня подготовленности к переходу. Согласно оценкам некоторых страховщиков из ТОП–20, сумма инвестиций может составить от 500 млн рублей — в зависимости от выбранного решения по IТ-ландшафту и необходимости закупок оборудования.

ССТ: А есть ли риск конфликта уже запланированных изменений в регулировании с требованиями стандарта?

И. Ю.: Положение Банка России о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, а также требования о регуляторных резервах базируются на действующем порядке учета страховых операций и ведении бухгалтерского учета. Одновременный переход на новое регулирование и внедрение МСФО 17 не только чревато двойными затратами для страховых компаний, но и формирует дополнительные риски по успешному внедрению указанных требований. Ведь бремя перехода ляжет на одни и те же подразделения компаний, а одновременная доработка IТ-ландшафта под разнонаправленные задачи снижает согласованность систем.

Отдельно хотел бы обратить внимание на необходимость проработки влияния налоговых последствий в связи с планируемым изменением подходов к представлению показателей выручки страховых компаний в соответствии с требованиями МСФО 17, а также к расчету страховых резервов согласно разработанной Банком России концепции новых требований. Концепция определяет регуляторные требования к расчету технических резервов (для целей платежеспособности) и направлена на изменение действующих нормативных документов Банка России, устанавливающих правила формирования страховых резервов. Крайне важным моментом, который, по нашему мнению, необходимо учитывать при внедрении планируемых изменений, является тот факт, что в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации регуляторные резервы, т. е. резервы, формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Банком России, используются для расчета налогооблагаемой базы налога на прибыль организаций. Следовательно, при концептуальном изменении принципов формирования регуляторных резервов необходимо оценить и учесть в процессе имплементации изменений их налоговые последствия.

Таким образом, ввиду наличия возможных коллизий в отношении применения текущих требований налогового законодательства и новых требований регулирования и учета, необходимо проведение детального предварительного анализа и комплексной проработки изменений на уровне структурного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

ССТ: Возникает ли дополнительная регуляторная нагрузка в области защиты прав потребителей на финансовом рынке?

И. Ю.: Безусловно, издержки страховых компаний, связанные с реализацией мер по защите прав потребителей, возрастают и сдерживают возможности по расширению охвата экономики и общества страхованием. Предложенный Банком России подход к раскрытию информации о страховых продуктах путем опубликования стандартизованных ключевых информационных документов (КИД) в целом заслуживает поддержки. Аналогичные требования существуют в ЕС, где в соответствии с Insurance Distribution Directive страховщики и их агенты размещают на сайте и предоставляют для ознакомления в точках продаж insurance product information document (IPID).

Однако невозможно согласиться с нормой о фиксации факта знакомства потребителя с КИД подписью, видеозаписью и т. п. Соблюдение этого требования потребует организации дорогостоящего комплаенс-процесса, а главное — создаст риск дисциплинарной ответственности.

ССТ: В связи со сложной ситуацией на финансовых рынках, связанной с пандемией коронавируса, Банк России уже объявил о серьезных послаблениях в части контрольно-надзорной функции в отношении страховых организаций. Есть ли у страхового сообщества дополнительные предложения по поддержке отрасли?

И. Ю.: ВСС на фоне угрозы распространения коронавируса уже обратился в Банк России, Госдуму, Минфин и к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с целым пакетом мер. В числе наших предложений как раз содержалась просьба о смягчении регулирования страховой отрасли на период пандемии. Мы предложили снизить или отменить штрафы за несвоевременную сдачу различных отчетов, в частности передачу информации в Росфинмониторинг, увеличить сроки ответов на запросы и предписания Банка России, а также заморозить до конца 2020 года переход к раскрытию информации о страховых продуктах путем внедрения КИД.

В условиях нестабильной финансовой ситуации и негативного прогноза развития страхового рынка, важны меры по поддержке сегмента добровольного страхования имущества юридических лиц, который по оценке экспертов наиболее подвержен спаду. Принятие законодательных изменений, позволяющих учитывать расходы на добровольные виды имущественного страхования при исчислении налога на прибыль, помимо существующего перечня расходов, окажет существенную поддержку как отрасли в целом, так и отраслям экономики, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. Возможность применения различных страховых инструментов в данном сегменте улучшит уровень защищенности организаций от рисков и будет способствовать повышению стабильности и восстановлению экономики, обеспечению финансовой устойчивости организаций, позволит осуществить поддержку субъектам малого и среднего бизнеса.

В целом нас радует общий настрой регулятора в направлении смягчения воздействия на бизнес, ведь сегодня у нас общая задача — сохранить работоспособность страхового рынка, несмотря на все «карантинные» мероприятия.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ОМС РАБОТАЕТ БЕЗ СБОЕВ

ОМС РАБОТАЕТ БЕЗ СБОЕВ

Все обязательства по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС в 2024 году выполняются без задержек и сбоев. Председатель ФФОМС Илья Баланин…
РОЛЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОЛЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В…

Указом Президента РФ1 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены национальные проекты, в…
ОМС — ЭТО КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА

ОМС — ЭТО КАЧЕСТВО МЕДПОМОЩИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА

Главная задача, которую предстоит решить всем участникам и субъектам ОМС — это повышение продолжительности жизни населения России. Для достижения этой национальной…